Фонтаны ВДНХ: большая советская сказка

Как только в наше время не называют архитектурный ансамбль выставочного комплекса ВДНХ: «заповедник социализма», «фабрика советских грез», «памятник несбывшимся мечтам» и т.д. При этом архитектура павильонов, фонтанов, общее градостроительное решение выставочного комплекса никого не оставляют равнодушными. 

b0d9b6c8b0d15e623da0da4d29ba419d.jpg

Для одних Выставка – причина для острой ностальгии по некогда «дружной семье братских советских республик». Для других – повод для восхищения трудом и талантом лучших советских архитекторов, инженеров, скульпторов и художников-монументалистов, мастеров декоративно-прикладного искусства, чьими усилиями создавался уникальный архитектурно-ландшафтный ансамбль ВДНХ.

Территория ВДНХ представляет собой подлинное изобилие архитектурных памятников, посмотреть на которые до сих пор приезжают не только граждане бывшего СССР, но и многочисленные зарубежные гости. Наиболее знаковые объекты Выставки, создававшиеся в течение нескольких десятилетий, являются своего рода справочником, содержащим бесценную наглядную информацию о стилевых направлениях и архитектурных тенденциях, господствовавших в СССР в разное время. В числе шедевров ВДНХ обычно принято упоминать монумент В. Мухиной «Рабочий и колхозница» (арх. Б. Иофан), Главный павильон ВДНХ (арх. Г. Щуко, Е. Столяров), павильон Украинской ССР (современный вид – арх. Д. Чечулин), павильон Узбекской ССР (современный вид – арх. С. Полупанов), павильон «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР (1939 г.), с 1956 г. – «Машиностроение», с 1963 г. – павильон «Космос» (арх. В. Андреев, И. Таранов, гл. констр. М. Лимановский, констр. Г. Гордон).

Особое место в этом перечне занимают фонтаны ВДНХ, среди которых наибольший интерес представляют «Дружба народов СССР», «Каменный цветок», Золотой колос». Об этих гидротехнических сооружениях, имеющих статус памятников федерального значения, пойдет речь в статье, подготовленной Александром Борисовичем МАЗИКОВЫМ, инженером по эксплуатации сетей департамента архитектуры и градостроительного развития ВДНХ.

Рис.1

Среди гидротехнических сооружений Выставки отдельное место занимают фонтаны и водные декоративные комплексы павильонов. Со времени открытия Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) в 1939 г., они придавали территории особую прелесть. Пусть те фонтаны были простенькими в техническом отношении, но этот недостаток значительно перекрывался их художественной ценностью. Вот почему и в то время и сейчас фонтаны являются такой же исторической и культурной достопримечательностью Выставки, как и сами павильоны.

К большому сожалению, фонтаны 1939–1948 гг. в силу целого ряда объективных причин в своем большинстве не дошли до наших дней, но сегодня мы еще имеем возможность судить об облике некоторых из них по имеющимся фотографиям.

Рис.2

На рис. 1, 2  Главный фонтан на «Площади Колхозов». Кроме мощнейших, для того времени, фонтанных струй, у него была меняющаяся ночная подсветка.

Рис. 3. Фонтаны ВСХВ на схеме 1939г.
Рис. 4. Фонтан «Колос», 1939 г.
Рис. 5. Таким должен был быть фонтан перед павильоном «Закавказской федерации» в одном из вариантов проекта

После принятия решения о предоставлении всем союзным республикам собственных павильонов, этот павильон был перестроен («сторожевая башня» снесена, изменены фасады) и получил совершенно иной облик и название (рис. 5). Два декоративных фонтанчика находились за колоннадой фасада.

Рис.6.  Павильон Грузинской ССР
Рис. 7. Декоративные фонтаны были сооружены при входе в павильон Азербайджанской ССР
Рис. 8. Общий вид павильона Азербайджанской ССР

Павильон «Поволжье», позже – пав. №15 «Радиоэлектроника и связь», до 1954 г. имел на своем фасаде действующий макет Куйбышевской ГЭС (рис. 9).

Рис. 9. Павильон «Поволжье»

Очень эффектные декоративные фонтаны были устроены на фасаде павильона Киргизии (рис. 10) и площадке перед павильоном «Главконсерв» (рис. 11).

