Цилиндрический унифицированный блок. Мобильный дом для жизни в экстремальных условиях

Подпишитесь на канал

Утверждают, что таланты древнегреческого философа Диогена развивались благодаря жизни в бочке. Десятки тысяч работающих на «Северах» людей удобно и тепло жили, живут и будут жить в металлических бочках – цельнометаллическом цилиндрическом унифицированном блоке (ЦУБ), или в «цубиках» и лишь порой чувствуют себя Диогенами…

1e7d02b6f919ddd3d91e62273f9883f6.jpg

Вместо введения

Аристид Антонас — известный в Греции архитектор, писатель, доктор философских наук, доцент кафедры архитектуры Фессалийского университета. Известность ему принесли нестандартные решения для создания жилых помещений. Одна из его новых экстравагантных идей — переоборудование под жильё нефтяной цистерны.

Западные СМИ прямо таки восхищены блестящей дизайнерской идеей и дают архитектору разнообразные советы: если добавить окна, установить мебель и создать нормальный санузел — тогда в авангардном цилиндрическом передвижном доме вполне можно будет жить.

Соратники автора настоящей публикации по работе на «Северах», узнав об этом, выражают свои эмоции нетолерантным определением Михаила Задорнова: «Ну …. тупые!». Ведь даже белые медведи знают, что уже полста лет тому назад на русских «Северах» массово превращали нефтяные цистерны в жилье!

b1ba62d5b36230df90b5b856fd55b2e2.jpg

Кратко о истории северных жилых бочек

Вот он – оригинальный атрибут архитектуры русского севера – жилые бочки. Хотя производители вряд ли предполагали, что кто-то станет жить в их продукции: вообще-то бочки создавались для перевоза жидкостей в товарных составах. Просто когда Север только начинали осваивать, комфортных условий для жизни там не было. Зато были бочки!

Обыкновенные большие бочки, высотой 2-2,5 метра, бывшие цистерны. В них прорубали двери и окна, утепляли, вешали занавески, ставили кровати и жили. Не беда, что за стеной -45. В бочках умудрялись даже устроить душ – в уголке.

Такие бочки образовывали целые районы небольших городков и поселков. Их так и называли «Первый бочковый» или «Второй бочковый». Местные так привыкли к своим жилищам, что ничего экстравагантного в этом уже не находили.

У моего старого приятеля Гены Петухова была даже запись о прописке в паспорте «Якутская АССР, Булунский район, поселок Таймалыр, улица 1-ая Бочковая, бочка № 3».

Да и сам автор настоящей статьи почти два года прожил в «цубике». То, что сейчас преподносится как концептуальное решение для хипстеров, в Советском Союзе было запущено в серийное производство ровно 40 лет назад.

8c856475c1fdeddc8bf1dd8bd84fbaa5.png

Изделие получило название «Цельнометалический унифицированный блок». Первые дома-бочки в 1975 году изготовил ДОЗ-21 (Сокольский деревообрабатывающий комбинат). После некоторой доработки появились знаменитые ЦУБ-2М, которые северяне любовно называют «цубиком».

Заколдованный круг северного вахтового жилья

Всем известно, что извечная проблема постоянной миграции людей с Севера в подавляющем большинстве случаев связана не с условиями работы, а в первую очередь с условиями жилья. Северяне давным-давно перефразировали популярную поговорку, и теперь говорят: «Холод не тетка – не пожалеет».

О том, что жилье на Севере – одна из главных проблем, известно даже людям, никогда там не бывавшим. Но при этом куда проще, сидя у экрана телевизора, смотреть как неистовая пурга заметает по крыши балки и вагончики тюменских буровиков или когда над такими же вагончиками и балками сварщиков северного газопровода в стальном ореоле поднимается розово-ледяное солнце, без всяких синоптиков обещая к ночи лютую стужу. Куда проще видеть все это на экране и даже, разжигая воображение, представлять себя в этот час вместе с героями телерепортажа, чем самому провести ночь в таком вагончике или балке.

Теперь никто уже не возьмется подсчитать, скольких людей на нашей земле приютили и обогрели зеленые коробочки вагончиков на колесах и кондовые балки на полозьях.

Еще в семидесятых годах прошлого столетия стало ясно, что конструктивные и эксплуатационные особенности вагончиков уже не отвечают современным условиям работы на Крайнем Севере. Это было понятно, но от этого жить на Севере не стало легче.

Конечно, жилища из секций (блоков) полной заводской готовности — контейнерного типа или цельнометаллических унифицированных блоков (ЦУБ) — обладают преимуществом немедленной готовности к заселению, так как имеют внутри необходимое встроенное оборудование — откидные полки для сна, столы, санитарно-технические устройства и т.п.

