За спрос денег не берут - гласит русская пословица. И она не права. Почему-то именно это первым приходит в голову, когда читаешь новость о заключенном ФГУП «Спорт-инжиниринг» договоре.
С 2014 года главной задачей ФГУП «Спорт-Инжиниринг» становится выполнение функций заказчика (застройщика) стадионов к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 в России /так они сами о себе пишут/.
В ходе строительства возникло немало вопросов к строителям, поэтому и цель заказанной работы на первый взгляд выглядит убедительно:
«Оценка стоимости строительства стадионов Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 на базе сравнительного анализа по определенным критериям с зарубежными стадионами, построенными к чемпионатам мира по футболу 2010 и 2014 годов, с учетом специфичных факторов проектирования и строительства, а также требований ФИФА и законодательства в области градостроительной политики и безопасности».
За полтора месяца исполнитель должен многое успеть: к 30 апреля оформить окончательную версию своего Отчёта, в котором должен быть сравнительный анализ стоимости российских и импортных футбольных стадионов. И не просто абы какой анализ, а с учётом специфических факторов, оказавших прямое влияние на стоимость объектов.
Объяснение /как сей трудовой подвиг исполнитель совершит/ находится в том же договоре, в разделе «Ограничения по объёму работ». Мы не будем тут ничего комментировать, просто перечислим эти договорные условия. Без изъятий.
«Исполнитель не будет проводить / не проводил каких-либо процедур независимой проверки, которые затрагивают следующие аспекты:
- юридические вопросы,
- вопросы природоохранного характера,
- кадровые вопросы,
- анализ рынка, включая конкурентную среду,
- аспекты, связанные с макроэкономическим или геополитическим воздействием,
- вопросы страхования,
- информационные технологии,
- синергетический эффект,
- проверку кибербезопасности».
А это означает, что с большой долей вероятности будут использованы укрупненные, всем известные показатели, которые размещены в сети Интернет. Будут произведены наукоподобные манипуляции с цифрами в целях /якобы/ приведения их в сопоставимый вид, отчет насытят первичной информацией, чтобы он был максимально толстым. Любой грамотный исполнитель сможет представить пухлый отчёт со множеством картинок и пересказов общеизвестного. Времени для этого более чем достаточно.
К примеру так:
Вот здесь список всех стадионов ЧМ 2010 г. в ЮАР и данные по ним:
http://stadiumdb.com/tournaments/world_cup/2010
Вот здесь список всех стадионов ЧМ 2014 г. в Бразилии и данные по ним:
http://stadiumdb.com/tournaments/world_cup/2014
А вот здесь список всех стадионов ЧМ 2018 г. в России и данные по ним:
http://stadiumdb.com/tournaments/world_cup/2018
Пары часов хватит для сведения данных.
Любопытный читатель, если потратит некоторое время и не поленится свести данные в Excel /или в любой другой, подходящей для этого программе/, получит похожую табличку:
Город | Стадион | Кол-во мест до реконструкции | Кол-во мест после реконструкции | Стоимость млн.долл. США |
ЮАР 2010 | ||||
Йоханнесбург | Soccer City | 91141 | 88460 | 440 |
Кейптаун | Cape Town Stadium | 69070 | 64100 | 385 |
Дурбан | Durban Stadium | 70000 | 62760 | |
Йоханнесбург | Ellis Park Stadium | нет данных | 55686 | нет данных |
Претория | Loftus Versfeld Stadium | нет данных | 42858 | нет данных |
Порт Элизабет | Nelson Mandela Bay Stadium | новое стр-во | 42486 | 270 |
Полокване | Peter Mokaba Stadium | новое стр-во | 41733 | 120 |
Нелспрейт (Мбомбела) | Mbombela Stadium | 45000 | 40929 | 140 |
Блумфонтейн | Free State Stadium | нет данных | 40911 | 27 |
Пхокенг | Royal Bafokeng Stadium | нет данных | 38646 | 45 |
Бразилия 2014 | ||||
Рио де Жанейро | Estadio do Maracana | нет данных | 74738 | 315
по проекту 212 |
Бразилия | Estadio Nacional de Brasilia | новое стр-во | 69349 | 420
по проекту 209 |
Сан Пауло | Arena de Sao Paulo | 65000 | 62601 | 360
по проекту 246 |
Форталеза | Estadio Castelao | 63903 | 60342 | 155
по проекту 155 |
Белу Оризонти | Estadio Mineirao | 62160 | 58170 | 209
по проекту 225 |
Сальвадор да Байа | Arena Fonte Nova | 55000 | 51900 | 178
по проекту 120 |
Порто Алегре | Estadio Beira-Rio | 59306 | 43394 | 99
по проекту 60 |
Сан-Лоренсу-да-Мата | Arena Pernambuco | 46154 | 42610 | 195
по проекту 160 |
Куяба | Arena Pantanal | новое стр-во | 41112 | 194
по проекту 103 |
Манаус | Arena Amazonia | новое стр-во | 40549 | 200
по проекту 150 |
Натал | Estadio das Dunas | новое стр-во | 39971 | 127
по проекту 120 |
Куритиба | Arena da Baixada | 41375 | 39631 | 108 по проекту
56 |
Останется украсить сводную таблицу, для того чтобы это выглядело как исполнение технического задания заказчика. Там и разделы имеются соответствующие:
- определение списка объектов, завершенных строительством или находящихся в процессе строительства, в качестве объектов аналогов;
- обоснованное определение окончательного списка стадионов для проведения сравнительного анализа.
Заявленная цель заключенного договора выглядит как минимум странно, ведь существует /обязательный даже и для этого заказчика/ п. 10 Постановления Правительства РФ от 20 мая 2015 № 485 «Об утверждении требований к объектам спорта, предназначенным для проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года» (с изменениями и дополнениями), в котором сказано:
«Проектная документация стадионов, финансирование строительства и (или) реконструкции которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 518 "О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу", до получения акта ввода в эксплуатацию подлежит в полном объеме проверке достоверности определения сметной стоимости строительства в сметно-нормативной базе, используемой для подготовки сметной документации, получившей положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости. (Дополнен Постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 г. N 1329)».
Никакой сравнительный анализ со стадионами в других странах не предусмотрен. Почему на свет появился договор по которому аудиторам должны быть выплачены почти восемнадцать миллионов бюджетных рублей?
Тут, вспоминается работа П.Н. Сараева, аспиранта кафедры уголовного права, криминалистики и криминологии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева: Как эффективнее увидеть в преступлениях /совершаемых при строительстве/ целостную, единую деятельность, направленную на получение вполне конкретных результатов — незаконного получения материальной выгоды?
С помощью таких критериев как:
- использование договорных отношений в сфере строительства для создания благоприятных условий совершения названных преступлений;
- использование особенностей строительных работ для достижения преступного результата;
- получения незаконной материальной выгоды;
- принятие мер к тому, чтобы совершаемые преступные действия воспринимались окружающими как законные, а потому не вызывали подозрений, в том числе у правоохранительных органов;
- заблаговременная подготовка средств для последующего возможного противодействия выявлению преступления и его расследованию;
- плановость выполнения всех этапов преступной деятельности;
- превращение преступной деятельности в преступный промысел, приносящий постоянный доход.
Это, конечно, отдельная тема для обсуждения. Мы обязательно поговорим подробнее в середине мая, в Воронеже.
Комментарии (0)