Рис. 10. Декоративные фонтаны галереи главного фасада пав. «Киргизская ССР», 1939 г.
Рис. 11. Павильон «Главконсерв»
Рис. 12. Необычайно красив был бассейн со скульптурной композицией возле павильона «Дальний Восток»

Ни в коем случае нельзя обойти вниманием фонтан павильона «Узбекская ССР». В 1939 г. это было одноэтажное здание, имевшее П-образную конфигурацию в плане, основанием обращенное к «Площади Колхозов». Перед фасадом павильона находилась выдержанная в национальном колорите, легкая ажурная беседка-ротонда, стоящая в середине курдонера над круглым бассейном фонтана (рис. 13).

Рис. 13. Павильон Узбекской ССР

Кроме этого фонтаны были в павильонах Белорусской ССР (рис. 14) и Татарской АССР (рис. 15), а также недалеко от павильона «Торф» (рис. 16). У павильона №56 «Ветеринария» находится декоративный фонтан (рис. 17).

Рис. 14. Павильон Белорусской ССР
Рис. 15. Павильон Татарской АССР
Рис. 16. Павильон "Торф"
Рис. 17. Павильон "Ветеринария"

Очень большой популярностью у посетителей довоенной Выставки пользовалась кафе-столовая «Чайхана», находившаяся за павильоном Узбекской ССР. Немало этому способствовало наличие в ее центральной части маленького бассейна с фонтаном. Эта традиция сохранялась и в ее последующих вариантах.

Недалеко находился «Восточный ресторан», на месте которого в 1954 г. появился ресторан «Узбекская чайхана». Многие заблуждаются в том, что ресторан «Узбекская чайхана» и «Чайхана» одно и то же.  В 1954 г. на месте снесенного кафе «Чайхана» был построен павильон «Главхладпрома». Тогда же «Восточный ресторан» был реконструирован и стал называться «Узбекская чайхана», а позднее – ресторан «Ташкент». Просуществовали они почти до конца 1980-х гг., когда из-за ветхости их пришлось закрыть, а потом и снести.

Рис. 18. "Чайхана"

Кроме описанных, на территории ВСХВ было еще несколько небольших фонтанчиков, но их описаний и фотографий не сохранилось. Сейчас уже трудно предположить, как складывалась бы судьба фонтанов и декоративных комплексов тех лет, но все изменила Великая Отечественная война.

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка смогла принять посетителей уже после окончания войны только в 1954 г. К этому времени была спроектирована и построена практически новая Выставка, которая сохранила все самое лучшее от довоенной ВСХВ. Кардинальная реконструкция затронула абсолютно все аспекты ее жизни и деятельности, при полном сохранении планировки территории и архитектурного стиля сталинского неоклассицизма, а также исторических принципов показа достижений страны.

Какой же увидели новую Всесоюзную сельскохозяйственную выставку ее посетители в сентябре 1954 г.?

От редакции

История ВСХВ полна драматических и даже трагических страниц. Проектные работы по организации и застройке территории будущей Выставки начались еще в 1937 г. после принятия соответствующего постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) за подписями И.В. Сталина и В.М. Молотова. В том же году в Наркомземе прокатилась первая волна арестов, затронувшая и членов выставочного комитета. В числе других были арестованы нарком земледелия, председатель Главного выставочного комитета М.А. Чернов, а в 1938 г – заведующий строительством И.Е. Коросташевский. Все они были расстреляны…

А вот главный архитектор ВСХВ В.К. Олтаржевский «отделался» сроком заключения в лагере в Воркуте и вышел на свободу в 1943 г.

После открытия Выставки в 1939 г. многие из участвовавших в создании ее ансамбля архитекторы бы удостоены высоких правительственных наград. Среди награжденных – главный архитектор ВСХВ С.Е. Чернышёв (орден Ленина); архитекторы К.С. Алабян, В.С. Андреев, А.А. Таций (орден Трудового Красного Знамени); В.Г. Гольфрейх С.Н. Полупанов, Д.Н. Чечулин (орден Знак Почета).