89b01ce8059cefea3780c960f0430702.jpg

Жилые контейнеры с наружными стенами из алюминия, внутренней отделкой из синтетических материалов, утеплителем из пористой пластмассы могут обеспечить удовлетворительные тепловые условия для проживания даже в суровом климате, о чем свидетельствовал опыт эксплуатации подобных жилищ на севере Канады.

Однако в массовом производстве находились (и к сожалению до сих пор находятся) контейнерные жилища из деревянных дощечек на металлическом каркасе с утеплителем из шлаковаты или опилок.

При использовании такой разновидности жилого контейнерного блока, не обеспечивается тепловой комфорт внутри здания при температуре наружного воздуха ниже –20 °С, особенно при сочетании с сильным ветром.

Даже при морозах менее –20 °С отмечается промерзание углов, а на протяжении всей зимы сохранялась недопустимо низкая температура пола. Какой-то заколдованный круг получается.

Разорвать заколдованный круг удалось с помощью... круга

Удалось же это сделать московским инженерам Александру Григорьевичу Никульчеву и Сергею Викторовичу Камолову, которые творчески переработали опыт северных Диогенов.

Мобильный дома для служебной деятельности, которая проходит в экстремальных условиях (температура воздуха −65 °C, ветер 60 м/с), получает название «Цилиндрический унифицированный блок» (ЦУБ).

db3b35789be9037dfbb17588378b9fa0.pngВ 1975 году Сокольский ДОЗ выпускает первые знаменитые дома-бочки. В стратегической задаче заводу ставятся условия создать более современную, чем вагон-дом, конструкцию передвижного общежития для Севера.

Впрочем, прошло достаточно много времени, прежде чем на Севере, а затем и в десятках мест Советского Союза сказали: «привет, «цубик»!

В 1978 году на базе ЦУБов выпускается первый мобильный жилой комплекс. Испытания проходят на полигоне и превосходят все ожидания. Наивысшую оценку получают быстрота возведения, минимальные трудозатраты, надёжность в эксплуатации, хорошие служебно-бытовые и санитарно-технические условия для проживания.

Ясно, что «цубик» вовсе не похож на дом в привычном нашем представлении. Вытянутый и поставленный горизонтально красно-серый цилиндр напоминает скорее железнодорожную цистерну на колесах (или лыжах – в зависимости от условий транспортировки). Но это не прихоть конструкторов, а зерно идеи, которая полностью решает проблему пурги и гарантирует домик от снежных заносов.

Снежные заряды любой плотности и силы свободно обтекают металлический цилиндр, толстые тройные окна которого делают его похожим на глубоководный снаряд с иллюминаторами.

fcbbebd05d15c14628b560054dc5e699.jpg

Цилиндрическая форма, имеющая наименьшую из возможных суммарную поверхность внешних ограждений и наименьшую величину теплопотерь, обеспечивает достаточный внутренний объем помещений. Вогнутые же стены даже усиливают эффект «просторности» помещений ЦУБ.

Впрочем, как и внешний вид, интерьер «цубика» ломает наши традиционные представления о привычном жилье, хотя сохраняет и даже подчеркивает все атрибуты современного комфортабельного дома. Сидя в нем, трудно представить, что вокруг, за прочной металлической оболочкой, могут расстилаться бескрайние просторы тундры и завывать пурга.

Спальня, холл, кухня с горячей и холодной водой, туалет, тамбур-котельная на твердом (или жидком при небольшой переделке) топливе – все говорит о том, что мы имеем дело с домом, о котором, вздыхая много лет, мечтали старожилы Севера.

Блистающий чистотой интерьер, изящная отделка из современных пластических материалов, умно и удобно сконструированная мебель – все это хорошо. Но как обстоит дело с главным показателем конструкции такого назначения – теплом, манящим и необходимым теплом, так необходимым человеку на Севере?

e51acf4485fee2f19074ad0b15f8686d.jpgСкажу только однои: в условиях Заполярья, когда столбик наружного термометра падал до минус пятидесяти шести по Цельсию, второй термометр внутри домика – редко опускался ниже 16 градусов тепла. И это сущая правда.

Интересно же то, что при такой теплостойкости вы не увидите здесь торчащих всюду труб и калориферов, от каких не избавлены и столичные наши квартиры. Вся система отопительных приборов «цубика» размещена под полом, а вентиляционный канал – над потолком.

Укороченные варианты ЦУБ приспособлены к транспортировке на наружной подвеске вертолета. Это облегчает обеспечение временными жилищами вахтовых поселков располагающихся вдали от наземных транспортных путей.

Соединяемые друг с другом вплотную ЦУБы могут образовать целый вахтовый городок хорошо защищенный от холода и ветра.

По оценкам специалистов, материальные затраты при этом в 3—5 раз ниже, чем при строительстве так называемых «балков» или иных временных жилищ.

