Почти все практикующие в области жилой среды обитания дизайнеры полагают себя представителями творческой профессии, людьми искусства. Люди искусства- а в основном это художники, занимающиеся дизайном - считают его заурядным мастерством. Так что же такое дизайн: банальное ремесло или высокое искусство?
Для начала несколько скучных общепринятых философских норм. Человек, как высшая ступень процесса эволюции природы, в борьбе за существование был вынужден приспосабливать окружающий предметный мир к своим потребностям и преобразовывать его в процессе труда.+++++
Познавая свойства созданных природой материалов, человек обнаружил, что каждый из них имеет строго определенную форму и строение. Впоследствии стало понятным, что производимые человеком вещи смогут приобрести необходимую прочность и устойчивость тогда, когда они будут формироваться по законам природы.+++++
Постепенно созданный человеком предметный мир не только совершенствовал его умственные и практические качества, но также запечатлевал его переживания, чувства, настроения. Эмоциональное воздействие предметного мира стало теснее связываться со значением вещи в повседневной жизни человека и с его физиологическими особенностями.+++++
Наш исторический предок заметил, что форма, соответствующая назначению и содержанию вещи, вызывает у него приятные чувства. Такие качества, как свет или цвет, фактура или текстура, воспринимаются инстинктивно, доставляя удовольствие и наслаждение непосредственно; другие свойства выразительны в силу того, что лежат в основе деятельности организма человека, – это ритм и симметрия.
Эмоциональное воздействие окружающей среды, как в природе, так и созданных человеком вещей, формировало умение находить совершенное, красивое. Так зарождались эстетические чувства людей, которые со временем развили их творческие способности, научили творить по «законам красоты» и вызвали к жизни особую форму общественного сознания – искусство.++++
Термин «Искусство» в широком смысле слова означает искусное выполнение любого рода деятельности. Если мы хотим сказать об очень искусной работе, то говорим: "Это сделал настоящий художник!" В специфическом значении искусство – это художественное творчество, в результате которого создается художественный образ, концентрирующий в себе главные, типичные стороны предметного мира. Воплощение человеком всего многообразия сторон предметного мира при помощи различных средств со временем привело к возникновению художественного творчества – искусства.
Отечественное искусствознание условно подразделяет пластические (пространственные) искусства на два вида:
Изобразительные искусства:
- живопись;
- скульптура;
- графика.
Неизобразительные искусства:
- архитектура;
- декоративное искусство;
- монументально – декоративное искусство;
- декоративно – прикладное искусство;
- художественное оформление;
- дизайн.
Что является критерием данной классификации? Изобразительные искусства воспроизводят реальный предметный мир, а неизобразительные искусства, в свою очередь, служат непосредственно созданию материально-предметной среды человека.+++
И все вроде подтверждает мнение людей так называемого «творческого начала». Дизайн есть искусство, и точка - нет предмета для дискуссий! Так ли это? И какой, собственно говоря, дизайн? Который на картинках глянцевых журналов или существенно улучшающий качество жизни человека?+++
Общее понятие о дизайне и дизайне жилой среды обитания человека
Дизайн, в энциклопедическом понятии, есть проектная художественно-техническая деятельность по разработке разнообразных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами в интересах совершенствования предметно-пространственной среды обитания человека: в том числе промышленной, социально-культурной, служебной, жилой и т.п.
Дизайн образно называют красотой пользы и пользой красоты, так как он сочетает в себе красоту, удобство и экономичность.
Принятая нами трактовка предметной области «дизайн» вытекает из анализа современных представлений о содержании деятельности дизайнеров. Распространено бытовое представление, что они занимаются украшательством.+++
Но это не так. Сравнительно недавно появился документ Комитета комиссий европейского союза под названием «Дизайн как двигатель инновационной деятельности, нацеленной на человека» (Commission of the European…, 2009).+++
+++
Цель документа состоит в том, чтобы на основе анализа фактических и потенциальных возможностей дизайна как инструмента проектирования, нацеленного на человека, обосновать необходимость превращения его в неотъемлемую часть европейской политики инновационного развития. В нем приводятся трактовки сути дизайнерской деятельности, принятые в разных странах Европы, и сделан обобщающий вывод:+++
+++
Дизайн – целостный подход, который позволяет учитывать целый ряд аспектов помимо эстетики, включая функциональность, эргономику, удобство и простоту использования, доступность, безопасность изделий, устойчивость, стоимость и нематериальные активы, такие как бренд и культура.
