BIM: транспортная отрасль в поиске скрытых ресурсов

«Деньги кончились. Пора начинать думать». Эти слова Пола Мореля (Paul Morrell), старшего советника по строительству британского правительства, становятся отправной точкой в дискуссиях о будущем инфраструктурных транспортных проектов, негативное влияние на которые в России оказывают высокие транспортные издержки. По данным аудиторской компании КПМГ объем инвестиций в строительство объектов инфраструктуры в России сокращается с 1,6 млрд. руб. в 2013 до 1,1 млрд. руб. в 2015.

f011a610688772fd3a504a6b6b023286.png

В то же время в Правительстве Москвы тему инновационного развития процессов управления строительством считают сегодня особенно актуальной. Заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы Марат Хуснуллин в своем приветствии участников прошедшего мероприятия «BIM Конгресс: Транспортная инфраструктура», организованном компанией Autodesk, отметил: «Именно инфраструктурные проекты сегодня во многом обеспечивают сбалансированное и устойчивое развитие мегаполиса.

Для эффективной реализации поставленных столичным Правительством задач сегодня Стройкомплексом Москвы проводится полномасштабная работа по упрощению бизнес-процессов: все госуслуги в области строительства переведены в электронный вид, значительно сокращаются сроки согласования, оптимизируются процедуры документооборота, и, безусловно, все чаще применяются технологии информационного моделирования».

Алексей Рыжов, генеральный директор Autodesk в России, считает, что для повышения качества проектной документации необходимо изменить принцип взаимодействия всех участников процесса проектирования – от проектировщиков до управляющих компаний. По его мнению, качество документации – это то, на что можно, а главное, необходимо влиять. Во многих странах мира эта проблема успешно решается с помощью информационного моделирования. Сегодня переход к этой технологии является необходимым условием для решения основных проблем отрасли.

Почему BIM?

BIM (Building Information Modeling) – технология, зарекомендовавшая себя во всем мире при проектировании, строительстве и эксплуатации как зданий, так и линейных объектов. Она основана на совместной работе всех членов команды в единой трехмерной информационной модели и дает возможность принимать экономически выгодные решения на ранних стадиях проекта, проводить точное бюджетирование, управлять издержками при проектировании, строительстве и эксплуатации.

Сегодня дальше других стран на пути внедрения BIMпродвинулась Великобритания. Любой проект, финансируемый в этой стране государством, обязан быть выполнен на базе информационного моделирования. В России технологию уже заметили и активно поддержали на правительственном уровне. Актом государственного признания в этой связи стал Приказ Минстроя №926 от 29 декабря 2014о поэтапном внедрении BIM в Стройкомплексе Москвы. И если данный приказ касался строительной отрасли в целом, то на сегодняшний момент законодатели задумываются о создании государственной программы по внедрению BIM на линейных объектах и разработке соответствующих нормативных документов. Как рассказал на мероприятии Владимир Попов, заместитель генерального директора «Автодор Инжиниринг», для решения этого вопроса первый заместитель председателя правления по технической политике ГК «Автодор» Игорь Урманов обратился в Минтранс с предложением о создании государственной программы по внедрению BIM на линейных объектах строительства и разработке соответствующих нормативных документов. По словам Владимира Попова, это предложение нашло в министерстве положительный отклик.

0bc4441d93ed82c28a1d3d0641375143.png

BIM – преграды на пути

Тем не менее, существует ряд факторов, не позволяющих значительнее увеличить объем внедрений информационного моделирования. Главными из них эксперты называют законодательно утвержденный разрыв между стадиями «проект» и «рабочая документация», а также отсутствие заинтересованности в прозрачности процесса проектирования и строительства со стороны крупных подрядных организаций.

«Для сокращения сроков и стоимости строительства крайне важно наладить непрерывное использование информации, обеспечить ее полноту и достоверность для принятия взвешенных управленческих решений на каждом этапе жизненного цикла объекта. При этом основным заинтересованным лицом в налаживании этого процесса является заказчик строительства», – говорит Анастасия Морозова, руководитель архитектурно-строительного направления Autodesk в России и СНГ.

Эксперт по инфраструктурным проектам Autodesk Марек Сучоки (Marek Suchocki) отметил, что проблемы, с которыми сталкиваются сегодня российские компании, во многом схожи с теми, что преодолевают их западные коллеги: «В Великобритании и США, как и в России, есть сложившиеся традиции проектирования, устоявшиеся контрактные отношения, подходы к техническому образованию. Чего нет, к примеру, в Китае и Бразилии, где студенты сразу изучают информационное моделирование. Там технологии BIM не приходится преодолевать сопротивление, поскольку старой традиции в области строительства инфраструктуры просто не существуют. Так что проблемы, о которых говорят российские эксперты, нам хорошо знакомы».