В годы Великой Отечественной войны (ВСХВ была закрыта 1июля 1941 г.) некоторые пустующие павильоны приспособили под мастерские, склады, казармы. По воспоминаниям С.А. Лагодского, бывшего сотрудника госбезопасности, территория, прилегающая к каскаду искусственных прудов, использовалась для подготовки разведчиков.

За все время войны ни одна бомба не упала на территорию ВСХВ. Тем не менее, часть павильонов была разрушена временем, так как они строились как временные сооружения для работы в летний период. Другие, оставшись без должного надзора и охраны, были попросту разграблены. Кроме того, экспонаты, которые были эвакуированы, повторной транспортировке не подлежали. Все это потребовало основательной реконструкции и перестройки многих объектов Выставки уже в послевоенное время.

«Дружба народов СССР»

Фонтан «Дружба народов СССР» – один из главных символов эпохи социализма, был построен на «Площади Колхозов» к повторному открытию ВСХВ в 1954 г. Он был спроектирован в лучших традициях фонтанного искусства XVII–XVIII вв. и возведен под руководством архитекторов К.Т. Топуридзе и Г.Д. Константиновского, инженера В.И. Клявина, и бригады скульпторов: З.В. Баженовой, А.И. Тенеты, И.М. Чайкова, З.В. Рылеевой и В.П. Гаврилова.

Рис. 19. Таким фонтан «Дружба народов» был в 1954 г.

Прежде, чем начать описание фонтана «Дружба народов СССР», необходимо вернуться в то послевоенное время, когда начиналось возрождение Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

В 1948 г. было принято решение о возобновлении деятельности ВСХВ с целью демонстрации хода восстановления страны после Великой Отечественной войны, а также как и в довоенное время, распространения достижений науки в отраслях социалистического хозяйства, обмена передовым опытом и подготовки высококвалифицированных специалистов. Для решения этих задач существовавший комплекс Выставки, обветшавший за долгие годы запустения во время войны, не подходил. Необходим был пример образцового города будущего, к которому руководство страны вело народные массы.

При проектировании такого города, было решено на месте Главного фонтана 1939 г. возвести новый. Он должен был стать олицетворением единства всего народа в ходе строительства коммунизма и вызывать ассоциации с изобилием, которое его ждет в ближайшем будущем. «Сноп» – такое условное наименование получил этот проект.

Рис. 20. Взаимное расположение Главных фонтанов 1939 и 1954 гг.

Проектом нового, грандиозного фонтана, создававшимся известными архитекторами К.Т. Топуридзе и Г.Д. Константиновским, предусматривалось возведение на круглом основании снопа из сельскохозяйственных культур, символизирующего мощь единства народов, населяющих СССР. Скульптурная группа из 16 девушек олицетворяла союзные республики страны. 16 бронзовых натюрмортов, окружавших чашу фонтана, судя по эскизам к проекту (рис. 21), должны были символизировать сельскохозяйственные достижения республик, входивших в состав СССР. На гранитном основании натюрмортов планировалось нанесение наименования республик (рис. 22). 16 пар осетров и 16 групп гусей возле бронзовых натюрмортов должны были ассоциироваться с успехами рыбного хозяйства страны и птицеводства соответственно. В итоге проект фонтана оказался очень сильно перегруженным не только идейно, но и архитектурно.

Рис. 21. Эскиз республиканского натюрморта. Выкопировка из эскизного проекта 1952 г.
Рис. 22. Эскиз скульптурной композиции Главного фонтана «Сноп». Выкопировка из эскизного проекта 1952 г.

Решением проблемы нового подхода к организации деятельности ВСХВ стала новая планировка Выставки, которая окончательно сформировалась к 1952 г. Вместо павильона СССР 1939 г., появилась площадь, которая имела конфигурацию вытянутого 8-угольника. Второй фонтан органично вписался в ее контуры и стал для «Площади Колхозов» украшением. Видимо так и появилась идея разделения проекта «Сноп» на фонтаны «Дружба народов СССР» и «Каменный цветок».

Центральный золотой сноп и фигуры девушек органично вписались в 8-угольник появившейся площади, а в «Каменный цветок», навеянный сказами П.П. Бажова, прекрасно вплелось окружение из бронзовых натюрмортов, гусей и осетров. При этом отличия в строительной части конструкции и фонтанном оборудовании были не очень значительными.

