Годы гонения на Православную Церковь и верующих, время лихолетий и безбожия канули в лету, о чем свидетельствует Большая российская энциклопедия: «Близ Бузулука – ансамбль быв. Спасо-Преображенского монастыря (1860-1900 гг., основан в 1853 г.) с частично сохранившимся пещерным скитом» (БРЭ т.4 стр. 314.)
И хотя время сделало новый виток – сложно найти путь к Спасо-Преображенскому Бузулукскому мужскому монастырю, узнать о монашеском служении, заботах и тревогах его насельников, приобщиться к его историческим достопримечательностям и культурному достоянию земли Бузулукской.
Первое – российские города и дороги не блещут изобилием сведений, полезных для населения и путешественников. Бузулук, к сожалению, не исключение. Нет никакой информации, ни одного рекламного щита, дорожного знака или указателя о месте нахождении святой обители, некогда слывшей «Оазисом православного благочестия» и «Оптиной Пустынью Среднего Поволжья».
Второе – как выразился персонаж комедии «Горе от ума»: «все врут календари». От энциклопедического «архитектурного ансамбля Спасо-Преображенского монастыря» до высоких стен, сторожевых вышек и суровой охраны пенитенциарного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) по выражению того же литературного образа: «дистанция огромного размера».
С выявленным объектом культурного наследия России, памятником истории и культуры Оренбургской области тюремное ведомство не спешит расставаться. Мало того, в ходе реформы пенитенциарной системы России, родилось решение преобразовать детскую воспитательную колонию в женское, подчеркиваю женское, исправительное учреждение. Более дьявольского искушения для православных жителей бывшего Бузулукского уезда и придумать трудно.
И третье… что не говорите – стыдно
Как ни крути, традиционный для России институт монашества вновь становится неотъемлемой частью нашего жизненного, социального и культурного пространства. Святые обители наполняются молитвой, иноками и паломниками, восстанавливается их внешний облик.
Из исторической дюжины российских Спасо-Преображенских мужских обителей, из праха поднято 11 монастырей. Миллионы россиян принимают активное участие в возрождении православных монастырей, иноческой жизни и вековечных традиций паломничества. В этих благих деяниях Бузулук и его жители далеко «позади России всей».
Остатки пещерного скита
Все же колокольный звон раздается над окрестностями Иосафатовой долины» (в народе называют это место «Сафатова долина») и Атаманской горы. Ориентируясь на него, легко находятся и остатки пещерного скита.
На живописной горной террасе открывается красивый силуэт четырехъярусной колокольни храма в честь иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радость». Он возобновлен по проекту архитектора Г.П. Чистякова взамен деревянного храма над пещерами, уничтоженного богоборческими властями.
Архитектура храма, светло-кирпичный декор экстерьера, удачно сочетается с холмистым ландшафтом и природным окружением. Приходится только дивиться эстетическому чутью наших предков, умело выбиравших самые благолепные места для церковных строений. Ведь под этими словами неизвестного автора XIX века можно подписаться и сегодня:
«Отсюда, куда ни кинь свои поражающиеся удивлением взоры, всюду увидишь чарующие картины дивных окрестностей. И так хорошо, так возвышающее на душу действует эта своеобразная красота гор и лесов, что хочется верить, что Сам Творец от создания мира предназначил это место для обители, для жизни иноков, уже отказавшихся от греховной красоты мира».
С юных лет игумен возрождаемого Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря высокопреподобный Виталий (Климов) вступил на путь монашеского подвига. 13 июля 2000 года молодой иеродиакон Виталий благословляется правящим архиереем Оренбургской и Бузулукской епархии, ныне почившим в Бозе митрополитом Леонтием (Бондарем, †1999) на нелегкое послушание: восстановление Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря.
Именно в это, святое, намоленное десятилетиями, место привел отец Виталий немногочисленную паству, чтобы очистить засыпанный землей ствол шахты, ведущей к пещерам. Именно здесь молитвами и трудами создавалась религиозная община – Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь. А паломникам и гостям здесь искренне рады, лишь бы не нарушали несложного монастырского правила – все делать по благословению настоятеля.
Пещеры – главная достопримечательность скита.
В позапрошлом веке монахи вырыли и обустроили пещерный монастырь (скит) по принципу пещер Киево-Печерской Лавры. Монашеские кельи, алтарное и иные помещения, соединялись галереями, выложенными кирпичом и камнем. В пещеры вело несколько входов: один – по шахте из храма; второй – из бывшего Казанского собора на территории Спасо-Преображенского монастыря, залитого бетоном во избежание побега из колонии; третий и четвертый – это две рабочие штольни у склона. Общая длина ходов и гротов составляла около 1700-1750 метров.
Пещеры – место духовного аскетического подвига бузулукских иноков. Святые отцы в своих творениях называли аскетику не духовно-нравственным подвижничеством, а искусством, художеством, мало того – самым главным искусством и художеством. Ведь отличительная особенность святых подвижников – вовсе не их доброта, которая бывает даже у весьма грешных плотских людей, а красота духовная, ослепительная красота лучезарной светоносной личности – благодатная, благотворная и целебная по силе воздействия на окружающих.
И видимо не случайно достижения Бузулукского уезда в социальной и экономической сфере конца XIX – начала XX века, успехи в благоустройстве и благоукрашении города связывают с «умной» молитвой, духовным подвигом и отеческим наставничеством старцев Спасо-Преображенского монастыря.
