Одно из ключевых направлений работы российских властей на ближайшее время — это повышение доступности жилья. В этом был весь смысл реформы, направленной на то, чтобы обеспечить интересы людей. И не позволить никому злоупотреблять их ресурсами и финансовыми средствами.
В.В. Путин. Президент Российской Федерации
После череды коммунальных аварий в десятках городах России в январе 2024 года, в фокусе внимания общественности возник вопрос: как исправить ситуацию в сфере ЖКХ так, чтобы коммунальная катастрофа не разрасталась до общероссийских масштабов?
Сегодня профессиональное строительное сообщество острее других «диванных» реформаторов ЖКХ осознает, что в погоне за сиюминутной прибылью в последние 30 лет все капитальные вложения СССР в коммунальную инфраструктуру были «проедены».
Случилось это в результате одного из главных провалов либерально-экономической политики новой России – бессмысленной и трагической попытки исхода государства из его естественной технологической монополии – жилищно-коммунальной сферы.
Лучший способ заработка — обложение данью всего общества — во всей красе проявился в сфере ЖКХ, в уродливой форме коммунальной кабалы. Расчет безошибочный: отказаться от многих продуктов питания, ширпотреба, бытовой техники с натяжкой, но можно, а от воды, тепла, электричества — никогда.
Не разгосударствление собственности, а приватизация прежде незыблемых государственных функций — таково базовое объяснение плачевного социального климата в нашей стране.
Сначала весьма кратко поговорим о некоторых причинах возникновения данного анти-достижения власти и молчаливого попустительства профессионалов социально-экономической жилищной системы, а потом перейдем к возможным путям ее предотвращения в будущем.
Мышеловка приватизации жилищного фонда России
В 1990 г. в частной собственности находилось 14,6% жилфонда в городах и 62,1% – в сельской местности. Это был самый большой частный сектор в советской экономике.
В 2004 г. в городах доля частного сектора выросла до 68,3%, еще 24,3% приходилось на муниципальную собственность. С 1990 г. до конца 2004 г. приватизировано более 22 млн жилых помещений – 60% общего фонда.
По любым меркам, это колоссальные изменения. В ходе бесплатной приватизации население получило активов примерно на 7,2 – 8.0 трлн. рублей в современном исчислении.
Однако Закон «О приватизации жилищного фонда в РФ» передал государственные и муниципальные квартиры в частную собственность без обязательств, вытекающих из этого права: полностью возмещать издержки на поддержание этой собственности, а также домов и сполна оплачивать коммунальные услуги. Это был весьма сильный ход в пользу привлечения политических симпатий граждан к новой российской власти.
Попытка ельцинских «эффективных менеджеров» – Гайдара, Попова, Чубайса и других «не к ночи помянутых» господ, – с плеча разрубить сложнейшую социально-экономическую проблему с оглушительным треском провалилась.
Обязанности собственника, и де-юре, и де-факто, остались за государством, а граждане продолжали считать, что их обязанности должен нести кто-то другой. Политические дивиденды быстро съела инфляция, и не только экономическая. А страна оказалась в сложной институциональной мышеловке, в которой сидит и сегодня.
Системный дефект жилищного законодательства
В отличие от принятого в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане и странах Прибалтики продуманного жилищного законодательства наш «Жилищный Кодекс» убог до безобразия. Но об этом состоится особый разговор.
Декларируемая иными нормативно-правовыми актами тарифная политика слабо увязана с доходами жильцов, рост тарифов предопределен законодательно, а стоимость услуг вообще берется с потолка, а в «критических точках» действуют сугубо рыночные отношения.
При этом, рыночные отношения не предопределены возможностью свободного выбора, а жестко ограничены возможностью выбора лучшего из худшего, при наличии явного или латентного сговора между поставщиками услуг.
Прочувствуете разницу: цену определяет не выбор покупателя, а предложение продавца, который по сути является коллективным монополистом.
