Проблемы создания условий для проживания человека были всегда, да и сама сущность человеческого бытия определяет эту проблему в вечную и растущую. Тем загадочнее и не понятнее проявления делового мира в решении этой проблемы. При наличии спроса предложения рождаются, но они явно идут в разрез с возможностями по оплате этого спроса. Существует некий разрыв, предполагающий, что спрос сам должен равняться под предложенную цену и качество жилья.
Однако в истории человека есть пример решения подобной сверх задачи по обеспечению людей доступным и технически совершенным средством передвижения – автомобилем. Конвейерная технология сборки определила качество и стоимость, выпускаемой продукции. Автомобиль из роскоши стал просто одним из многих видов бытовой техники.
Именно в России домостроение попыталось выйти на дорогу индустриализации, было начато изготовление домов в приспособленных для этого помещениях, а уж потом готовые домокомплекты перевозились и собирались в местах проживания. Так что все разговоры о приоритете канадских или европейских домостроителей в создании заводского (мануфактурного) домостроения просто незнание истории этого вопроса.
Просто климатические условия проживания и природная смекалка россиян определили подобный результат.
«Изучение деревянных построек Киевской Руси начала XI века показывает, что методы сооружения деревянных рубленных домов, с последующей их сборкой в другом месте, были хорошо известны русским людям. При раскопках нередко обнаруживают сохранившиеся до сего времени деревянные рубленные сооружения с тщательно пронумерованными элементами срубов, что, естественно, могло быть необходимо при перевозке частей готового дома и его сборке на другом месте.
Сведения о массовом использовании сборного строительства приводятся и в русских летописях, относящихся к периоду 1550 – 1551 гг. Это были годы, когда безопасности Русского государства на востоке все ещё угрожали Казанское и Астраханское ханства – остатки Золотой орды. Молодой московский царь Иван IV настойчиво готовился нанести им окончательный удар, и прежде всего Казанскому ханству. После одного из походов (1550г.) у Ивана IV зародилась мысль «учинить тесноту Казанской земле», и он решает срочно поставить близ самой Казани русскую крепость.
Весной 1551 года в устье реки Свияги, на правом берегу Волги, с неслыханной для того времени быстротой – течении одного месяца – был построен на Казанской земле первый русский город – Свияжск. Стены и другие сооружения крепости, а также дома были предварительно изготовлены в глухих углических лесах и оттуда по Волге, на судах, доставлены к месту постройки за 1000 км от места их изготовления.
В течении короткого времени на заготовку частей различных сооружений Свияжской крепости было израсходовано свыше 60 тысяч строительных брёвен, что примерно составляет более 20 тысяч кубометров леса. Перед отправкой готового города в Свияжск, все отдельные сооружения были опробованы сборкой и тщательно пронумерованы на месте изготовления.
Русские летописи сохранили имя талантливого руководителя свияжского строительства – «градодельца» Ивана Григорьевича Выродкова (читать - https://ardexpert.ru/article/4348), сумевшего не только осуществить заготовку, обработку и пробную сборку всех строений в Угличе, но и произвести окончательный монтаж города в устье реки Свияги на предварительно подготовленной площадке в 150 га с засыпкой двадцати тысяч кубических метров земли в течении четырёх недель. Блестяще осуществлённое свияжское строительство является одним из многочисленных доказательств технической одарённости и высоких организационных качеств русского народа.
В русских летописях также встречаются сведения о том, что на Руси в период царствования Ивана IV и Бориса Годунова широко практиковалось изготовление деревянных домов «впрок», с последующей их продажей, перевозкой и возведением на новом месте.
Известно, что после пожара в Москве на выгоревших участках быстро собирались готовые дома, которые москвичи приобретали на рынках города. Продажа готовых рубленных домов и небольших деревянных церквей – «обыденок» происходило на «Лубяном торгу», у стен Белого города, на месте нынешней Трубной площади. Различный «щепяной товар», включая и целые избы, продавались и на Смоленской площади.
Таким образом, сборность и стандартизация заготовленных заранее деревянных построек имели в русском быту место ещё в то время, когда в Европе об этом не было достаточного представления, не говоря об Америке.
Первый намёк на применение принципов сборности в строительстве в западных странах можно найти лишь в записях знаменитого художника и изобретателя Леонардо да Винчи (1452 – 1519), жившего в Италии в эпоху Возрождения. «Дома следует перевозить и располагать в определённом порядке. Это легко выполнить, так как дома эти изготавливаются из отдельных частей, которые делаются на открытых участках, а затем они собираются из этих частей там, где им надлежит существовать». (Из записной книжки Леонардо да Винчи).