Безусловно, что пещеры – православная святыня, их духовно-историческое значение для жителей земли бузулукской невозможно оценить в каком-либо культурном или материальном эквиваленте. Пещеры, вероятнее всего единственное в России подземное архитектурное сооружение культового назначения, возведенное в архисложнейших геофизических условиях красноцветных песчаников мезозойского периода. По сути, это памятник инженерному искусству, памятник культуры. И люди должны видеть, какие чудеса совершала вера наших предков.
Пока археологические и реставрационные работы ведутся лишь попечением религиозной общины Спасо-Преображенского прихода под непосредственным руководством игумена Виталия. С огромными материальными, техническими и технологическими потугами открыта для обозрения первая – «цитированная» с Киево-Печерских пещер, «пусковая очередь». Участие государственных, региональных и муниципальных структур в этом святом деле мизерное.
Вообще-то монахи должны молиться, быть реставраторами душ человеческих, пласт за пластом снимать и счищать с нее грехи наши тяжкие, а не вымаливать финансовые и материальные пожертвования на восстановление общенародного достояния у различных юридических и физических лиц. Ведь не монастырь, а государство и в большей мере тюремное ведомство осквернило и разрушило православную святыню земли бузулукской.
Святыня монастыря – Живоносный источник
Целебный святой родникнаходится рядом с территорией исправительного учреждения. Первоначально, до основания монастыря, назывался Атаманским ключом, от названия близ находящейся Атамановой горы. Здесь в 1856 году на пожертвования епископа Самарского, Преосвященного Евсевия и Оренбургского генерал-губернатора графа В.А.Перовского была возведена часовня.
К часовне спешили люди разных сословий даже из самых отдаленных окрестностей с тем, чтобы в ней перед особо чтимой иконой Божией Матери «Живоносный источник» заказать молебен с водоосвящением и этой святой водой смочить свои больные места с надеждой на исцеление. «И по вере многие получали исцеление», – указывали летописцы.
В наследство монастырю досталась грязная лужа и куча строительного мусора. Ныне же радует глаз светлый кирпичный восьмерик часовни с небольшой главкой и золотисто-синим куполом. И опять к часовне спешат люди с верой и надеждой получить исцеление.
Монастырский погост
В жизни каждого православного человека наступает момент, когда он задумывается о своем уходе в мир иной и месте своего вечного покоя. Немаловажное значение имеет не только достойное захоронение и отпевание по канонам Русской Православной Церкви, но и уверенность в том, что имя твое будет поминаться за Божественной литургией и на панихидах, а могила не будет забыта.
С недавних пор и у обители есть свой погост. В распадке, за лыжной базой, уже покоятся останки 14 монахов, обнаруженные при проведении ремонтно-восстановительных работ сотрудниками пенитенциарного учреждения. Памятник, воздвигнутый на их могилой – прекрасный образец некропольной архитектуры.
Хозяйственная деятельность
По задачам иночества монахи должны были питаться, в основном, от своих трудов, а не только подаяниями мирян. Рядом с погостом располагается хозяйственный скит монастыря. Здесь насельники монастыря несут одно из трудовых послушаний. Поскольку основной рацион монаха – рыба и овощи, существует небольшое огородное хозяйство. Налаживается выпуск восковых свечей.
Монашеское делание и послушание
Не надо думать, что братия монастыря только и делает что ходит по кабинетам чиновников и офисам предпринимателей в просьбах кирпича и доски, фундаментных блоков и краски, арматуры и цемента Каждый день, каждый час и каждая минута жизни инока наполнена молитвой. Своими, особыми молитвами начинается и завершается любое его действие и состояние: сон и труд, болезнь и выздоровление, трудовое послушание и отдых, прием пищи и пост, серьезный разговор и шутка, пребывание в новом помещении и выход за стены обители.
Центром монастырского уклада является общее молитвенное правило или богослужение. Не зря над пещерами разливается колокольный звон. По церковным праздникам и выходным дням игумен Иона (Чураков) ведет службу по строгому монастырскому чину. И паства на службе, это не только насельники обители, но и по-настоящему воцерковленные жители города и района.
В городе и селениях Бузулукского района монахи-священники (иеромонахи), монахи-диаконы (иеродиаконы) и «клиросные» монахи несут свое послушание: совершают для верующего населения богослужения, исповедуют, наставляют, творят заказные молебны и т. д.
Проблемы внешних неурядиц и внутренних нестроений
Пока обитель не имеет возможности для дальнейшего организационного роста, так как негде принять необходимое число братии, послушников и просто страждущих. А на возведение келейного корпуса необходимо не менее шести миллионов рублей.
Не хватает нужных средств и на продолжение храмового строительства. Летом 2008 года на склоне Атаманской горы был заложен храм во имя Преподобного Сергия Радонежского, и хотелось бы возвести его к 700-летнему юбилею святого молитвенника за землю Русскую. Все надежды только на бескорыстную помощь властей, меценатов и верующих соотечественников.
Заключение
Насилие над историческим развитием Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря обернулось не только утратой архитектурного комплекса и материальной базы обители – до сих пор это незаживающая рана в душах верующих и в судьбах духовной культуры бузулукского края. Но время разрушения обители безвозвратно проходит, хотя есть еще любители разбрасывать ее камни, и они сильны лукавой инерцией атеизма и властью «золотого тельца».
«Не в силе Бог, а в правде» – и это правда тех, кто выбрал время собирать камни. И дело не в том, чтобы прогнать нынешних владельцев бывших монастырских территорий и строений. Сегодня обитель не настаивает на полной реституции, понимая нереальность такой перспективы, но, уступая в большем, просит государство пойти навстречу там, где это возможно: в том, чтобы была восстановлена историческая и юридическая справедливость, а о практической стороне можно и нужно вести переговоры и решать все с обоюдной выгодой.
Борис Скупов
Комментарии (0)