Только в профиле

ВсеЛенский потоп 2001 года и практика архитектуры чрезвычайных ситуаций в пострадавшем городе

Подпишитесь на канал

02b449769c7fdeccaaac73d5a3c1c4ca.jpg

Номинация: "Архитектура чрезвычайных ситуаций"

К маю 2001 года город Ленск в Республики Саха (Якутия) четвертый год подряд был подвергнут ледовой атаке и затоплению «черной водой» великой реки Лена. Но если ранее, все обходилось так сказать малой кровью, то на этот раз город был разрушен катастрофическим наводнением.

Наводнение практически смыло Ленск с лица земли. Было разрушено более 3,3 тысячи домов, пострадали 30,8 тысячи человек. Общий объем ущерба по городу Ленску составил 6,2 миллиарда рублей.

Введение

Ленск – типичный город восточной Сибири. Это труднодоступное поселение на левом берегу реки Лена сообщающееся с миром речным и воздушным транспортом. Автомобильное сообщение более-менее нормального качества существует только с городом Мирный. Ленск находится на Приленском плато, окружён тайгой и озёрами.

До появления русских исследователей на месте Ленска находилась деревня эвенков Мухтуя («большая вода!!!»). В 1663 году здесь появляются первопроходцы-добытчики пушнины, которые основывают поселение «промышленных людей» под названием Мухтукуевская. В 18 веке в деревне открывается ямское почтовое отделение, призванное обслуживать экспедицию Витуса Беринга на Камчатку. С 19 века и до 1917 года деревня Мухтукуевская была местом для ссылки политических заключённых.

Второе рождение поселения на Лене связано с открытием в 1955 году богатого месторождения алмазов в районе реки Вилюй – так называемая кимберлитовая трубка «Мир».

У алмазного карьера начали строить город Мирный, а Мухтуя как ближайший крупный населённый пункт сделали перевалочной базой для постройки нового города. Сразу же проложили автомобильную дорогу, расширили речной порт, наладили сообщение. Выросшая деревня в 1957 году стала посёлком городского типа, а в 1963 году Мухтуя была переименована в Ленск и получила городской статус.

То есть Ленск – это и старожильческое поселение, и город-корпорация и зона транзита мобильных трудовых ресурсов.

Краткие сведения о ледоходах и наводнениях

Ледохо́д есть движение льдин и ледовых на реках и озёрах под действием течения или ветра.

Наиболее известен весенний ледоход который образуется из обломков ледяного покрова, взламываемого силой течения вскрываемых рек. Реки в России вскрываются по-разному, в зависимости от направления, в котором текут. На реках, текущих с севера на юг, вскрытие в низовьях происходит раньше, чем в верхнем течении.

Ледоход на таких реках сравнительно спокоен, в тоже время величествен и грозен. Таяние льда начинается у берегов, так как грунт нагревается быстрее, чем вода. Образуются полосы воды между ледяным покровом и берегом - закраины. Река становится полноводной, затопляет пойму. Лед делается подвижным и легко всплывает по мере повышения уровня воды в реке. От ледяного покрова постепенно отрываются льдины и уносятся вниз по течению.

Плывут льдины, стараются догнать друг друга. Дойдя до ледорезов дамб, плотин и мостов, упрямо и злобно лезут на них, затем разламываются и сползают обратно в черную воду. От реки веет холодом и угрозой; даже на взгляд ощущаешь силу этого могучего потока.

Энергия ледохода действительно очень велика. Не только отдельные льдины, целые ледяные поля плывут по крупным рекам во время ледохода. Такие ледяные поля порой имеют длину более километра и ширину несколько сот метров.

Кинетическая энергия ледяного поля размерами 100х50 м при толщине слоя льда 0,5 м и скорости движения 8 км/ч составляет около 31 000 000 кгс/м, или 310 000 кДж. Этой энергии достаточно, чтобы поднять груз массой 31 т на высоту 1 км.

Обладая такой большой энергией, движущийся лед может нанести большой ущерб мостам и плотинам и даже разрушить их. И регулярно разрушает их.