Фонтанные комплексы Главной аллеи – памятники истории и культуры, радуют нас своими струями и архитектурно-декоративным решением до сегодняшнего дня.

Золотой сноп пшеницы на ступенчатом гранитном основании, возведенный в центре большой 8-гранной чаши, окружает 16 фигур девушек, по числу существовавших в то время республик СССР. Вся скульптурная часть композиции покрыта сусальным золотом. Принцип расположения фигур не полностью, но в большей степени соответствует количеству населения союзных республик по состоянию на 1954 г. После преобразования Карело-Финской ССР в Карельскую АССР в составе РСФСР в 1956 г. союзных республик осталось 15, однако количество фигур в фонтане ВДНХ изменять не стали.

Характеристики фонтана на время его строительства были ошеломляющими, а красота не поддавалась описанию. Чаша фонтана имела объем около 4 тыс. м3, количество струйных насадок составляло около 1 тыс., высота водяных струй доходила до 24 м над верхней точкой фонтана, это так называемые «парадные струи». Число рисунков струй – 6 основных и 25 промежуточных. Центральную скульптурную группу фланкируют два декоративных струйных фонтана со скульптурными изображениями рыб. Они выполнены из медных листов методом выколотки. Скульптуры рыб органично дополняли монументальную композицию в центре чаши. Ансамбль фонтана завершали 4 пары декоративных скульптур дельфинов. Из пасти каждого бьет продольная струя. Необычайно красивая декоративная ночная подсветка (для этого было установлено около 250 прожекторов) менялась 16 раз в течение часа. Смена цветов была связана со сменой рисунков струй. Это видно даже на черно-белой фотографии.

Рис. 23. Расположение фигур

Цветные фотографии фонтана, подчеркивают его яркую образную выразительность и необычность. Великолепно фонтан выглядит при ночном освещении.

Рис. 24

Центральная часть фонтана, на которую опирается декоративная скульптурная композиция, в середине имеет высоту 5,56 м. От средней части высота кольцевого коллектора (машинного зала) снижается каскадом до 3,5 м. В плане она имеет овальную конфигурацию с размерами на уровне днища – 21,3 м и 16,8 м. Центральная часть построена из железобетона, фундамент – сплошная ж/б плита толщиной от 35см до 45 см. Система ж/б колонн поддерживает ступенчатое железобетонное перекрытие.

В машинном зале размещены 8 насосных установок с электроприводом, запорная арматура гидросистемы, распределительные электрошкафы, устройства связи и т.д. В перекрытии центральной части фонтана устроены два кольцевых, остекленных сталинитом, пояса, служащие для подсветки фонтанных струй. Наружную часть машинного зала опоясывает водоприемный коллектор с внутренним сечением 1,67х3,1 м, выполняющий функцию фильтра грубой очистки воды и отстойника. В перекрытии галереи устроено 16 остекленных колодцев для подсвета струй. На рис. 25 и 26 представлены план и вертикальный разрез фонтана.

Рис. 25. План фонтана
Рис. 26. Вертикальный разрез фонтана «Дружба народов СССР»

Машинный зал соединен проходной подземной галереей с пав. № 71, где размещается питающая трансформаторная подстанция (ТП) и находится пульт управления фонтаном. По галерее проложены водопроводная магистраль, тепловая магистраль, силовые кабели электроснабжения и кабели системы управления, а также кабель связи. Общая длина коллектора около 125 м.

Проходное сечение участка от насосной до промежуточного люка 2,2х2,3 м при длине 55 м, а от промежуточного люка до ТП – 1,6х2,0 м при длине 70 м. По наружному периметру галереи выполнена гидроизоляция.

Рис. 27. Машинный зал и выход из машинного зала в проходную галерею

К 2000 г. электроприборы подсветки струй, размещенные в машинном зале фонтана, настолько физически и морально устарели и обветшали, что их пришлось демонтировать. Для подсветки фонтанов «Дружба народов СССР» и «Каменный цветок» (как полумера), без изменения их исторического облика, силами обслуживающей организации ВВЦ, была организована в 2013 г. подсветка с помощью светодиодных прожекторов. Фотографии сравнения подсветок приведены ниже в описании фонтана «Каменный цветок».

