Автор: Михаил Сорочкин
Укладка деревянных полов и технология отделки их поверхности – вещи сравнительно инерционные. Миновали века, возникали и рушились империи, последовательно и не без возвратов сменялись стили архитектурного оформления интерьеров, а паркетчики в робах с двойными наколенниками и на коленках, не торопясь и тщательно укладывали с помощью клея и гвоздей паркетные планки и доски по щитам или фанере.
Выравнивали поверхность древесины заостренными ручными циклями, доводили ее фишаутом из высушенной кожи осетровых рыб, а со временем применили для этих целей бумагу или ткань с абразивным слоем разного по калибру зерна - от грубого до тонкого. Еще через какое-то время начали для этого использовать шлифовальные машины разных типов, снабдив их на определенном этапе встроенными пылесосами.
Красиво жить не запретишь, и уже в XVIII-XIX вв. мастера, собиравшие из разных пород цветные узорчатые паркеты, в том числе с растительными орнаментами, начали гравировать на них прожилки, заполненные темной смолой или вставками из черного дерева, которые придавали живость и естественность затейливым композициям, которые, казалось, распускались и оживали на художественных полах. Метод получил название «графье», требовал немалого умения и труда, и в нынешнее время его применяют редкие мастера.
Поверхностная фактура древесины имеет целый ряд особенностей, связанных со строением дерева, его годовыми слоями, предстающими в разных ипостасях для тех или иных видов распила, следами сердцевинных лучей, едва видимых для одних пород и создающих характерные метки и композиции для других.
Однако до поры, до времени все это богатство можно было наблюдать в плоскости шлифованной поверхности пола через нанесенные слои защитного покрытия и через тонировки или подбеливание. Ситуация изменилась по мере внедрения в полтора последние десятилетия технологии искусственного состаривания древесины.
Мода на винтаж призвала эту технологию, чтобы создать ансамблевые стилистические решения по оформлению интерьеров, где деревянные полы должны были соответствовать мебели, выполненной в стилистике классики, барокко, модерна или деко, гобеленам обивки мягкой мебели и тканям штор, украшенным в стилях предыдущих эпох, сложным лепным украшениям стен и потолков, характерной резьбе, отделке и фурнитуре дверей и предметам искусства и оформления в стиле иных времен.
В таком антураже с аурой старины новенькие, сверкающие лаком, до блеска отшлифованные деревянные полы, по которым не ступали нога человека, лапы кошек, собак и даже туфельки призрака Белой дамы, смотрелись как наглый искусственный полимерный новодел.
Пришлось паркетчикам постараться показать товар лицом. Они с помощью лазера или сверления создали на поверхности планок, досок или модулей следы, неотличимые от ходов древоточцев. Для того, чтобы придать полам признаки длительного механического износа, их начали обрабатывать металлическими или жесткими пластмассовыми щетками, которые позволили выбрать мягкие части древесины в пределах годовых колец, оставив без изменения ее более жесткие части и создав в той или иной степени ребристость поверхности.
От английского brush – щётка этот метод получил название браширование. Обработка дерева щетками или пескоструйная обработка позволяют не только удалить мягкую древесину, но и покрыть образовавшийся рельеф цветным воском или маслом, иногда маслом с подбелкой, которые по-разному впитываются в разные слои древесины. Воск и масло заполняют образовавшиеся трещины и подчеркивают естественный рисунок дерева, образуя разного цвета прожилки.
Поверхность становится рельефной с ярко выраженной структурой, как это характерно для старого дерева. Возможно глубокое браширование, формирующее шероховатую поверхность с перепадами высот до 2 мм и с имитацией трещин, потертостей и червоточин, и мягкое браширование – шлифованная поверхность с небольшими трещинками и потертостями.
Интенсивное браширование поверхности массивной доски, многослойной паркетной доски и инженерной доски в продольном и поперечном направлениях создает уникальную структуру, придающую полу исключительно живой характер. В свою очередь, такой метод обработки, как сочетание интенсивного поперечного браширования с простругиванием древесины создает поистине уникальную возможность сенсорного тактильного и визуального ощущения.
И, наконец, уникальная технология искусственного старения, предусматривающая браширование в двух взаимно-перпендикулярных направлениях (так называемое, 3-мерное браширование) в сочетании с глубокой фаской придают полам характерные черты традиционной ручной обработки с различимой текстурой и очень прочной поверхностью. При взгляде на брашированные полы создается впечатление, что они служили в этом доме нескольким поколениям обитателей.
Если первые шаги по внедрению браширования предусматривали обработку материалов напольных покрытий в условиях заводского изготовления, то в настоящее время появились мобильные брашировочные машины или специальная оснастка для существующих шлифовальных машин, которые позволяют проводить браширование деревянных полов в условиях объекта. Это расширяет применение метода для отделки поверхности полов не только на этапе первичной укладки, но и при ремонте и обновлении полов.
Для оформления поверхностей используют также лессирующее тонирование и разные способы патинирования. В частности довольно эффективным является предназначенный для искусственного старения деревянных напольных покрытий патинирующий состав Berger Classic BioLauge на щелочной основе. Прозрачный бесцветный материал после нанесения практически мгновенно вызывает значительное потемнение поверхности древесины благодаря взаимодействию с ее дубящими компонентами. Через некоторое время на потемневшей с некоторым градиентом тонов коричнево-серого поверхности становятся видны подчеркнутые элементы фактуры древесины.
Полностью имитируется патинирование дерева, которое в естественных условиях происходит за многие десятки лет в результате воздействия на древесину кислорода, влажности и УФ-излучения. Через некоторое время после нанесения продукта необходимо для сохранения эффекта патинирования покрыть поверхность масляным составом.
Все эти работы предусматривают очень большую долю ручного труда и поиск или разработку новых экологически чистых химических материалов. Создание эффекта старения связано также с образованием на поверхности древесины затемнений и искусственных дефектов. Использование технологии искусственного старения полов сначала имело целью обеспечить соответствие моде на винтаж, продвинуть некоторый новый по эстетике продукт – состаренный пол.
Однако практически сразу стало очевидным такое преимущество этих полов, как их адаптивность к износу, повреждениям, локальным царапинам, следам каблучков и т.д.
Патинированным, брашированным или вручную проструганным этим полам нечего терять. По-другому складывается и отношение к ним со стороны заказчиков-перфекционистов, которые иногда лицом к лицу с поверхностью сияющего глянцем паркета, используя подсветку и увеличительные стекла, разыскивают на нем малейшие следы несовершенства.
Здесь, наоборот, каждое лыко от износа, удара, повреждения в строку. И это позволяет надеяться на то, что браширование как часть метода искусственного старения – это технология обработки поверхности напольных покрытий, которая надолго войдет в арсенал изготовителей и укладчиков, а также тех, кто занимается реставрацией и воссозданием полов в зданиях исторической застройки.
_________________________________________________________________________
Другие статьи автора: http://vernisage-parquet.ru/stat_o_parket.html
Комментарии (0)