В мае прошлого года ледоход как игрушку снес 300-метровое мостовое сооружения железнодорожного перехода через реку Лена у города Усть-Кут.

Все ледоходы – это еще и паводки, как правило сопровождаемые наводнениями. Весьма подробно и доходчиво поведал об этом на страницах интернет-портала «Строительный эксперт» О.С. Субботин в публикации «Характерные свойства наводнений и их влияние на формирование жилищ». В данной работе приводятся требования Государственного стандарта по классификации наводнений.

По размерам и наносимому им ущербу различают небольшие, большие, выдающиеся и катастрофические наводнения.

Небольшое наводнение наносит незначительный материальный ущерб и почти не нарушает нормального течения жизни людей. Повторяемость их примерно 1 раз в 5 – 8 лет и характерны они для малых рек.

Большое наводнение сопровождается значительным материальным ущербом, в том числе и причиняемым населению. Часть населения, материальных ценностей и скота эвакуируется. Повторяемость – примерно 1 раз в 10 – 25 лет.

Выдающееся наводнение охватывает крупную речную систему, почти полностью парализует хозяйственную деятельность региона и наносит большой материальный и моральный ущерб. Возникает необходимость массовой эвакуации населения. Повторяемость таких наводнений – примерно 1 раз в 50 – 100 лет.

Катастрофическое наводнение распространяется на несколько крупных речных бассейнов. Оно надолго парализует хозяйственную деятельность человека. Сопровождается человеческими жертвами. Повторяемость – 1 раз в 100 лет и реже.

Так вот Ленский речной бассейн неприятное исключение из данной классификации. Здесь большие наводнения наблюдаются ежегодно. Выдающиеся практически тоже. А катастрофические раз в пятилетку.

Великая и уникальная река Лена

Лена – единственная река в мире, протекающая в области развития ледового комплекса, где формируются неповторимые природные условия, обусловленные резко-континентальным климатом и повсеместно развитой многолетней мерзлотой. Режим реки характеризуется весенним половодьем и несколькими высокими паводками летом.

Река Лена отличается от других рек России ледовым режимом и мощным ледоставом. Крепкий и толстый слой льда на реке образуется в условиях очень холодной, долгой и малоснежной зимы. Река безо льда на юге держится около 5-6 месяцев, на севере 4-5 месяцев. На Лене ледостав устанавливается примерно на 10 дней позже, чем на ее притоках. В верхнем течении Лена начинает замерзать с конца октября, в нижнем течении замерзает с конца сентября.

Лед начинает вскрываться в середине мая – в верховье и в начале июня в низовье. В конце апреля, начинается весенний разлив в районе города Киренск, что на верхней Лене и, постепенно сдвигается на север, наступая на ещё покрытую льдом реку. Разлив доходит в низовье реки примерно в середине июня. Вода поднимается во время разлива на 6-8 м над меженным уровнем. В низовье подъём воды бывает до 18 м.

Весенний ледоход очень мощный, часто бывают заторы льда и в результате затопляются значительные территории.

Есть в Якутии национальная забава: «Подтолкнуть Лену»

Ледоход на реке Лена в Якутии проходит очень быстро. Если нет каких-либо препятствий и по прямой, льды плывут со скоростью 100 км в день. На поворотах — до 50 км/сутки.

Более величественную картину чем весенний Ленский ледоход и представить трудно. Желающих посмотреть это уникальной природное явление хоть отбавляй.

Главное в этом деле — не пропустить момент. Посему якутские горожане внимательно следят за новостями. Как только появляется весть о приближении ледохода, на предприятиях, учреждениях и учебных заведениях резко увеличивается число взявших больничный лист, а начальство заваливает заявлениям с просьбами предоставить отгул или отпуск без содержания. В настоящее время многие предприятия Якутска попросту объявляют день ледохода не рабочим днем.

По статистике на одну семью в Якутске приходится 2.1 автомобиля, поэтому любопытствующее сразу же выезжают к месту наблюдения и большинство с ночевкой.

Удобных мест для наблюдения собственно два: Табагинский мыс и Кангаласский мыс.

