На пути к устойчивому развитию российских регионов

Подпишитесь на канал

В последнее время одной из важнейших тем в обсуждениях стратегий развития российских регионов становится повестка ESG (environment, social, governance – «экология, социальная политика и корпоративное управление»). Бизнес может сыграть огромную позитивную роль в решении этих задач, а проекты – стать драйвером роста привлекательности малых и средних городов. Как пример – успешно реализованные проекты редевелопмента и другие инициативы. О них шла речь на сессии «Креативные практики переосмысления архитектурного и культурного наследия», которая прошла в рамках Форума по устойчивому развитию RU.Локация. Модератором сессии выступила советник президента РААСН, руководитель оргкомитета Совета главных архитекторов РФ, сооснователь «Архитектурной лаборатории «АК и партнеры» Наталия Климова.

7898bab94c94718abc8ce953216b5a83.jpg

Круги на воде

Директор Музея бумаги «Бузеон» Константин Гавриленко рассказал об истории создания и текущей деятельности уникального интерактивного музея бумажной отрасли России. Он был открыт в 2018 году в год 300-летия Полотняно-бумажной мануфактуры Гончаровых в поселке Полотняный Завод Калужской области и стал первым официально реализованным в России проектом ГЧП в сфере культуры. Здание музея является частью исторического комплекса усадьбы Гончаровых – объекта культурного наследия федерального значения и Полотняно-бумажной мануфактуры, основанной еще в 1718 году. В начале 2000-х годов бумажная фабрика вошла в холдинг «Объединенные бумажные фабрики».

8d698702a5a79b27b6621410c15ab3a3.jpg

Компания-инвестор ответственно подошла к модернизации производства, в рамках которого был проведен капитальный ремонт исторических зданий и глобальная модернизация старинной фабрики. Открытие познавательно-развлекательного музея бумаги «Бузеон» было приурочено 300-летию Полотняно-Заводской бумажной мануфактуры. Реставрация всего комплекса обошлась в 700 млн руб., причем инвестиции поступали из самых разных источников. В том числе это средства федерального и областного бюджетов, компании-инвестора, спонсоров в лице местных крупных промышленных предприятий, а также местного сообщества.

«Благодаря общим усилиям, нам удалось добиться эффекта, которого никто не ожидал. Комплекс бумажной мануфактуры привлек огромное внимание общественности, – рассказал Константин Гавриленко. – Сейчас мы стали членами сообщества промышленных музеев по всему миру, а также взаимодействуем по множеству направлений практически со всеми институтами и бумажными производствами в России». Летом 2024 года на территории музея пройдет Третий Общероссийский фестиваль «Бумажное сердце», организатором которого является «Бузеон». Спикер сравнил подобный позитивный пример частной инициативы с «кругами на воде» – когда один удачный проект может вдохновить людей на создание других подобных проектов.

Культура против ковша

Не менее впечатляющий кейс удалось реализовать группе компаний «Остов» в городе Наро-Фоминск Московской области – строительство Культурного центра FABRIK. Проект редевелопмента территории бывшего Наро-Фоминского шелкового комбината в центре города стартовал в 2018 году. Центральная часть фабрики представляет собой девять строений, возведенных с 1840 по 1968 годы. Изначально планировалось построить на месте бывшей фабрики жилой комплекс. Однако учитывая архитектурную и историческую значимость этого объекта, было решено изменить концепцию и дать ему вторую жизнь.

Сейчас комплекс из красного кирпича является архитектурной и смысловой доминантой города, рассказала коммерческий директор группы компаний «Остов» Надежда Шаповалова. На первых этажах комплекса – галереи, в которых располагаются общественные и коммерческие компании. Смысловым ядром является культурный центр. Сюда входят музей фабрики, творческие мастерские и студии, выставочное пространство, театральная студия, кафе, коворкинг. Проектируется оздоровительный SPA центр с бассейном, который будет введен в эксплуатацию в 2025 году. На верхних этажах – лофт-апартаменты премиального уровня.

До этого город был лишен подобных современных общественных пространств. Важным результатом стало то, что постоянной аудиторией Культурного центра стали горожане всех возрастов – не только молодежь, но и люди предпенсионного и пенсионного возраста. Он не только сами активно участвуют в социальной и культурной жизни, но и объединяют вокруг себя огромные пласты населения. «Этот энтузиазм дает огромнейший потенциал для развития территории, – отметила Надежда Шаповалова. – Сейчас уже стало понятно, что остановленный десять лет назад ковш привел к тому, что в городе остались люди, в том числе молодежь. И это значит, что у города есть будущее».

e191adfcd6cf22b60a8ce28c8ad59def.jpg

Открывая Царицын

Еще об одном интересном примере редевелопмента рассказал основатель и руководитель креативного бизнес-пространства «ЛОФТ1890» Денис Шилихин. Речь идет об уникальном историческом здании – бывшей конторе царицынских пивных складов Товарищества жигулевского пивоваренного завода, которое расположено в центре Волгограда. В 2013-2016 годах это здание 1890 года постройки было тщательно отреставрировано с сохранением оригинального внешнего облика и фасада из красного кирпича. Проект также призван возродить интерес к истории этого места: Царицын (прежнее название Волгограда) был не просто уездным городом Саратовской губернии, а самым быстрорастущим в Российской империи: в 1913 году здесь впервые запустили электрический трамвай.