В жаркое время металлические ЦУБы нуждаются в защите от перегрева. Для затенения используют деревянные, соломенные, камышовые щиты, брезентовые тенты или вьющиеся растения, В зимнее время можно провести дополнительные мероприятия по утеплению ЦУБов, минераловатными материалами или полиреутановой пеной.

Где можно было встретить «цубик»?

Широкое распространение получил дом-бочка ЦУБ-2М - жилой модуль со всеми необходимыми коммунальными удобствами, рассчитанный на проживание 4-х человек при формировании вахтовых поселков на севере и иных отдаленных местностях СССР.

В армии ЦУБы используются в качестве жилищ и укрытий при размещении войск вне населенных пунктов. Цельнометаллические унифицированные блоки (полной заводской готовности) для военных обладают преимуществом немедленной готовности к заселению, т.к. имеют внутри необходимо встроенное оборудование - откидные полки для сна, столы, санитарно-технические устройства.

506a4654bc75242a944ce2acbf2288ca.jpg

А также ЦУБы нередко появлялись на участках советских дачников. И до сих пор можно встретить вот такого объявления:

«Продается строительный вагончик-бытовка ЦУБ-2М (бочка) Северный вариант: Две комнаты, тамбур. Размер:11х3 м. Внешняя отделка - листовая сталь (окрашен в красно-серый цвет). Внутренняя отделка: Стен - стеновые панели. Потолок - фанера. Пол - деревянный настил. Остекление: Окно - 3 шт. Электроснабжение (имеется электропроводка). Эффект термоса: летом - прохладно, зимой - тепло. Двойная обшивка».

Что имеем не храним – потерявши горько плачем!

В середине 90-х годов выпуск ЦУбов был заморожен. Однако до сих пор на различных интернет-порталах существует рынок рынке предложения ЦУБов в качестве общежитий для строителей.

Привожу содержание объявлений без всяких купюр.

«Продается типовой трассовый передвижной блок ЦУБ-2М – общежитие на 4 человека. Он состоит из металлического корпуса с утеплителем из скорлуп пенополистирола, внутренняя обшивка – бумажный пластик, прикрепленный к фанере.

Конструкция блока обеспечивает высокую технологичность заводского изготовления, равнопрочность во всех направлениях, минимальный расход материала и минимальную поверхность теплоизлучения (по сравнению с блоками прямоугольной формы) , долговечность, обтекаемость, хорошие аэродинамические свойства при перевозке блоков вертолетом.

Расположение конвекторов в подпольном пространстве, образованном цилиндрической обечайкой и полом, и организованная регулируемая подача в него уличного воздуха утепляют пол и создают одинаковую внутреннюю температуру воздуха по высоте помещения.

В блоке размещены прихожая с котлом отопления и сушилкой, туалет, кухня, холл-столовая и спальная комната. Блок оснащен встроенной мебелью, автономными системами жизнеобеспечения (отопление - от водогрейного котла КЧМ-3, горячее водоснабжение - от электронагревателя типа БАС). В верхней части блока размещен бак для воды; предусмотрена также возможность закачивания ее при помощи ручного насоса типа БКФ.

Все перечисленные особенности позволяют создавать максимальный комфорт проживания в блоках ЦУБ-2М в трассовых условиях, а цилиндрическая форма обеспечивает высокую надежность при транспортировке по бездорожью и минимальные металлоемкость, трудоемкость изготовления и стоимость».

Заключение

Признаки цивилизации на просторах нашей необъятной Родины видны далеко не везде. Наши просторы безграничны, людей не хватает и ещё тысячи причин, почему люди не везде могут существовать нормально. Особенно это касаемо проживания в экстремальных условиях, низкие температуры, отсутствие дорог и прочие трудности.

Эти условия надо создавать, а как быстро это может произойти и зачем вообще жить там, где опасно? Жить там, где ничего нет – не нужно, да и не возможно, а вот, если всё же что-то есть или может быть?...

Необходимость в освоении северных широт, богатых полезными ископаемыми актуально и сейчас и в будущем и это стратегическое направление развития нашей страны.

В тяжёлых климатических условиях необходимо устройство нормальных бытовых условий, а главное быстро. Можно конечно воспользоваться методами древних кочевников и с каменным топором, сделанным наспех, как было сказано выше, гоняться по тайге за призрачной удачей, вопрос только зачем?

В существующих на сегодня модульных зданиях присутствуют абсолютно все опции для комфортабельного проживания любого количества людей, причём доставка до места работ может осуществляться любым транспортом.

И здесь найдется место для нашего «верного цубика» мобильность и многократность использования которого неоднократно доказала его высокую профпригодность.

Борис Скупов

5709fa63b6155b2d2d43530ac86e192a.jpg

c08d11e7481ef71eb718b04d69006397.jpg

5c64ee0b1485243480028c91ec5b8039.jpg

50bf6e6523e8f5cd040e4ed79d20bb16.png

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!