Табагинский мыс, конечно, самая лучшая точка для наблюдения, да и комфортная. Но второе десятилетие здесь обосновалась резиденция Главы республики Саха (Якутия) и правительственный санаторий. Поскольку день весеннего ледохода все более и более приобретает все признаки национального праздника, то принято самое демократическое решение - допустить всех на смотровые площадки. Но за деньги: 500 рублей за автомобиль и по 100 рублей за каждый час.

В Ленске проще- все население «вываливает» на бульвар Ягнышева. Но и в Якутске и в Ленске не только праздно глазеют на ледоход – все выполняют важнейшую на сей момент миссию - «подтолкнуть Лену». Все поголовно пьют водку за то чтобы лед тронулся и нормально прошел.

Однако надо подкормить духа «черной воды», ну и матушку-Лену не забыть. Самые отчаянные спускаются на кромку ледохода с водкой и закуской, которые водружаются на льдины. К сожалению не всегда это помогает.

Предтеча ВсеЛенского потопа – наводнение 1998 года

16 и 17 мая 1998 года в районе города Ленска Якутии произошло сильное наводнение. Его вызвал затор льда по нижнему течению реки Лены, в результате которого уровень воды повысился до 17 метров, при критическом уровне затопления города Ленска 13,5 метров.

В зоне затопления оказались более 172 населенных пунктов с населением 475 тысяч человек. Из зоны затопления было эвакуировано более 50 тысяч человек. Только спасателями Республики Саха (Якутия) было спасено и эвакуировано в безопасные места 883 человека, перевезено имущество 62 семей, оказана первая медицинская помощь 10 пострадавшим, 8 раз доставлены бригады скорой медицинской помощи в труднодоступные места, перевезено в эвакопункты более 240 человек

В результате наводнения погибли 15 человек. Ущерб от наводнения составил 872,5 миллиона рублей.

Правительство России выделило деньги и поставило задачу в сжатые сроки, до наступления холодов (т.е. за четыре месяца), восстановить город. Сложилась уникальная ситуация, когда город можно было спланировать и построить заново.

На стадии градостроительного планирования восстановления Ленска развернулась конкуренция между застройщиками. Представители индустриального домостроения Якутии были заинтересованы в постройке типовых блочных девятиэтажных домов, аргументируя это тем, что только индустриальное панельное домостроение может решить задачу восстановления Ленска в сжатые сроки. На проектировщиков стали оказывать давление.

В этой ситуации конфликтологи, участвующие в разработке плана, в качестве маневра решили организовать анкетирование жителей с вопросами о предпочитаемых типах застройки, чтобы защититься результатами анкетирования от навязываемых решений, которые очевидно не отвечали интересам жителей.

В чем же горожане видели особенность и сложность жизни в северном городе, в чем специфика жизни в Ленске? Результаты анкеты оказались неожиданными.

Ведущим фактором качества городской среды для Ленска, после наводнения 1998 года, стал критерий безопасности.

Анкетирование позволило в маленьком 30-тысячном городе выделить четыре типа горожан, которые в понятие «безопасность проживания» вкладывали разный смысл.

У старожилов, предпочитающих усадебную застройку обязательно в черте города, безопасность означала возможность самовыживания за счет традиционных видов деятельности и обязательную пешеходную доступность социально-бытовых объектов.

А сложившаяся прослойка богатых людей (бизнесмены и руководство алмазодобывающей корпорации), предпочли отдельные дома (коттеджи), но сорганизованные в автономный поселок, за чертой города, со своей инженерной и социальной инфраструктурой.

У рядовых работников корпорации, предпочитающих 2-4 этажную блокированную застройку, «безопасность» означала возможность территориальной самоорганизации по месту жительства и совместное поддержание локальных объектов инженерной инфраструктуры.

Так называемые «временщики»- 18% от общего количества, отдали предпочтение 9-тиэтажной застройке и централизованному инженерному обеспечению.

По существу, результаты анкетирования поставили перед градостроителями задачу проектирования четырех типов городской среды в одном небольшом городе.

Игнорирование в процессе строительства нового жилья специфических требований жителей (отдаленность новых участков от города, предложение квартир в многоквартирном доме жителям, заинтересованным в собственном участке земли и пр.) привело к конфликту, совершенно неожиданному для тех, кто управлял процессом восстановления.