Целью дизайна может быть конкурентоспособность и дифференцирование на мировых рынках, как в датском определении дизайна, или это может быть устойчивость и качество жизни, как выдвинуто на первый план в определении британского Совета по дизайну.++
Заметим, что в европейском понятие дизайнерская деятельность вовсе не искусство, а интегрированное понятие предметной области улучшения качества жизни человека.
Потребности пользователей или качество их жизни находятся в центре дизайнерской деятельности. Но она включает и ряд других целей, таких как стоимость и воздействие на окружающую среду.++
Опираясь именно на эту трактовку дизайна, ряд отечественных ученых приняли следующее определение данной предметной области:++
Дизайн – вид проектной деятельности, направленный на формирование у изделий, сооружений и систем гуманистических свойств трех типов: свойств эргономических, создающих условия для высокого качества деятельности (пользования), свойств эстетических, удовлетворяющих потребности людей в красоте и культурной идентификации, и знаковых свойств, удовлетворяющих базовые личностные потребности.
Таким образом, можно считать, что дизайн представляет собой синтез художественного конструирования и эргономического проектирования изделий, сооружений и систем.++
++++
Художественное конструирование включает компоненты: функциональный, морфологический, технологический и художественный. Конечным результатом является промышленный образец в виде макета создаваемого объекта или его графической модели с приложением пояснительной записи. Последняя должна включать и эргономическое обоснование проекта.+
Компонентами эргономического проектирования являются:
- распределение функций: определение задач, решаемых человеком;
- проектирование структур деятельности, обеспечивающих их решение;
- проектирование характеристик интерфейса (информационных средств, органов управления, рабочего места).
Конечными результатами эргономического проектирования должны быть: эргономический раздел, сначала эскизного, затем технического проекта, и инструкция пользователю изделия.+
Теперь, можно приступить к выявлению «точек воздействия» дизайна на качество жизни населения. Это воздействие может быть прямым – через удовлетворение ряда потребностей человека - и опосредованным, косвенным – через экономику, экологию, социально-культурное развитие.+
Наиболее опосредованно удовлетворяет потребности человека в улучшении качества жизни дизайн жилой среды обитания.+
+++++
Дизайн вашего жилища и взаимодействие человека с предметной средой дома
Рассматривая человека в доме, хочется особо отметить значение качества дизайна дома как обязательное условие комфорта и удобства проживания. Пространственно-предметная среда жилища представляет собой набор помещений, оборудованных мебелью и бытовыми приборами для труда, отдыха, сна, приема пищи и соблюдения личной гигиены.+
Мебель и оборудование жилищ должны иметь определенные габариты, быть удобными и простыми в эксплуатации, иметь определенный период функционирования, быть экономически выгодными и соответствовать эстетическим вкусам хозяев.+
Комплексно изучает человека (группу людей) в конкретных условиях жилища научная дисциплина эргономика (от греч. ergon — работа и nomos — закон).+
Жилище человека изменяется в зависимости от времени вместе с изменениями семьи в целом и каждого его члена в отдельности.+
Специалисты подсчитали, что для удовлетворения требования к жилищу одной семьи с учетом динамики ее развития в течение жизни надо примерно восемь раз изменить планировку и заменить мебель и оборудование. В связи с этими требованиями возникла необходимость создания трансформируемого жилища, когда имеется возможность изменения планировки и оборудования квартиры в соответствии с требованиями живущих в ней людей.+
+++++
Трансформируемое жилище должно иметь комплекс оборудования, включающий элементы, из которых можно компоновать разнообразные перегородки и двери. Благодаря гибкой планировке жилые помещения могут иметь различную площадь и набор помещений.+
Например, вначале спальня родителей и ребенка представляет собой единое помещение, изолированное от общей части жилища. Ребенок вырос, возникла необходимость отделить его спальное место от спальни родителей. Это достигается с помощью плоскостной раздвижной перегородки. Предметная среда жилища должна быть красивой, безвредной для здоровья и эффективной с точки зрения использования бытовой техники. +
Взаимодействие человека с предметной средой дома включает:+
- гигиенические требования к условиям жизнедеятельности и работоспособности человека;
- гигиенические показатели качества изделий в процессе их эксплуатации;
- фитоэргономику.