Рис. 28. Проходная галерея

Ремонт фонтана «Дружба народов СССР» был выполнен ГБУ «Гормост» в 2005–2006 гг. В связи с тем, что эти работы не были реставрацией, ремонт выполнялся без проекта, в котором обосновывалось бы применение технологий, применяемых при реставрации объектов. Тем не менее, он позволил продолжить эксплуатацию этого гидротехнического сооружения. К большому сожалению, после окончания ремонта в силу вышеуказанных причин, было обнаружено много недостатков, которые устранялись в ходе последующей эксплуатации. 

Рис. 29. Фонтан "Дружба народов СССР" современный вид

От редакции

Фонтан «Дружба народов СССР» был сооружен на месте, где изначально планировалась площадь для проведения массовых мероприятий. Фонтан стал еще одним архитектурным шедевром на территории ВДНХ (в то время – ВСХВ).

В центре скульптурной композиции фонтана расположен гигантский сноп, составленный из сельскохозяйственных культур, считавшимися в то время в СССР главными: пшеницы, подсолнечника и конопли. Кстати, коноплю на Руси культивировали с IX в. и наряду со льном использовали для выделки различных тканей, а также при изготовлении веревок и канатов. В 1928 г. Советская Россия занимала первое место в мире по посевным площадям, отведенным под коноплю.

Изначально авторы проекта фонтана предлагали декорировать скульптуры полихромной смальтой, однако эта идея не нашла поддержки «на верху». В результате всю скульптурную композицию покрыли сусальным золотом.

В роли моделей для женских скульптур выступали представительницы титульных народов союзных республик СССР. История сохранила имена некоторых из них. Это эстонская балерина Вирве Кипле-Парсаданян, пианистка из Туркмении Гозель Аннамамедова и жена поэта Михаила Светлова красавица-грузинка Родам Амирэджиби.

Основную акцентную функцию скульптурной композиции несет фигура девушки, символизирующей Россию. Она обращена лицом к Главному павильону и прижимает к себе связку колосьев пшеницы. Справа и слева от нее – «сестры-славянки»: Украина и Белоруссия.

«Каменный цветок»

Фонтан «Каменный цветок» (рис. 30) создан скульптором П. Добрыниным. Основой для фонтана послужил проект советских архитекторов К.Т. Топуридзе и Г.К. Константиновского. «Каменный цветок» был построен, как и фонтан «Дружба народов СССР», в том же 1954 г. Некоторые элементы фонтана были изготовлены в мастерских Академии художеств СССР – с такими тщательностью и вниманием подходили к его постройке!

Рис.30

Фонтан расположен на продольной оси «Площади Колхозов» перед павильоном Украины, почти там же, где был Главный фонтан ВСХВ в 1939г. 100-метровая чаша фонтана состоит из двух, объединенных между собой, емкостей (рис. 31).

Рис. 31. План фонтана «Каменный цветок»

Фонтан «Каменный цветок» представляет собой огромный 8-метровый раскрывающийся бутон из сияющей смальты, символ пробуждающейся жизни. Он поднят на многоярусный постамент, верхний уступ которого отделан стилизованными друзами яшмы, малахита, лазурита и орлеца, а два нижних – отделаны рваным гранитом. Борт нижнего уступа орнаментирован золотой чешуей, выполненной в мозаике из желтой кантарели на серебряной основе. Как и в архитектуре фонтана «Дружба народов СССР», в «Каменном цветке» повторяется символическое число 16: на наружной стенке центрального уступа расположены 16 литых чугунных раковин с цветными мозаичными вставками между ними, а над раковинами – 16 мозаичных декоративных цветов. Чаша фонтана украшена 16 декоративными натюрмортами, борта чаши облицованы красным полированным гранитом и т.д.

Сам бутон распускающегося цветка облицован смальтой, как и самоцветные камни, его окружающие (рис. 32). Эта красота, словно по волшебству, явилась пред нами из сказов П.П. Бажова. Уникальные по своей красоте декоративные элементы фонтана, а также его обрамление: осетры на зеркале чаши фонтана, гуси (рис. 33), бронзовые натюрморты 4-х типов, подчеркивают атмосферу сказочности.