Многие жители предпочли остаться в палатке на месте снесенного дома, только чтобы сохранить собственный участок земли и своими силами восстановить разрушенное жилище, но не переезжать в «квадратные метры», где им не выжить.

В конечном итоге был утвержден генеральный план развития г. Ленска. В нем содержались и мероприятия противопаводкого назначения: в том числе строительство дамбы и накопление запасов песка для создания отсечных плотин.

Но гладко было на бумаге. На деле наводнение 1999 и 2001 годов прошли более или менее благополучно. Про генеральный план как-то подзабыли. К строительству дамбы так и не преступили, а строительство 9-ти этажек на бульваре Ягнышева превратилось в нормальный «долгострой».

ВсеЛенский Потоп 2001 года

В мае 2001 г. критическое предпаводковое положение сложилось по всей Республике Саха (Якутия).

Морозы в 50-60 градусов держались два с половиной месяца, и при этом выпало очень мало снега. Поэтому вдоль берегов, на глубине до полутора метров лед, соприкасаясь с дном реки, образовал очень мощный припай. Русло реки вследствие этого стало очень узким.

Весной же в верховьях Лены установилась необычно теплая погода, что вызвало быстрое таяние снегов. Но скованное тяжелым льдом русло Лены не справилось с потоком паводковых вод. Река не смогла разорвать сомкнувший ее панцирь.

В обычные годы толщина льда не превышала одного метра, и река в весеннюю пору справлялась с ним без особых проблем. Но двухметровый ледяной пласт стал причиной наводнения, к которому местное руководство оказалось неподготовленным.

Угрозу осознали, когда изменить положение никто уже не мог. На помощь вызвали военные самолеты, чтобы разбомбить заторы. Но использование авиабомб оказалось абсолютно неэффективным. Бомбы пробивали лед, взрывались на глубине. А ледяной панцирь оставался практически целым.

Гигантский ледяной затор длиной в 80 километров у острова Батамай образовался менее, чем за сутки. Не имея пути вниз по течению, сотни тысяч тонн воды и льда стремительно затапливают Ленск. В течение часа вода поднимается на уровень первого этажа и продолжает прибывать.

В мае 2001-го зафиксирован подъем воды на 21,5 метра. Двухэтажные постройки находятся под водой полностью.

На помощь утопшему Ленску МЧС бросило все свои силы. Бригады спасателей, медиков, инженеров работают в городе сутки напролет. Бомбардировщики Су-24 сбрасывают на парашютах тонны взрывчатки, пробивая дорогу льду, и спустя несколько часов город начинает медленно показываться из-под воды. Нет электричества, связи и транспорта.

Лето 2001 года - сравнительно теплое. Ленчане разбивают палаточные лагеря прямо в городе, еду готовят на кострах, но в Сибирь тепло на долго не приходит - впереди суровая зима, и времени на раскачку нет.

Пришло понимание, что трагедия ленчан – общероссийская. Свою помощь Ленску предлагают все регионы страны. В пострадавший якутский город прибывает Президент России В.В. Путин. По его решению все мероприятия по спасению города возлагаются на МЧС России и лично на министра С.К. Шойгу.

От наводнения пострадали 30 тысяч человек. Правительство страны распоряжается выделить всю необходимую помощь. Но единственная транспортная артерия, по которой сюда в Сибирь завозят все – от стройматериалов до продуктов – это сама Лена. И первым начинают восстанавливать речной порт.

Порт в алмазодобывающей Якутии - это главные и единственные ворота, через которые регион связан с внешним миром и для пострадавшего Ленска нет иной транспортной альтернативы. При средней загрузке в 300 тысяч тонн в год в навигацию 2001, порт принял почти три раза больше.

Практика архитектуры чрезвычайной ситуации

В мае 2001 года, когда вода ушла, оставив город руинах, в Ленске принялись думать, как жить дальше. Такого коварства от реки не ждал никто и здесь на полном серьезе звучат предложения перенести Ленск в другое, более безопасное место. Ведь, случившись однажды, потом может произойти снова, а второго такого ЧП местные жители уже не переживут.

