Как увидеть мир без преград

Подпишитесь на канал

Проблема обеспечения доступной среды на транспорте сегодня одна из самых актуальных во всем мире. Это связано в том числе с ростом объемов перевозок, ускоренным развитием технологий строительства вокзальных комплексов, а также новейших цифровых систем пропуска и обслуживания пассажиров наземного, воздушного и морского транспорта. Именно транспорт показал наибольший рост и в общем портфеле объектов, рассмотренных Главгосэкспертизой России в 2022 году. Эксперты рассказали о специфике требований в части безопасности и доступности транспортных объектов для всех категорий пассажиров и о том, как они выполняются.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, в редакции от 6 мая 2023 года, такие решения включаются в отдельный раздел проектной документации и держатся на особом контроле при проведении экспертизы.

Наиболее распространенные ошибки были подробно проанализированы на недавнем бесплатном вебинаре Главгосэкспертизы, посвященном проблемам безбарьерной среды на транспорте.

В числе критически важных нарушений эксперты выделяют отсутствие требуемых условий доступности людей с ограниченными возможностями в планировочной структуре зданий.

«Зачастую ширина коридоров, в том числе, например, в административно-служебной части терминалов, принята без учета возможности разворота инвалидной коляски. А в составе технологических зон (кассы, зоны досмотра, регистрации) не предусмотрено наличие зоны ожидания для маломобильных пассажиров. Кроме того, стесненные площади помещений для досмотра не обеспечивают возможность досмотра таких пассажиров», – рассказала Оксана Ковалевская, заместитель начальника отдела локальных экспертиз Службы главных экспертов проектов по объектам гражданского назначения Главгосэкспертизы России.

Еще одно из наиболее частых нарушений – отсутствие в зонах отдыха и ожидания для людей с ограниченными возможностями оборудования с кнопкой вызова сотрудников службы сопровождения или иными техническими средствами для экстренной связи со служащими пассажирского терминала. В то время как средства связи – один из основных элементов обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения на объекты транспортной инфраструктуры.

При их проектировании необходимо учитывать, что состав технических средств связи, информации и сигнализации определяется требованиями нормативных документов, а также требованиями задания на проектирование. Так, например, в задании на проектирование должны быть указаны не просто требования к перечню технических средств – должно быть определено помещение, в которое выводится сигнал от устройства вызова помощи.

«Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять с учетом принятой организации обслуживания посетителей по заданию на проектирование. Таким образом, важно еще на этапе подготовки задания на проектирование прорабатывать вопросы обеспечения доступной среды в целях обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры для маломобильных групп населения. Это позволит исключить дополнительные расходы на последующее переустройство и приспособление объекта», – отмечает Татьяна Лапина, начальник отдела информатизации, связи и инженерно-технических мероприятий антитеррористической защищенности Управления инженерного обеспечения Главгосэкспертизы России. Эксперт также подчеркнула, что при проектировании решений по организации обратной связи из пожаробезопасных зон для МГН необходимо соблюдать требования как свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», так и свода правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». «При этом важно учитывать, что технические средства обратной связи, устанавливаемые в пожаробезопасной зоне, должны соответствовать требованиям пожарной безопасности», – напоминает Татьяна Лапина.

За период 2020-2022 гг. издано порядка десяти документов в сфере нормативного регулирования доступности транспортной инфраструктуры. В их числе – новый национальный стандарт ГОСТ Р59432-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования».

Приказом Минстроя России № 901 от 30 декабря 2020 года принят новый свод правил СП 417.1325800.2020 «Железнодорожные вокзальные комплексы. Правила проектирования». А приказом Минтранса России №61 от 3 марта 2020 года был утвержден актуализированный «Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов инфраструктуры внеуличного транспорта и предоставляемых услуг...».

И все же основным регулирующим нормативом как для проектировщиков, так и для экспертов является СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуальная редакция с изменением № 1 введена в действие с 31 мая 2022 года.

СП 59 – это, по сути, второй по востребованности документ в сфере проектирования гражданских объектов, наряду с 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Но если в федеральном законе установлены минимально необходимые требования в части организации доступности зданий и сооружений для людей с ограниченными возможностями передвижения, то в своде правил они тщательно прописаны. И не только по всем видам сооружений, но и по видам физических ограничений (по слуху, по зрению и т.д.) и группам мобильности.

Таким образом, согласно СП 59, проектные решения должны учитывать маршруты и возможности беспрепятственного перемещения по всей территории объекта абсолютно для всех категорий людей – от частично или полностью нетранспортабельных до так называемых «маломобильных групп населения», или МГН.

«Тем самым ставится задача обеспечения равных прав и возможностей для жизнедеятельности всех членов общества, что и предусмотрено Конвенцией ООН о правах инвалидов. В России Конвенция была ратифицирована в 2012 году федеральным законом №46-ФЗ. И все последующие законодательные и нормативно-технические инициативы в строительстве направлены на приближение к мировым стандартам обеспечения безбарьерной среды», – подчеркивает Оксана Ковалевская.

По словам эксперта, об исключительной важности единых требований к обеспечению комфортных условий доступа на всех объектах массового пребывания людей, включая пассажирские терминалы, говорит тот факт, что именно СП 59 остался практически единственным в списке нормативных требований обязательного применения, определяющим объемно-планировочные решения. Соответственно, по Положению №87 о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию проектировщик должен разрабатывать и включать в отдельный раздел проекта мероприятия по обеспечению доступа маломобильных граждан. К сожалению, далеко не всегда все требования выполняются качественно и в полном объеме. В части обеспечения требований к доступности в том числе объектов транспорта выдается большой объем замечаний к проектным решениям, отмечают эксперты Главгосэкспертизы.

Фото: Freepik

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!