До конца XV века жилой фонд городов и сёл России состоял в большей степени из деревянных строений рубленой конструкции. Наличие в России больших лесных массивов первоначально не вызывало никаких сомнений в целесообразности такой конструкции.
Первому появлению в России более экономичных деревянных конструкций способствовали заботы Петра I о развитии механического лесопиления. До этого времени вопросам сбережения леса и рационального расходования древесины внимания почти не уделялось. Доски обычно изготавливались по одной – две штуки из бревна путем обтесывания последнего с двух сторон, отчего и назывались «тёсом». Появление лесопильных мельниц относится, примерно, к 1691 году, когда был издан указ, в котором говорилось о трёх, работающих в районе Архангельска «пильных мельницах». Дальнейшее развитие механического лесопиления обеспечивало зарождение и последующее развитие деревянного каркасного строительства.
Предполагается, что первым сооружением каркасной конструкции в России был Троицкий собор, выстроенный по приказу Петра I вблизи его личной резиденции – домика на Петроградской стороне. Троицкий собор, просуществовавший свыше 200 лет и погибший от пожара уже в XX веке, имел каркасно-обшивную конструкцию стен с засыпкой утеплителем – торфом.
Если возникновение каркасного строительства было вызвано в основном необходимостью бережного, экономного расходования древесины, то дальнейшее его развитие обнаруживает и новое его положительное качество – сокращении сроков возведения деревянных домов путём использования в строительстве машинной техники и перенесения в мастерские и на заводы части работ, до этого производившихся на строительной площадке.
Сокращение времени строительства имеет исключительное значение. Этим, очевидно, и следует объяснить появление щитовых сборных домов с более высоким коэффициентом готовности. Имеются сведения, что первые щитовые дома – казармы были построены в России в период Крымской войны (1853 – 1856 гг.)
Конструкции сборных домов заводского изготовления во второй половине XIX столетия в России и за рубежом были индивидуальны и не позволяли использовать все возможности сборного строительства. Домостроительное предприятие выпускало, как правило, дом одного типа, так как незначительное изменение в его планировке могли вызвать перестройку технологических процессов.
Универсальная щитовая система была впервые предложена в 1893 году русским инженером Щербаковым. Основанная на принятом условном модуле, система каркасно – щитовых домов инженера Щербакова имела значительное преимущества перед распространенными тогда в России датскими и финскими сборными постройками и позволяла, пользуясь небольшим набором щитов, собирать дома различной планировки. Основными в системе Щербакова являлись щиты конкретного размера и особой конструкции. По некоторым сведениям, Щербакову удалось организовать на Бежецком лесопильном заводе промышленное производство «переносных» домов, однако не получив поддержки он потерпел неудачу и в конце 1896г., совершенно разорившись, трагически погиб.»
Наиболее востребованными технологии заводского домостроения стали в СССР в годы индустриализации, в довоенный и после военный периоды. Были построены и запущены в эксплуатацию домостроительные комбинаты с производительностью от 10 тыс. м2 жилья в год, до 200 тыс. м2. Общая мощность всех домостроительных заводов по производству сборных домов составила 4,6 млн. м2 жилой площади в год или 125 – 130 тысяч домов. Таким образом промышленность заводского производства домов СССР, за короткий период вышла на одно из первых мест в мире, почти в 10 раз превысив производство домов в Англии и Финляндии и в 5 раз – в Швеции. В последующие годы интерес к индустрии малоэтажного домопроизводства в СССР спал и уступил место промышленному строительству городского многоэтажного жилья.
Путь по решению дефицита жилья известен, это заводское изготовление комплектов домов малоэтажной застройки с хорошим качеством, доступной ценой, экологичных и энергоэффективных. Вот только следует ли слепо копировать предлагаемые технологии известных брендов? В современной России строительство жилья так и осталось проблемой государства, а заявленная рыночная экономика оставила эту отрасль на распутье. Различные Федеральные программы, заявленные поддержки отрасли и растущие армии чиновников в различных структурах власти так и не приблизили объём строительства жилья до половины нормативного показателя 145 миллионов квадратных метров жилья в год.
На этом фоне делаются попытки индустриализации отрасли, правильно выбрано направление по малоэтажной застройке, но без реальных рыночных действий регулирования отрасль обречена. Пора забыть надуманные лозунги о том, что рынок сам будет себя регулировать и особенно в период тотальной коррупции. Путь по решению дефицита жилья известен, это заводское изготовление комплектов домов малоэтажной застройки с хорошим качеством, доступной ценой, экологичных и энергоэффективных. Вот только следует ли слепо копировать предлагаемые технологии известных брендов?
Технологически трудно что-то предложить более эффективное, чем конвейерная сборка, а вот конструкционные решения и применяемые материалы открывают большие просторы для творчества.
Комментарии (0)