Инициатива «снизу»

Однако, несмотря на сложности, в последнее время развитие BIMв России взяло высокий темп. Настоящий бум внедрений информационного моделирования случился за последний год, в частности, благодаря росту его популярности в смежной отрасли – строительстве зданий, а также внедрению BIM на крупнейших предприятиях транспортной отрасли, таких как ГК «Автодор», «Желдорпроект»,«Стройпроект», «Трансмост».

Еще больший рост объемов внедрения BIMожидается в будущем году благодаря накопленному положительному опыту использования технологии в крупных мегаполисах России. Марат Хуснуллин озвучил цифры, согласно которым применение технологии BIM,по опыту московских компаний, позволяет до 30% сократить сроки проектирования, до 30% снизить стоимость строительства, на 5-10% уменьшить стоимость эксплуатации объекта.

Важными для развития рынка дорожного проектирования становятся прецеденты по включению технологии BIM в тендерную заявку как обязательной к применению для будущего генподрядчика и его субподрядчиков. Один из подобных примеров – проект Северного дублера Кутузовского проспекта (Москва). Михаил Плахов, генеральный директор ОАО «Новая концессионная компания»: «Северный дублер Кутузовского проспекта (Москва) – сложнейший инфраструктурный проект длиной 11 км. Использование BIM для наших подрядчиков стало обязательным по трем причинам. Во-первых, этот проект проходит в плотной городской застройке, с большим количеством инженерных сетей. Соответственно, качество проекта должно быть высочайшим. Во-вторых, это исключительно частный проект, поэтому точное бюджетирование, возможность сокращения расходов являются для нас ключевым фактором. В-третьих, наша компания не только строит объект, но и будет отвечать за его эксплуатацию».

eeb9bd0b0c29ad76942f2dcc99c47456.jpg

В условиях вечной мерзлоты

Большое количество проектов выполняется сегодня на основе BIM и региональными компаниями, работающими в области инфраструктуры. Компания «Якутгипроалмаз», входящая в состав «Алроса», выполнила на базе BIM-модели подъездную дорогу к крупнейшему алмазному карьеру в п. Мирный. Это была трасса длиной около 1,8 км, ведущая к карьеру из рабочего поселка и проходящая по территориям вечной мерзлоты. По условиям, поставленным заказчиком, было необходимо выполнить работу в кратчайшие сроки, что и было достигнуто с использование технологии информационного моделирования.

Работа началась с создания детальной трехмерной интеллектуальной модели на основе данных геологии. На основе модели местность была проанализирована по высотным отметкам и поверхностным стокам. За две недели были созданы семь вариантов трассировки объекта с различными конструкциями дороги. Проектирование на основе BIM позволило единожды выполнить коридор, а остальные варианты дороги создавать в полуавтоматическом режиме: проектировщик быстро менял трассировку в параметрической 3D-модели, после чего автоматически пересчитывались объемы земляных работ, объемы дорожной одежды, строились профили и поперечники. 

На внесение каждого изменения, поступающего со стороны заказчика, тратилось всего несколько часов. В результате за две недели была выбрана оптимальная с экономической точки зрения трассировка. При этом к моменту выбора окончательного варианта на этапе ТЭО рабочая документация была готова на 90%.Проект удачно прошел государственную экспертизу и на данный момент находится на этапе строительства.

BIM для технологических дорог

Рост эффективности проектирования при переходе на BIM зафиксировала и «Мечел Инжиниринг». Впервые на основе информационной модели компанией были выполнены технологические автодороги Эльгинского каменноугольного месторождения общей протяженностью 10,3 км, отличающиеся большим перепадом высот. 

«Заказчик поставил условие, согласно которому необходимо было сделать проект за три месяца, – рассказывает Сергей Савельев, ведущий инженер компании «Мечел Инжиниринг». – При старом подходе на эту работу у нас бы ушло не менее 6-7 месяцев»

В результате на основе информационной модели компания всего за два месяца выпустила рабочую документацию. При дальнейшем внедрении BIM, по словам Сергея Савельева, производительность работы проектировщиков на последующих проектах увеличилась примерно на 30-40%.

Комментарии