При покупке изделий для дома, необходимо учитывать, в какой мере характер покрытия и материал будут способствовать загрязнению воздуха жилищ пылью и посторонними примесями.+
К примеру, состав полимерных материалов входят высокомолекулярные соединения: синтетические смолы, содержащие летучие продукты (фенол, формальдегид, амины и др.), обладающие токсичностью.+
Массовое внедрение в быт новых химических материалов, красителей, насыщение квартиры электрическими приборами привело к тому, что в жилище увеличилось количество поверхностей с электростатическими свойствами. Эти поверхности активно осаждают на себе пылевые частицы. При расстановке мебели в квартире важно учитывать особенности выпадения пыли из воздуха. Особенно важно обеспечить циркуляцию воздуха вдоль стен. Встроенные шкафы способствуют меньшему накоплению пыли, чем корпусная мебель, так как пыль оседает в просветах между мебелью и полом, между высокой мебелью и потолком. Именно в этих местах происходит резкое замедление движения воздуха, циркулирующего вдоль стен.+
+++++
Отсюда исходят эргонометрические рекомендации к процессу уборки: желательно, чтобы мебель была такой высоты, которая позволяла бы вытирать пыль, не пользуясь подставкой (оптимум 180 см). Более высокая мебель должна доходить до потолка без просвета. От пола просвет не рекомендуется делать менее 15-25 см (в зависимости от глубины).+
Гигиенические показатели качества изделий и элементов их конструкций в процессе эксплуатации характеризуют непосредственное влияние на организм человека и его жизнедеятельность при контакте и опосредованно через среду токов СВЧ, нагревания, рентгеновского излучения, электромагнитного излучения, шума, вибрации.+
Если рентгеновское излучение телевизоров с ЭЛТ не достигает человека, при его расположении далее 2 метров от экрана, то ЖК телевизоры не имеют его в принципе. Излучения электромагнитных полей у современных электронных «гаджетов» окружает нас повсеместно. В мегаполисах, от их большого количества, уже возможно получить превышенные дозы излучений. Современные компьютеры хоть и хорошо защищены спереди от токов СВЧ, но не следует находиться длительное время сбоку или сзади работающего прибора. Появляются бесшумные или слабо шумящие пылесосы и стиральные машины.+
Растения выполняют гигиенические функции, обогащая воздух кислородом и аэроионами, снижая концентрацию углекислого газа, пыли, влаги, токсических веществ и микроорганизмов.+
Декоративные и душистые растения влияют на настроение человека. Во время работы активизируется моторная деятельность и человек утомляется, с помощью растений можно повысить физическую и умственную работоспособность. Занимается изучением явлений воздействия растений на человека отдельная научная дисциплина – фитоэргономика.+
Фитоэргономика - наука, систематизирующая все факты, известные в отношении эргогенных свойств растений. Фитодизайн исследует опосредованное действие растений на работоспособность и самочувствие человека благодаря улучшению окружающей среды.
Гармония в фитодизайне есть правильное решение функциональных и эстетических задач. Комнатные растения должны органично сочетаться с назначением помещения, его размерами и стилевым ансамблем. Оформление цветов, декоративных растений должны гармонировать с мебелью, обоями, цветовым оформлением комнаты. Пропорции композиций и форм растений должны соответствовать размерам человека.
Так, расположение и компоновка растительных групп с элементами искусства в комфортной обстановке общей жилой комнаты активно содействуют отдыху человека.+
Невысокие, яркие цветы в сочетании с аквариумом или клеткой с птицами хорошо использовать для оформления детского уголка или детской комнаты. На подоконнике кухни или столовой можно устроить маленький «огород».+
Дизайн интерьеров: общие понятия, определения и значения
Дизайн интерьеров - это проектирование и организация внутреннего пространства помещений, посредством линий, форм, фактуры, мебели, цвета и освещенности в единой композиции, в результате чего возникает особая среда обитания человека, характеризующаяся функциональным удобством, безопасностью, здоровым микроклиматом, комфортом и художественной привлекательностью.+
Поскольку люди проводят большую часть времени под крышей, хорошо спланированный интерьер играет большую роль в обеспечении их психологического комфорта.+
Первоисточником дизайна интерьеров было стремление людей к внутреннему украшению помещений, однако круг обязанностей современного интерьер-дизайнера значительно шире. Сегодня дизайнеры помещений работают вместе с архитекторами, заказчиками, подрядчиками, строителями и поставщиками, принимая решения о габаритах и структуре пространств, оборудования, типов меблировки и отделочных материалов.