Таким образом, средств на восстановление и ремонт, равно как и на приличное содержание жилищного фонда как не было, так и нет поныне. Подобные экономические качели, способны укачать любую политическую систему, вне зависимости от её позитивной составляющей.
В целом, все это приводит к росту социальной напряженности, к дальнейшему ухудшению качества жизни, и ускоряет износ жилищного фонда, который и так находится в стадии полураспада.
Износ инфраструктуры ЖКХ
Уже в 2021 г. председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин оценил износ коммунальной инфраструктуры в России в 60-70%.
Еще печальнее консервативная оценка Росстата – cтепень износа основных фондов коммунального хозяйства в стране выросла с 42,8% в 2017 году до 44,2% за 2021 год.
Коэффициент обновления в ЖКХ снижается. Ввод в действие основных фондов в процентах от наличия снизился с 7,1% в 2017 году до 6,9%.
В любом случае, износ основных фондов ЖКХ можно оценить, как более 50%. При этом, учитывается только официально-отчётная то есть «бумажная» замена коммуникаций.
Сфера ЖКХ является наиболее непрозрачной отраслью народного хозяйства России, ибо абсолютно невозможно установить cам факт замены трубы. Какая труба была закопана – новая или слегка подновленная? На практике получается, что в 50 % это артефакт, а разницу в цене себе присваивает подрядчик.
Более реальная и справедливая оценка С. Степашина – фактическая изношенность основных фондов ЖКХ выше 2/3.
Новое строительство ведется на старой инфраструктуре
Бурное строительство жилья в последние годы велось, в значительной степени, без фактического развития коммунальной инфраструктуры. Этому способствовало несовершенство российского градостроительного и жилищного законодательства, также принятие ряда лоббистских нормативно-правовых актов исключительно в интересах монопольных девелоперов.
В частности, введения понятия «зона Комплексного развития территории» и появление «реновации». В обоих случаях, законодатель указал, что при строительстве объектов в этих правовых режимах возможно отступление от Генплана, ПЗЗ, СниПов и прочей нормативной документации.
Более страшной является другая составляющая перегрузки существующих инженерных сетей ЖКХ – коррупционная.
Федеральные суды России уже не справляются с рассмотрением реальных уголовных дел по ч.3 ст.285 УК РФ (злоупотребление должностным положением). Трафаретно данные уголовные дела возникают по накатанной бюрократической схеме.
Чиновник рассматривает заявление на подключение к существующим инженерным сетям строящего жилого здания и абсолютно справедливо, опираясь на действующую нормативно-правовую базу, выставляет счет по полной программе в пару сотен миллионов рублей.
В то же время, застройщику прозрачно намекают, власти вовсе «не последние гады» и предлагают существенно его «скостить», при условии «заноса» 10-12 % от выставленной суммы. И куда деваться «бедному застройщику»?
Застройщикам, которые соглашались на такую схему, выдавались технические условия с существенно более низкой ценой и, самое главное простые до технологического безобразия. В результате этой «схемы» жилье «садилось» на существующую инфраструктуру, без ее расширения, а реальные потери тепла в сетях ЖКХ составляют 23%, потери воды — 12%.
Подобное происходит сейчас с новыми жилыми комплексами: сейчас, когда они строятся, влияния на существующую инфраструктуру они оказывают мало, но, как только «человейники» заселят и начнут эксплуатировать, то аварии на старой инфраструктуре ЖКХ неизбежны.
Кстати, ряд государственных чиновников высказали явное желание сбросить с себя обузу в виде поддержания эксплуатационного порядка на коммуникациях ЖКХ. Поскольку их износ достиг критической точки, а ресурсов на ее поддержание и модернизации нет: у государства сейчас совсем иные приоритеты: достаточно посмотреть куда идет самая большая доля госбюджета.
Но повышать тарифы они, конечно, хотят. Так некоторые из них говорит о своей мечте поднять тариф на обслуживание минимум в 4 раза от существующего. Правда, прагматики из администрации Президента и Правительства России предрекают, что при резком и необоснованном увеличении тарифов ЖКХ, люди просто перестанут платить квартплату. А сие – проблема, имеющая дурно пахнущую политическую подоплёку.