Рис. 32

Струи фонтана в разных рисунках достигают высоты 20 м. По 4 сторонам постамента располагаются еще 4 кольцевые группы фонтанов. С внутренней стороны бортиков чаши фонтана под натюрмортами установлены 16 фонтанов в виде бронзовых фигур гусей. В нишах, размещенных внутри основания бронзовых натюрмортов, устанавливались прожекторы подсветки струй фонтана.

Рис. 33

Вход в галерею (рис. 34), ведущую в машинный зал фонтана, находится между чашей и павильоном № 58. Рядом со входом размещена подземная трансформаторная подстанция фонтана. Проходное сечение галереи, как и у фонтана «Дружба народов СССР», 2,2х2,3 м при ее длине 24,5 м. В средней части галереи, в месте, где она проходит под днищем чаши фонтана, высота проходного сечения уменьшается до 1,6 м.

Рис. 34

До 2015 г. входы в галерею и трансформаторную подстанцию были выполнены в виде некапитальных строений, основой которых был металлический каркас, обшитый металлическим листом. Аналогично был оформлен вход в промежуточный люк фонтана «Дружба народов СССР». Так как вид люков диссонировал с окружающими строениями и ландшафтом, было принято решение заменить их.

Рис. 35. Оформление входов и вентиляционных шахт было признано наиболее удачным, после чего было реализовано в 2016 г.

В машинном зале фонтана, размещенном, как и у фонтана «Дружба народов СССР», под центральной частью основной скульптурной композиции, находится насосное оборудование, трубопроводы с запорной арматурой и управляющей струями автоматикой, системы ночной подсветки и вентиляции и др. В 2017 г. в машинном зале фонтана еще можно было увидеть не только основное фонтанное оборудование с электрошкафом управления, но и современные прожекторы ночной подсветки струй (рис. 36). Для сравнения – фото с системой подсветки 1954 г. (рис. 37).

Рис. 36
Рис. 37

При одновременной работе 11 насосных установок машинного зала способны извергать в воздух до 2 тыс. л воды в секунду. Система управления позволяет с помощью меняющихся сочетаний струй образовывать 6 различных рисунков. Объем чаши фонтана около 3 тыс. м³. Общее количество струй в фонтане – 1тыс.

Рис. 38

Как и всякий, исторический объект, Выставка имеет свои мифы и легенды. Одна из легенд гласит, что композитор Д.Д. Шостакович к открытию ВСХВ в 1954г. написал «Праздничную увертюру» для фонтана «Каменный цветок», под которую изменялись рисунки струй и их подсветка. Это не совсем так.

В действительности увертюра была написана к 37 годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции. А вот во время работы фонтана она и в правду звучала. Легенда остается легендой, но согласитесь, при ночной декоративной подсветке «Каменный цветок» не менее красив, чем в лучах яркого солнца.

Противоаварийные работы, выполненные на фонтане в 2014г., позволили продолжить его эксплуатацию. Однако существовавшие проблемы были решены только частично. Ниже приведены фотографии, дающие представление о состоянии фонтана в начале лета 2017 г.

Рис.39. Машинный зал в 2017г.
Рис. 40. Декоративные скульптурные группы и натюрморты после противоаварийных работ 2014 г.
Рис. 41. Состояние центральной композиции
Рис. 42. Состояние основания и водоприемного коллектора
Рис. 43. Состояние бортов чаши
Рис. 44. Состояние стыка чаш
Рис. 45. Общий вид. 2017 г.

Проработав более 50 лет и полностью израсходовав свой технический ресурс, фонтан «добрался» до 2017 г., когда были начаты его капитальный ремонт и полномасштабная реставрация.

От редакции

Художественный образ монументальной композиции фонтана «Каменный цветок» навеян сюжетом знаменитого сказа П.П. Бажова «Хозяйка Медной горы». В то время, когда велись работы над проектом фонтана, творчество П.П. Бажова было чрезвычайно популярно в СССР. В 1946 г. сказ «Хозяйка Медной горы» был экранизирован (реж. А.Л. Птушко), а в 1954 г. в Большом театре состоялась премьера балета «Каменный цветок» на музыку С.С. Прокофьева.