Интерьер-дизайнеры разрабатывают интерьеры жилых домов и офисов, больничных учреждений и ресторанов, вестибюлей общественных зданий и множества других общественных мест.
Эстетические соображения дизайнеров во многом определяют характер интерьера. Разрабатывая проект, дизайнер прежде всего решает, будет ли интерьер традиционным или модернистским, строгим или непринужденным, сложным или простым, спокойным или динамичным. Ему необходимо также определить, будет интерьер замкнутым или открытым, будет ли он создавать ощущение сдержанности или теплоты. Именно эти аспекты настроения или атмосферы интерьера определяются выбором тех или иных элементов дизайна и его принципов.
К великому сожалению, в последнее время вкусы потребителей дизайна главенствуют над эстетическими соображениями специалистов. Зачастую интерьер-дизайнеру суют в руки гламурный журнал и требуют: "Сделать так и только так!"
О каком творческом начале можно говорить в этом случае? Банальное ремесло и не более.
++++++
Особые требования к дизайну
Функциональные основы не менее существенны в проектировании интерьера, чем художественные. Грамотный дизайн интерьеров предполагает использование материалов сообразно их функции и способам ухода за ними, принимая во внимание эффективность, экономичность, экологическую чистоту и их общую безопасность. К тому же при проектировании интерьеров приходится помнить о потребностях таких пользователей, как пожилые люди, дети и инвалиды.
У пожилых людей, детей и инвалидов есть множество особых потребностей как физического, так и психологического порядка, это требует от дизайнера изобретательности и профессиональных усилий.
Дети меньше ростом, они хуже координируют движения, чем взрослые, хуже отдают себе отчет в своих действиях. Им нужна устойчивая мебель, подогнанная под их рост, безопасная среда, где нет острых углов или легко бьющихся предметов. В таких помещениях можно будет легко убирать, а пролитое молоко или разбросанные игрушки не станут причиной для лишнего наказания.
Пространство для ребенка должно быть спроектировано так, чтобы способствовать его самообучению, будь то самостоятельное одевание, личная гигиена, наведение порядка или выполнение домашних заданий. В старости у людей слабеет зрение, слух, ухудшается координация движений, что может сопровождаться ослаблением памяти, снижением быстроты реакции или притуплением эмоций.
+
Важно, чтобы мебель в интерьере для людей этого возраста была крепкой, устойчивой, без острых углов. Необходимы прочные ручки и подставки под ноги, чтобы облегчить людям усаживание в кресло и вставание с него. Пол не должен быть скользким или иметь ступени. Более яркое освещение, поручни и дополнительные ручки, за которые можно удержаться при потере равновесия, укрупненные дверные и шкафные ручки и т.п., — все это помогает сделать пространство более удобным для жизни пожилых людей.
Дизайнерам интерьеров нередко приходится переоборудовать существующую среду для специальных нужд инвалидов. Уже обозначились некоторые минимальные требования к интерьеру, определенные по габаритам стандартной инвалидной коляски и высоте человека в такой коляске.
Так, ширина дверного проема должна быть не менее 81 см, ширина коридоров — не менее 1,2 м. Чистая площадь пола, где необходимо поворачивать коляску, должна иметь в диаметре не менее 1,5м.
Электрические розетки должны быть подняты над уровнем пола на высоту 45 см, а выключатели опущены на высоту 91 см от пола.
У столов и прилавков высота просвета под столешницей должна быть 73 см, чтобы под ней могли поместиться ручки коляски. В кухнях рабочая поверхность стола для приготовления пищи должна быть не выше 86 см, мойки для посуды должны быть неглубокими, свободная высота под рабочими поверхностями должна быть достаточна, чтобы под них поместились колени, а полки и шкафчики для хранения не должны быть выше 122 см над уровнем пола.
В ванных комнатах необходимы предохранительные ручки на стенах и умывальники, не встроенные в шкаф; сиденье унитаза должно быть на уровне 43 см над уровнем пола; кабинка для душа должна позволять въезд в нее на коляске.
Кроме того, дизайнер должен использовать твердое или низковорсовое ковровое покрытие и поверхности, удобные для уборки; в общественных интерьерах нужно выделять места для инвалидных колясок в обеденных зонах и гостиных.
