Рынок строительной техники: планы и перспективы

Подпишитесь на канал

В России реализуется сразу несколько масштабных национальных проектов в сфере строительства, в том числе, и на новых территориях, где ведутся восстановительные работы. В таких условиях очевидным становится и растущий спрос на спецтехнику, которую активно закупают предприятия, работающие в этой сфере. Экскаваторы, бульдозеры, вибрационные катки, асфальтоукладчики и другие виды техники необходимы для ремонта дорог по федеральным программам, в большом количестве оборудование необходимо и для реализации коммерческих проектов.

Один из самых актуальных вопросов — достаточно ли в России дорожно-строительной техники для того, чтобы выполнять все запланированные работы? Как на этот сегмент повлияли санкции? Об этом рассказывает Егор Теплов-Барейша, руководитель международной выставки специальной техники Eurasian Construction Technology и Ассоциации импортеров и производителей спецтехники (АИПС).

ee0e4f2ba55f1120950e2ce9a5056bb1.jpg

Рынок спецтехники и санкции

Санкции достаточно серьезным образом повлияли на рынок спецтехники в России, в большей степени — на структуру импорта. Производители из ряда стран уже не поставляют оборудование в нашу страну, однако ищутся пути выхода: ведется активная работа по поиску партнеров в Турции, в Индии, в также в Китае, в Иране. Причем, необходимо не только организовать поставки, но и адаптировать импортное оборудование под условия работы в России, а также под требования покупателей.

На российском рынке сегодня представлена спецтехника преимущественно китайских брендов, в числе которых такие бренды, как Shantui, Sany. В 2023 году именно из Китая было поставлено почти 100% средних колесных погрузчиков.

Не только импорт

В России запланировано большое количество строительных проектов, довольно масштабных. Будет проведена реконструкция нескольких десятков аэропортов, начато строительство скоростных магистралей, обходов. Продолжают увеличиваться темпы жилищного строительства. Безусловно, техники будет требоваться все больше и больше, и это решаемая задача.

Говорить о том, что потребность в спецтехнике будет покрываться исключительно за счет импорта, преждевременно: в настоящее время правительство принимает меры для обеспечения внутреннего производства. За последнее время в России открылось несколько предприятий, в их числе — завод полного производственного цикла по выпуску тракторов, его построили с нуля. Так что есть основания предполагать, что в скором времени ситуация изменится, и на российских стройках будет использоваться, в том числе, и отечественное оборудование.

Технологии будущего и дорожно-строительная техника

Рынок дорожно-строительной техники, безусловно, не стоит на месте и активно развивается — идет в ногу с самыми современными технологиями. Предпринимаются попытки перейти к роботизации ряда процессов, однако пока еще в стадии решения находится вопрос безопасности, актуальный для использования беспилотных авто на дорогах общего пользования.

В то же время существует целый рынок, где миллионы единиц техники зачастую круглосуточно работают в закрытой среде с минимальным присутствием людей. И вполне вероятно, что в скором времени мы увидим, как бульдозеры, экскаваторы и самосвалы самостоятельно, без участия человека, готовят котлован для фундамента очередного небоскреба или траншеи для трубопровода.

Строительная техника работает в условиях постоянно изменяющегося ландшафта, а при интенсивном ходе работ условия могут меняться в течение нескольких дней и даже в течение дня. Однако каждый вид выполняет работы специфического вида, которые могут самым принципиальным образом отличаться от других по кинематике, использованию рабочих органов, метрикам постановки задач. То есть, вместо движения из точки А в точку Б, пусть и с множеством ограничений, строительная техника должна не только перемещаться по площадке с постоянно изменяющимся рельефом, но и с помощью своих рабочих органов этот самый рельеф менять.

Технология перехода к беспилотной технике должна быть сквозной. Кроме того, она должна интегрировать в себя смежные технологии, позволяющие отслеживать изменяющийся ландшафт и условия работы.