Но перенос города - предприятие фантастически дорогое, поэтому власти принимают другое решение: огородить Ленск защитной дамбой. Ее строительство начинается одновременно с восстановительными работами.

Три миллиона кубометров грунта и камня укладывают по периметру Ленска. 18 километров в длину - это сооружение защищает город от паводка с трех сторон. Октябрь 2010 года – дамба вводится в строй.

«Это очень надежное сооружение, которое уже за эти десять лет не раз в стадии строительства уже подтвердило то, для чего оно строится», - рассказывает начальник управления по делам ГО и ЧС Ленска Александр Саморцев.

Разрушительному наводнению, а вернее, случившемуся вслед строительному буму город обязан не только набережной - месту прогулок и свиданий, но и нескольким новым кварталам. Девятиэтажные дома, которые не могли достроить годами, после потопа сдали за несколько месяцев.

Несколько кварталов в Ленске возвели тогда с нуля – например, «Северный» и «Алроса». Алмазодобытчики - крупнейшее предприятие региона, и большая часть восстановительных работ легла именно на них.

Каждый май, когда вскрывается Лена, город затихает и ждет – что принесёт с собой очередной ледоход? Чтобы помочь воде, здесь целую неделю взрывают лед.

С постройкой дамбы жить стало спокойнее. А еще сразу после потопа у Ленска появился первый храм. По случайности, от страшного наводнения 2001-го только построенная тогда деревянная церковь на берегу совсем не пострадала.

Заключение

Ныне Ленск - современный город. Здесь много типовых многоэтажек, улицы имеют правильную планировку. В городе функционирует краеведческий музей, где работают 6 разделов. Гордостью Ленска можно считать спорткомплекс «Карат», где проводились квалификационные игры к Первому Кубку мира по футзалу.

Также в Ленске есть несколько парков с фонтанами, пляж, а символом города является памятник «Тройка», изображающий почтовых ямщиков. В окрестностях Ленска расположен памятник природы – карстовая пещера с озером и 25-метровый водопад.

Все это было достигнуто в результате включения архитекторов-конфликтологов в работу паводковой комиссии.

С большими потугами, но сформировалось новое технологическое предписание к деятельности проектирования: выделять разные типы «потребителей» качества городской среды и планировать повышение качества по отношению к ним, а не в соответствии с «нормативами потребления» (обломок социалистической системы распределения).

Необходимо заново, после советского периода нивелирования культурных особенностей, усилить культурный и гуманитарный аспект проектирования и, что очень актуально в рыночных условиях, определить уровень качества, за который «потребители» готовы платить.

Это резко контрастирует с технологией советского градостроительного проектирования, без изменения перенесенной в настоящее время, которое оперирует «населением» - расчетной единицей, по отношению к которой осуществляются расчеты «квадратных метров жилплощади», нормативов потребления.

Кроме специфических типов «потребителей» качества среды, которые соответствуют особенностям конкретного города, четко выделись три универсальных типа «потребителей»:

1. Общественность - субъект, который удерживает ценности города (территории). Ценности не имеют отношения к прагматическим потребностям, но люди готовы за них бороться. Игнорирование ценностей в планировании приводит к конфликту ценностей.

2. Горожане – это значимые для проектирования социальные и деятельностные группы, которые могут сформулировать стандарты качества городской среды. Выделение значимых для проектирования типов активности, «под которые» нужно формировать особые наборы качеств городской среды – это задача конфликтологического обследования.

Сегодня, в ситуации демографического сжатия и повышения мобильности людей, города вступают в конкуренцию за мобильные трудовые ресурсы, за молодежь, которая принимает решение «уехать или остаться». Игнорирование этого аспекта в проектировании не приведет к открытому конфликту, но выразится в потере человеческих ресурсов.

3. Жители – те, кто могут зафиксировать интересы жизнедеятельности, а для современной российской действительности – более актуально – условия выживания. В отличие от «горожан», они не могут сообщить позитивные требования к качеству, но могут оценить, как проектируемые градостроительные изменения затронут их жизненно важные интересы.

Борис Скупов

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!