Периметр чаши бассейна украшают «столы» со скульптурными бронзовыми натюрмортами. Изначально предполагалось, что каждый из 16 натюрмортов (по числу союзных республик СССР) будет изображать те образцы сельскохозяйственной продукции, которой славилась та или иная республика. Однако позже от этой идеи отказались и ограничились 4 типами натюрмортов, которые были просто тиражированы.

Поскольку работающий фонтан сопровождала музыка из «Праздничной увертюры» Д.Д. Шостаковича, а в темное время суток – декоративная подсветка, считается, что «Каменный цветок» – первый светомузыкальный фонтан в СССР.

«Золотой колос»

«Золотой колос» – один из старейших фонтанов ВСХВ. В 1939 г. он назывался «Колос на пруду ВСХВ», а название «Золотой колос» получил только в 1954 г. Идея сооружения фонтана «Колос» принадлежала бывшему в то время главным архитектором Выставки В. Олтаржевскому. «Колос» был реализован усилиями скульптора П.И. Добрынина, инженеров Б. Новикова и С. Страшкевича. Фонтан олицетворял идею самой Выставки. «Колос» был символом плодородия и достатка, а лестница должна ассоциироваться с путем, по которому шла страна к его достижению (рис. 46).

Рис. 46. Эскиз к проекту фонтана

Проектом для фонтана «Колос» было определено место в центральной части пруда №3, через которое проходила основная архитектурная ось строящейся Выставки. Его место расположения стало доминантой в планировании запрудной части территории Выставки и размещении на ней капитальных строений (рис. 47). С этой целью был несколько изменен контур береговой линии пруда, произведено ее укрепление, выполнена соответствующим образом разбивка дорожно-тропиночной сети и организована система паркового освещения.

Рис. 47

Первоначально, при открытии ВСХВ в 1939 г., фонтан «Колос» был покрыт медными листами, вычеканенными методом выколотки (рис. 48). Со временем, под воздействием внешней среды, листы темнели, и это придавало всему фонтану сумрачный вид. Для подавления этого эффекта поверхность была частично выкрашена «под золото». Машинный зал насосной станции, вместе с питающей трансформаторной подстанцией, находится за плотиной №3, разделяющей пруды №3 и №4. Тогда они именовались Верхний и Нижний пруд соответственно.

Рис. 48

В связи с тем, что на плотине №3 была установлена сельская гидроэлектростанция, через которую проходил значительный водный поток, для поддержания уровня воды в пруду №3 в насосной станции фонтана была предусмотрена внутренняя система, обеспечивавшая возврат воды из пруда №4 в Верхний пруд при неработающем фонтане. Была также предусмотрена система слива воды из пруда №3, т.к. проектом оговаривалась возможность осушения пруда на зимний период.

Высота фонтана «Колос» составляла16 м. Струи поднимались до высоты 25 м и были как бы продолжением остей колоса. Фонтан выбрасывал 126 струй через насадки диаметром от 10 мм до 29 мм.

На панораме пруда №3, сделанной в 1939 г. (рис. 48) виден старый фонтан «Колос». Он работал до начала войны, а потом в бездействии простоял до 1948 г. В 1949 г., из-за ветхости конструкции его пришлось разобрать.

1954 г. подарил Выставке новый фонтан, известный сейчас как «Золотой колос». Проект «Золотого колоса» (рис. 49) был выполнен авторами фонтанов «Дружба народов СССР» и «Каменный цветок» – архитектором К. Топуридзе и скульптором П. Добрыниным. Этим проектом предусматривалась, как и на «старших братьях», декоративная динамическая подсветка, но эта идея не была реализована.

Рис. 49

При строительстве фонтана «Золотой колос» была использована старая насосная станция, совмещенная с трансформаторной подстанцией. Были заменены напорные магистральные трубы от насосной станции до фундамента фонтана длиной 128 м. На насосной станции были установлены две насосных установки с производительностью 200 л/сек. Возврат воды из пруда №4 в пруд №3 осуществлялся насосной станцией через фонтан.