Общая площадь бизнес-пространства «ЛОФТ1890» составляет 1 тыс. кв м. Мансардный и первый этажи отданы под офисы – это пространство для креативной работы и художественного творчества. На сегодня в числе резидентов – десяток креативных бизнесов и ИТ-структура. Холл предназначен для проведения публичных, корпоративных и частных мероприятий. Здесь проводятся лекции, концерты, конференции, выставки, спектакли, кинопоказы, презентации, мастер-классы, дегустации и вечеринки.

«На сегодня «ЛОФТ1890» стал излюбленным местом отдыха и культурного времяпрепровождения горожан. Как оказалось, такой формат очень востребован жителями города. К нам с различными инициативами и предложениями стали приходить представители творческих профессий и не только, – рассказывает Денис Шилихин. – Также в «ЛОФТ1890» сейчас привозят гостей и туристов. Более того, благодаря такой активности у нас сложился более высокий и уровень общения с областными структурами». Эксперт отметил, что сроки окупаемости проекта довольно отдаленные. Однако не все исчисляется прибылью и деньгами: благодаря профессионализму и энтузиазму инвесторов бывший производственно-складской комплекс превратился в общественное пространство, которое стало настоящей жемчужиной культурного наследия в городе-миллионнике, где подобных памятников осталось не так много.

Путь в будущее

Работа с культурным наследием - не только сохранение памятников архитектуры, но и объектов материальной культуры. В частности, это одно из направлений деятельности Фонда «Наука. Искусство. Технологии». «Культурное историческое наследие – это духовный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности, и задача Фонда – сохранить и преумножить этот капитал», – рассказала президент фонда Елена Орлова. Силами Фонда проводятся различные мероприятия – тренинги, мастер-классы, выставки. Одна из самых запоминающихся – выставка коллекции промышленного дизайна космической эры «Космический дизайн – путь в будущее!» в Музее истории космонавтики им. К. Э. Циолковского в Калуге.

Другой проект – популяризация и охрана наследия судов на подводных крыльях производства 1960-1980-х годов. Они до сих пор являются одним из признанных технологических достижений СССР в мировом судостроении. Проблема в том, что мало что сохранилось: в предыдущие десятилетия: суда просто уничтожались для сдачи в металлолом. Сейчас при поддержке Фонда осуществляются работы по сохранению таких судов на подводных крыльях как «Беларусь», «Невка», «Волга», а также уникального транспортного средства КБ А.Н.Туполева – первых Аэросаней.

Тема исторического наследия нашла свое продолжение в мероприятиях, где целевой аудиторией является молодежь. Так, один из проектов Фонда называется «ДНК России». В нем приняли участие студенты одного из столичных вузов. «В рамках его реализации мы попытались провести анализ культурного наследия и смыслов, отраженных в объектах промышленного дизайна, созданных в нашей стране, на протяжении более чем ста лет. И результат нас вдохновил», – отметила Елена Орлова. В целом Фонд «Наука. Искусство. Технологии» вносит свою существенную лепту в копилку практик переосмысления архитектурного и культурного наследия страны.

«Заповедник» Таруса

Глава администрации муниципального образования городского поселения «Город Таруса» Сергей Манаков рассказал об опыте реализации ESG-проектов в Тарусе (120 км от Москвы). Отличительная особенность города в том, что здесь удалось сохранить подлинную историко-архитектурную атмосферу небольшого уютного городка, идеально вписанного в практически первозданные природно-ландшафтные пейзажи. И это смогли оценить еще в конце 19 — начале 20 века множество знаменитых творческих людей, избрав Тарусу местом своей жизни и своего творчества. Но жизнь не стоит на месте, городу нужно развиваться, нужно думать о будущем. И за последние десять лет бюджет города был почти удвоен – во многом благодаря привлечению самих жителей (в том числе «московских дачников») к принятию решений по его развитию.

22a181d8c75bba47414bf441ca0d3744.jpg

«Мы пришли к пониманию, что наш город не должен быть локацией для однодневной туристической поездки. Мы поменяли парадигму и сейчас позиционируем Тарусу как круглогодичный курорт с артистическим колоритом», – подчеркнул в своем выступлении Сергей Манаков. Эта концепция начала развиваться с 2022 года, когда Таруса вошла в мастер-план Большого Золотого кольца – комплексную стратегию пространственного развития туризма на территории макрорегиона. А еще ранее, в 2018 году, город разработал собственную стратегию социально-экономического развития как первого эко-города в России и утвердил основные положения устойчивого развития города и района в целом.

За последние годы, благодаря частным инвестициям и участию в различных федеральных и региональных грантовых программах, удалось сохранить, восстановить или вовлечь в живую ткань города целый ряд объектов культурного наследия и объектов, представляющих ценность и интерес для сообщества. В их числе здание Тарусского ТИЦ «Тарусская гостиная» в купеческом особняке 19 века на центральной площади, спа-отель «Волна» (на месте бывшего пионерского лагеря «Дзержинец»), «Дом литераторов» (бывшая столовая дома отдыха имени Куйбышева), Школа искусств (бывшая больница), дом творчества Московского союза художников и многие другие. Была обустроена система дорожек, мостиков и лестниц, соединяющих разрозненные городские достопримечательности в единую систему прогулочных маршрутов. Город последовательно воплощает в жизнь выбранную стратегию и совместными усилиями это удается.

Таруса не просто получила второй шанс на развитие и будущее. Можно сказать, она сама его себе создала.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!