++++++
Дизайн жилой среды обитания и экология
Современное представление о дизайнерской деятельности тесно связано с экологией. «Качественный» дизайнерский продукт должен сберегать окружающую среду и ресурсы.
Энерго- и ресурсосбережение, экологическая чистота становятся такими же важными потребительскими качествами изделия как эргономичность, рациональность, экономичность, простота в пользовании. Потребители все более чутко реагируют на вопросы окружающей среды, заставляя дизайнеров размышлять больше о материалах и методах изготовления новых продуктов.
Современные дизайнеры, вопреки распространенному их имиджу "декоратора и маркетинга", все больше демонстрируют социальные обязательства перед обществом и осознание окружающей среды.
Экологический дизайн больше не довольствуется упрощенной альтернативной формулой: "джут вместо пластика", а производит комплексные продукты на высшем техническом уровне, которые являются долговечными, легко перерабатываемыми и при этом выполнены на требуемом индивидуальном эстетическом уровне. Шкала новых экологических идей сегодня охватывает от съедобной упаковки из крахмала или вафли до полностью утилизируемого компьютера.
Экологический аспект во многом затронул и дизайн городской среды. Техногенная среда современных городов, их интенсивный рост вызвали серьезные экологические проблемы, связанные не только с загрязнением окружающей среды, но и психологической изоляции человека, его оторванности от естественного природного окружения.
«Синдром больных зданий» стал расхожей причиной множества аллергий и заболеваний, возникающих в зданиях, где вредные выделения в интерьерах сочетаются с плохой вентиляцией.
Токсичные вещества вроде формальдегида (входит в состав многих тканей и мебельных лаков), кетонов и эфиров (лаки, растворители, пластики) и ароматических углеводородов (применяются в клеях, эмалях, герметиках, утеплителях, красках, пластиках, растворителях и лаках) раздражают слизистую оболочку глаз, носоглотки и дыхательных путей.
Аллергии на микроорганизмы, присутствующие в пыли, микроспоры?и иные микроформы природного происхождения привели к тому, что в большинстве домов не используются ковры, рыхлые драпировки и мебельные обивки.
Тем не менее, аллергические реакции на раздражители различаются столь существенно, что любое решение дизайнера должно быть приспособлено к индивидуальным потребностям заказчика.
Нельзя забывать об истреблении тропических лесов вследствие вырубки деревьев ценных пород для нужд мебельного производства, что угрожает экологическому равновесию на планете. Те дизайнеры, кто озаботился этими обстоятельствами серьезно, стараются применять местные породы древесины, используя возобновляемые леса, или пользуются заменителями.
Есть возможность пользоваться красками, клеями и лаками на водной основе, которые не оказывают разрушительного воздействия на природу.
Многие реставрируют старую мебель или используют ее повторно, появились специализированные фирмы, которые перерабатывают старые ковровые покрытия и пластик, получая из них новые полезные материалы.
На сегодня дизайнерами разработан целый арсенал средств включения природных компонентов в пространственную среду жилища и города ?на локальном уровне.
Примером могут служить мировой опыт создания высококомфортных пешеходных зон и улиц. Делаются попытки использования в организации высококомфортной городской среды неординарных средств из арсенала индустриального дизайна: кинетических установок, подогреваемых и движущихся тротуаров, эскалаторов, повышенного комфорат в уличной мебели и оборудовании, высоких технологий в обработке традиционных материалов.
Итог
Дизайн жилой среды обитания - это одновременно и банальное ремесло, и высокое искусство. Основная цель дизайна - существенное улучшение качества жизни человека.
В дизайне, как и у всякого ремесла, есть свой свод писанных и неписанных правил, которые необходимо выполнять, дабы все получалось хорошо.
Искренне жаль, что добропорядочное знание правил ремесла не гарантирует качественного дизайна. Можно и должно все знать о цвете и графике, можно и должно знать на зубок историю искусств, можно и должно владеть художественной стилистикой и технологией, но при этом выдавать унылое жизненное пространство, где говорить о красоте пользы и пользе красоты не приходится.
Гораздо реже - но так можно - на каждом шагу нарушать формальные правила, а результат выдавать отличный. Но первое почти не лечится, а второе – поправимо.
Необходимо всю жизнь трудится и учиться, чтобы достигнуть определенных высот в творчестве дизайна жилой среды обитания. Однако без индивидуальных творческих способностей это практически невозможно.
++++++
Андрей Бордюженко
Комментарии (0)