Поездка в Монако - приз конкурса «АрхиГрафика-2013»

Подпишитесь на канал

Фоторепортаж "Монако глазами архитектора-футуролога" рубрике "Архитектурное Путешествие" 

В декабре 2013 года закончился онлайн-конкурс архитектурного рисунка «Архиграфика 2013», по результатам которого меня как архитектора финалиста и лауреата наградили специальным призом от швейцарской фирмы LAUFEN «Путешествием на двоих в Монте-Карло». Организатором конкурса являлся Интернет-портал Archplatforma.ru под патронажем Фонда Сергея Чобана – Музея Архитектурного рисунка, при поддержке Союза Московских архитекторов. Специальный приз был мне вручен за серию рисунков архитектурных фантазий – «Идеальные города» и «Города будущего», а также за творческие успехи в развитии «Архитектурной футурологии».

cc9775b903d5e5d14579646855bc7944.jpg

Справедливости ради стоит отметить, что швейцарская фирма LAUFEN выполнила все свои обещания и сделала все, чтобы организационно наше путешествие стало максимально комфортным. Опуская подробности размещения в гостинице, различных перелетов, качества сервиса и вежливого приема, который был оказан и предоставлен, хочу рассказать о своих архитектурных наблюдениях и впечатлениях от пребывания в одном из самых маленьких, экономически развитых и очень красивых государств Европы.

Монако – это карликовое государство площадью всего 2, 02 кв. км с длинной береговой линии 4, 1 км, расположенное на Лазурном берегу Средиземного моря. Государство является конституционной монархией под управлением князя Альберта II, насчитывающей 700 лет княжеского правления начиная с династии Гримальди с 1297 года, имеющее крошечные вооруженные силы из 82 человек меньше чем военный оркестр. Тем не менее, Монако имеет очень высокий политический статус, являясь полноправным членом ООН. Экономика Монако очень эффективно развивается за счет туризма, игорного бизнеса, строительства новых резиденций, банковского бизнеса и выгодного налогообложения.

Не удивительно, что в Монако низкая безработица 2-3%, почти отсутствует преступность и очень высокий уровень жизни. Вследствие того, что на столь маленькой территории проживает 36000 человек в Монако чрезвычайно высокая плотность населения и в сочетании с массовым наплывом туристов во время масштабных международных мероприятий Монако может считаться одним из самых густонаселенных стран мира. Так, например, во время одного из самых престижных соревнований в автоспорте – «Гран-при Монако», которое входит в ежегодный чемпионат мира «Формула-1» население княжества единовременно вырастает до 200000 человек! Так как же удается столь маленькому государству, имея такие ограниченные территориальные ресурсы («территориальный голод») так успешно развиваться и процветать?

Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, кроется в невероятно эффективном использовании земли, в разумной экономической, архитектурной и градостроительной политике позволяющей буквально «выжимать» все преимущества и возможности из своих крайне ограниченных территориальных возможностей и особенностей географического местоположения.

bd64392bb8efa429365e08585031fa35.jpg

Первым фактором, который позволяет Монако так активно развиваться является созданнаяза последние десятилетия высококачественная транспортная инфраструктура. В Монако террасообразная высокоплотная городская застройка, которая рационально покрыта густой сетью высококлассных дорог и туннелей. Автодороги подразделяются на панорамные – туристические (в том числе и транзитные), которые следуют по трем основным ярусам - карнизам вдоль живописного побережья и высоко скоростные - туннельные, которые буквально пронизывают все Монако. Примечательно, что высокотехнологичная трасса гонки «Формула-1» пролегает прямо по улицам города и в обычные дни постоянно используется, лишь только канализационные люки на время соревнований привариваются.

В Монако практически все автостоянки размещены в подземных паркингах, что также сильно экономит городское пространство. Большая часть железнодорожных путей, проходящих через Монако, также убрано в подземные туннели. Подземным является и главный железнодорожный вокзал. Общая длина автомагистралей – 50 км и это на 2, 02 кв. км государства! Сравните это с показателем для Москвы, например, и становится понятно, почему Монако – автомобильный рай безо всяких пробок. В Монако нет своего аэропорта, зато на отвоеванной у моря площадке построен гелиопорт для вертолетов, имеющих регулярное сообщение с аэропортом Ниццы. В дополнении можно отметить и то, что наряду с традиционным автобусным сообщением сети Лазурных линий действуют водные автобусы и водные такси, которые связывают между собой побережье и основные порты, а также мото-такси для любителей проехаться с ветерком.