Основным несущим элементом нового фонтана стала металлическая труба диаметром 1220 мм (рис. 50). Внутри трубы размещены трубопроводы с запорной арматурой, питающие водой фонтанную часть. Снаружи трубу охватывает железобетонная часть колоса, которую поддерживают три рога изобилия.

Рис. 50. Разрез фонтана «Золотой колос»

«Зерна» фонтана «Золотой колос», а также декоративная часть основания скульптурной композиции в виде акантовых листьев и рогов изобилия выполнены в золотой мозаике (кантарельная и мозаичная цветная смальта) по железобетонному тонкостенному каркасу. Железобетонное основание фонтана «Золотой колос» было облицовано красным полированным гранитом.

Рис. 51. Таким увидели фонтан «Золотой колос» участники Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и ее посетители в 1954 г.

Особенность этого сооружения состоит в том, что сам фонтан расположен на фундаменте, покоящемся на сваях, забитых в дно пруда, и не соединенном с береговой линией. Насосная станция фонтана расположена на значительном расстоянии от самого фонтана. Все это видно на плане участка (рис. 47).

Годы шли и фонтан «Золотой колос» повторял судьбу своих собратьев по Выставке, но в более неприглядном виде. Как фонтан он прекратил действовать к началу 1990 гг. Насосная станция поддерживалась в работоспособном состоянии еще достаточно долго. Последний пробный запуск насосов был произведен в начале 2000 гг. К этому времени практически вся запрудная часть Выставки пришла в полное запустение.

Так выглядел фонтан, который автору пришлось осматривать осенью 2012 г. (рис. 52-54).

Рис. 52
Рис. 53
Рис. 54

Безусловно, что в таком виде объект исторического и культурного наследия федерального значения находиться не должен. Поэтому в 2014 г. при выполнении работ по благоустройству территории был реализован ряд противоаварийных мер и на фонтане «Золотой колос». Визуально внешний вид фонтана улучшился. Однако трубопроводы фонтана и запорная арматура полностью утратили работоспособность и поэтому его работу имитировали три плавающих фонтана, установленных в непосредственной близости от основания (рис. 55). Тем не менее, к началу 2016 г. на «теле» фонтана и его основании появились новые повреждения (рис. 56).

Рис. 55
Рис. 56

В том же 2014 г. представителями компании «Гормост» при проведении противоаварийных работ была выполнена оценка технического состояния фонтана «Золотой колос». По результатам этой оценки демонтажу с заменой подлежали такие элементы фонтана, как фундамент, центральная несущая труба Ø 1200 мм, конструкции облицовки фонтана из тонкостенного бетона, внутренняя разводка подачи воды в фонтане, магистральные трубопроводы подачи воды от насосной станции к фонтану и т.д. Для выполнения таких работ необходимо было подготовить проект реставрации фонтана.

Проект был подготовлен, прошел соответствующую экспертизу и согласование. Работы по реставрации фонтана были начаты летом 2017 г.

От редакции

Изначально фонтан был собран из 308 декоративных элементов. На конец июля 2017 г. было демонтировано 110 из них. Сохранность смальты на снятых декоративных деталях составила 5–20%. Сохранность красного полированного гранита на основании – 70–80%. По словам руководителя департамента культурного наследия г. Москвы А. Емельянова, «уцелевшая смальта будет сохранена, все утраты мозаичного декора – восполнены».

Остается добавить, что сегодня на наших глазах архитектурный ансамбль ВДНХ, в числе которого – знаменитые фонтаны, переживает второе рождение. Идет не только реставрация памятников нашей истории и архитектуры, но и восстановление утраченного, глубокая реконструкция и модернизация инженерных сетей ВДНХ. Очень хорошо, что этот процесс всецело затронул фонтаны Выставки.

Тот факт, что после десятилетий застоя восстановление уникального выставочного комплекса, наконец-то, стронулось с мертвой точки – безусловная заслуга нынешнего руководства Москвы и прежде всего – мэра города, С.С. Собянина. Дай Бог, чтобы все получилось, как было задумано и, ко времени завершения реставрационных работ, обновленная Выставка всей своей красой смогла бы порадовать москвичей и многочисленных гостей столицы. 

Комментарии