Кадровый голод ЖКХ
Военная мобилизация для нужд СВО довольно сильно подкосила кадры ЖКХ – работники этой сферы хорошо «видны» военкоматам.
Другой «пылесос» – это военно-промышленный комплекс, стал переманивать людей с инженерными и рабочими специальностями невиданными в ЖКХ зарплатами и другими льготами.
Наконец, окончательный удар по кадрам ЖКХ нанесла девальвация рубля с 65 до 90-95 руб. Работники из стран Средней Азии справедливо решили, что их заработок урезан на 40-50% и стали переходить в другие сферы экономики, которые имеют гибкие зарплатные предложения. Например, в сферу доставки.
Таким образом, те, кто знали, как эксплуатировать изношенную инфраструктуру и где «поставить заплатку» уходят на другую работу.
Бюджетные деньги и разумная налоговая политика
Где взять деньги на модернизацию ЖКХ? Искомые денежные рукавички за поясом у наших законодателей. Они в прогрессивной шкале налогообложения.
Необходимо решительно пресекать либеральные сопли и олигархические стенания, ибо в США с 1930 по 1950 г. гражданские расходы федерального бюджета выросли с 3 до 10% ВВП, а к 1980 г. достигли аж 16% ВВП. Конечно, в это трудно поверить, но в современной России данный показатель гораздо меньше.
Итогами стали не только строительство инфраструктуры или подъем науки, но и развитие образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, продовольственной помощи бедным, поддержки безработных.
В свою очередь снижение финансирования общественных программ, начатое еще во времена Рональда Рейгана, привело к тому, что сегодня накопленная задолженность по потребностям одной лишь инфраструктуры достигла, по данным Американского общества инженеров-строителей, 15% ВВП. Практически столько же, сколько в России.
Коммунальный коллапс – свидетельство утраты государством доминирующей позиции во взаимоотношениях с олигархическим бизнесом.
Бразды правления в «коммуналке» переданы тем, кто предложил за них наибольшую цену
Не зря же все чаще в словосочетании «государственно-частное партнерство» (в зарубежной трактовке Public-Private Partnership, или «общественно-частное партнерство») стороны взаимодействия меняются местами, и во главе процесса оказывается падкий до наживы делец, получающий прибыль даже там, где моралью и не пахнет.
И дело не в просчетах регуляторов или неудовлетворительном противодействии коррупции, ошибка системная — самоустранение государства от обеспечения общественных услуг.
Только тотальное восстановление государственного присутствия в ЖКХ вернет социальный покой. Наш президент пошёл на выборы с такой программой и более чем убедительно победил в первом же туре.
Заключение
Разрастание жилищно-коммунального кошмара еще можно остановить. Понимая это, государство, некогда продавшее за пригоршню сребреников одно из основных своих предназначений — обеспечение населения общественными, в данном случае коммунальными благами — ныне вертится как уж на сковородке, пытаясь исправить собственные ошибки.
Как верно заметил блестящий американский экономист Джеффри Сакс, передача бизнесу обязанностей по предоставлению общественно необходимых услуг «равносильна превращению государственной монополии в монополию частную, при которой нет конкуренции в качестве услуг».
Кроме национализации сферы ЖКХ, как естественной технологической монополии, иного не дано. Только тогда коммунальный платеж, как заметил на недавнем кремлевском совещании наш лидер, будет «экономически обоснованным и социально справедливым».
Государство должно вернуться в общественно-экономическую жилищную систему в форме антикризисного управления коммерческим акционерным обществом со 100-процентным неснижаемым участием в уставном капитале, а лучше — в формате некоммерческой государственной корпорации, не заточенной под получение дохода всеми возможными способами.
Но это уже иная обширная дискуссионная тема для следующего разговора с любознательными подписчиками портала «Строительный Эксперт».
Борис Скупов
Комментарии (0)