7a5239face0498185586f187dd3c3fc7.jpg

Вторым по значимости фактором, делающим княжество таким комфортным для проживания, является сама градостроительная политика и качество архитектурных решений. В Монако прекрасно сосуществуют как ультрасовременные динамично развивающиеся городские кварталы, так и спокойные средневековые улочки старого города. Комфортно живется всем и многочисленным туристам, останавливающимся в высококлассных отелях и местным жителям, имеющим самое дорогое жилье в Европе. В княжестве очень грамотно подошли к вопросам зонирования своей крохотной территории, максимально используя как природно-географические особенности места, включая рельеф, особенности береговой линии так и историко-культурное наследие и особенности национальных традиций, превратив Монако в центр искусства, спорта и развлечений Европы.

Весь старый средневековый город, вместе с княжеским дворцом, городской крепостью, главным кафедральным собором Святого Николая и уникальным Океанографическим музеем с океанариумом в окружении парков с реликтовыми деревьями находится на природной скале. Эта градообразующая скала возвышается в самом центре княжества, притягивая многочисленных туристов которые, поднимаясь по лестницам, пандусам и подъемникам оказываются в пешеходной музейной зоне с особым охранным статусом и ограниченным транспортным движением. Здесь туристы, неспешно прогуливаясь по мощеным узким средневековым улочкам, разбредаются по музеям, сувенирным лавкам, кафэшкам, паркам, видовым площадкам, откуда с высоты птичьего полета любуются живописными бухтами и портами Фонтвьей и Геркулеса.

0e4181d4a66685c637f09fc7716674c1.jpg

Справа от градообразующей скалы находится современный район Фонтвьей, который активно строится и развивается как высокоплотный урбанизированный квартал с традиционными супермаркетами, жилыми домами, улицами, набережными, выставочными площадками, спортивным стадионом Луи II с одной единственной и существенной оговоркой. Все это стало возможно благодаря новым строительным технологиям и инженерным решениям, позволяющим строить на осушенных территориях отвоеванных за последние 40 лет у Средиземного моря. Понятно, что жилье на таких территориях стоит очень дорого, но, тем не менее, недостатка в покупателях нет. Важным дополнением к такому элитному жилью для миллионеров является возможность парковать не только свой дорогой автомобиль, которых в Монако множество, но и роскошную персональную яхту любого класса. Слева от градообразующей скалы с княжеским дворцом расположились районы со смешанной исторической застройкой разных периодов – Ла Кондамин и Монте-Карло.

Жемчужиной и центром притяжения Монте-Карло является знаменитое старейшее казино Европы с оперным театром Шарля Гарнье, открытое в 1863 году в которое съезжаются самые богатые игроки мира, оставляя в княжестве свои миллионы. Примечательно, что перед казино располагается и самый фешенебельный отель – Париж, а также стоянка для автомобилей класса люкс. Многочисленным туристам разрешается фотографироваться возле дорогих эксклюзивных суперкаров знаменитых марок «Феррари», «Ламборгини» и т.д. припаркованных возле входа в респектабельное казино, словно на самом престижном подиуме международного автосалона. Этот район называется «золотой милей», здесь расположены магазины самых известных брендов мира, для людей которые не привыкли считать свои деньги. Скромно замечу, что прямо за казино располагался и наш отель Фэйермонт, который сам по себе тоже является туристической достопримечательностью Монако, поскольку его современная архитектура элегантно и гармонично вписана в рельеф и является очень удачной реконструкцией старого городского вокзала. Террасы отеля живописно нависают прямо над Средиземным морем, а купаясь в открытом бассейне, можно наблюдать великолепную панораму всего княжества.

b66729c388280ec76d0da476ea886232.jpg

И последним третьим фактором, делающим Монако столь красивым, живописным и привлекательным является высокий уровень благоустройства, ландшафтной архитектуры и озеленения. Здесь каждый квадратный метр городской территории любовно ухожен, облагорожен и использован по назначению. В княжестве большое количество городских садов и парков (20% территории), включая японский сад, озелененные крыши домов, открытые террасы, балконы, продуманные смотровые площадки, выставленные вазоны, зеленые перголы, цветники, аллеи со скульптурами известных мастеров таких как «Кулак» Сезара, «Адам и Ева» Ботеро и т.д. Все это общедоступно и включено в единый ансамбль общегородских пространств живописно перетекающих друг в друга. Весной во время нашего пребывания все цвело и благоухало, в воздухе чувствовался запах моря и слышался крик проворных чаек.

Покидая Монако и возвращаясь в Россию, я невольно вспомнил теперь уже возвращенный наш старый добрый Крым, в котором прошло мое детство во время отцовских отпусков. Ведь Монако и Крым очень похожи по своей природе, климату и географии южного берега полуострова. Мне так захотелось, чтобы и у нас в России появилось свое «Крымское Монако», ведь потенциал развития Крыма намного выше, чем у крошечного княжества. Надо только научиться у европейцев правильно использовать этот потенциал в культуре, экономике, политике, градостроительных и архитектурных решениях!

Артур Скижали-Вейс, архитектор-фантаст и футуролог.

21. 04. 2014 г.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!