Конкретно эта задача решается путем использования БВС (беспилотных воздушных судов) для мониторинга строительных объектов и систем компьютерного зрения, лазерных радаров непосредственно на самой технике. Получение такой информации позволит не только прокладывать оптимальные маршруты передвижения по строительному объекту, но также создаст условия для формирования рабочего задания по изменению рельефа поверхности для непосредственной работы каждого типа машин.

Кроме того, это должны быть технологии, позволяющие формулировать и исполнять управляющие сигналы для разных типов техники исходя из поставленной человеком задачи верхнего уровня, имеющие централизованное звено постановки задач для обеспечения взаимодействия разных типов оборудования друг с другом и обеспечения высокой эффективности технологической цепочки выполнения работ. Ключевая особенность такого функционала заключается в том, что этот алгоритм должен иметь обратную связь с алгоритмами, выполняющими другие задачи.

Реализация подобных алгоритмов управления группой машин предполагает наличие элементов искусственного интеллекта, так как по мере реализации проекта будет накапливаться большое количество разнородных данных: о состоянии строительной площадки, о состоянии и режимах работы техники и ее рабочих органов, о взаимной увязке нескольких машин, которые необходимо будет консолидировать в массивы данных и использовать в том числе в качестве инструментов так называемых систем поддержки принятия решения.

По цепочке

Компании, закупающие спецтехнику, представители крупного и среднего бизнеса, работают по целому циклу. Он включает набор определенных операций. Допустим, принято решение о разработке месторождения. Вокруг него нужно создавать инфраструктуру, то есть, бурить, строить, и для этого требуется техника. Затем появляется потребность в строительстве складов и создании соответствующей инфраструктуры, в том числе, в обустройстве дорог — нужна уже дорожная техника. Следующий этап — комплектация складов, перевозка грузов.

Как формируется эта цепочка? Для расчистки дороги к месту проведения строительства нужна лесозаготовительная техника, затем на «арену» выходит дорожно-строительное оборудование, краны. После возведения логистических комплексов на грузовых машинах доставляется оборудование, они же привозят и стройматериалы. На площадке работает спецтехника для горных и шахтных работ. Можно представить, сколько оборудования задействовано на одном таком объекте, при этом увидеть всю ее одновременно там не получится. Поэтому, наверное, единственным вариантом для тех, кто хочет получить представление о многообразии рынка спецтехники сегодня, остается посещение отраслевых мероприятий с демонстрационными площадками. 

Таким мероприятием станет международная выставка-форуме Eurasian Construction Technology 2024, которая пройдет в Санкт-Петербурге с 4 по 6 сентября 2024 года. Выставка пройдет при поддержке новой профильной организации — Ассоциации импортеров и производителей спецтехники (АИПС) и государственных структур. АИПС — это объединение крупнейших импортеров и производителей спецтехники в стране. Цель Ассоциации — представление и защита интересов всех участников рынка, содействие развитию бизнеса в России и решение различных актуальных задач, в том числе во взаимодействии с органами государственной власти.

Мероприятие будет интересно, в первую очередь, компаниям, которые занимаются закупкой спецтехники. Это предприятия, работающие в нефтегазовой отрасли, в сфере инфраструктурного, жилищного строительства, транспортно-логистические, лесозаготовительные, горнодобывающие компании. Это будет нишевая выставка, но, с другой стороны, она станет мероприятием федерального уровня и международного значения. Помимо лидеров российского бизнеса, в нем примут участие компании из Китая, Индии, Турции и других стран. 

Также хотел бы отметить, что у выставки-форума будет насыщенная деловая программа, которая разработана совместно с АИПС, зарубежными ассоциациями и институтами развития. В форуме примут участие лидеры российского и иностранного бизнеса, эксперты и представители органов власти, регуляторов отрасли. Будут обсуждаться самые актуальные темы отрасли, в частности, вопросы реализации крупнейших инфраструктурных проектов в масштабах всей России.

По площади она будет достаточно компактной — порядка 20 тысяч квадратных метров, включая павильон и открытую площадку перед ним. Тщательно продуман вопрос обеспечения безопасности гостей и участников мероприятия: ее будет обеспечивать вооруженная охрана Росгвардии как дополнение к стандартным мерам и техническим возможностям площадки.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!