Запретительные мероприятия из-за пандемии коронавируса в России подходят к концу и теперь остро встает проблема пересмотра параметров заключенных (да и еще и незаключенных) договоров в строительстве.
Формально строить опять разрешили, хотя еще сохраняется большое количество иных ограничений, которые продолжают влиять на ход производственных процессов.
Кажется очевидным, что введенные ограничения относятся к форс-мажорным обстоятельствам и действие этих ограничений напрямую приводит к объективному увеличению сроков и стоимости строительства. Тема изменения стоимости работ по контрактам – это отдельная большая тема и рассмотрена она будет отдельно. Здесь же речь пойдет о сроках строительства.
Опять же кажется очевидным, что сроки по строительным контрактам нужно продлить без каких-либо санкций в сторону стороны, которая уже нарушила или нарушит в будущем свои обязательства по срокам из-за действия запретов и ограничений. Но, как показывают сейчас первые кейсы, это совсем не является очевидным. Ясно обозначились три подхода к оценке влияния произошедшего на сроки строительства:
- Никакого существенного влияния нет, и никто не имеет права на продление сроков исполнения своих обязательств. Обсуждение и решение только в суде.
- Возможно влияние имеется, но сторона, требующая увеличения сроков, должна убедительно доказать, что негативное влияние было, что есть причинно-следственная связь между негативным влиянием и задержкой сроков, что требуемые новые сроки являются объективно необходимыми и никак не связаны с проблемами, возникшими до наступления ограничительных мероприятий. Обсуждение идет путем переговоров, но решение в большей части случаев нужно получить в суде.
- Влияние имеется, совместными усилиями сторон необходимо спланировать продолжение работ, оценить объективные сроки завершения и предусмотреть соответствующие взаимные мероприятия. Совместность поисков решений не исключает подготовку объективных обоснований новых параметров проектов. Обсуждение идет путем переговоров, решение принимается на основе взаимного согласия.
При всей кажущейся нелепости первого подхода его сторонники имеют достаточно серьезные аргументы в защиту своей позиции, подтвержденные Верховным судом РФ в своем обзоре от 21 апреля 2020 г., а именно:
- При отсутствии иных оснований для освобождения от ответственности за неисполнение обязательства (статья 401 ГК РФ) установление нерабочих дней основанием для переноса срока исполнения обязательства исходя из положений ст. 193 ГК РФ не является.
- Невозможность поставщиков/субподрядчиков исполнить свои обязательства не относится к обстоятельствам форс-мажора в отношениях Заказчик-Подрядчик (ст. 401 ГК РФ). Даже, если эта невозможность возникла из-за обстоятельств форс-мажор на стороне поставщиков/субподрядчиков Заказчика/Подрядчика.
- Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий, т.е. одной из характеристик обстоятельств непреодолимой силы (наряду с чрезвычайностью и непредотвратимостью) является ее относительный характер.
Плюс во многих договорах вообще отсутствуют условия форс-мажора или описаны они очень формально и в общих чертах. Ну и справку от ТПП о наличии форс-мажора, как показала нынешняя практика, получить совсем не просто – по значительному количеству договоров заявители уже получили отказы.
Также по государственным контрактам увеличение сроков, особенно большее, чем действовали ограничения, является особо сложной задачей.
В таких условиях придется идти в суд с требованием об изменении условий договора, но, помимо вышеприведенных оснований для отказа в таких требованиях, может возникнуть ситуация, когда суды будут подходить строго формально к оценке заявляемых требований и отказывать в них в связи с тем, что заявители будут ссылаться на ограничения, которые к ним формально не имели никакого отношения. Ведь уже немало сломано копий юристами всех уровней о то, что вводимые ограничительные меры не имели и не имеют под собой законных оснований.
И получится цугцванг: государство жестко требовало исполнения вводимых незаконных по некоторым мнениям ограничений и они, эти ограничения, реально были, а суды не будут принимать это во внимание, отказывая заявителям в требованиях об увеличении сроков исполнения обязательств, указывая, что заявители ссылаются на незаконные ограничения. Т.е. возникнет 2 плоскости правовой реальности, которые никак не будут пересекаться.
При и втором и третьем подходах предстоит определить следующее:
- Какие были препятствия, которые напрямую повлияли на срок завершения работ.
- Как долго действовали препятствия, которые напрямую повлияли на срок завершения работ.
- Какие работы нельзя было выполнять, а какие – можно.
- Существуют ли работы, просрочка по которым возникла до наступления препятствующих обстоятельств.
- На какой объективный срок необходимо продлить выполнение работ.
Последний вопрос вызывает самые большие сложности.
Как известно запрет на проведение строительных работ действовал 29 дней. Так вот большинство Заказчиков согласны на увеличение сроков строительства только на эти 29 дней. Подрядчики же в большинстве своем требуют не менее 3-х месяцев.
Здесь следует иметь в виду, что увеличение сроков выполнения строительных работ из-за возникающих препятствий практически никогда не равно срокам действия этих препятствий. При этом срок увеличения может быть и больше, и меньше.
Например, до окончания работ оставалось пять дней. Препятствия для исполнения действовали 29 дней. Вполне логично ожидать, что после окончания препятствий обязательство будет исполнено ранее, чем 29 дней. И наоборот. Если до окончания обязательств оставалось 100 дней, то при сроке действия препятствий в 29 дней, увеличение может составить и 150 и более дней.
По нашей оценке, увеличение реальных сроков будет очень существенным. В первую очередь потому, что препятствия снимаются постепенно плюс действуют их последствия, которые тоже следует принимать во внимание. Также остаются значительные ограничения, которые будут вносить свой вклад в сроки завершения работ, потому что сегодняшние условия осуществления строительных работ нельзя признать обычными. Ну и безусловно предстоит опять развернуть производственные мощности, восстановить все производственные связи с субподрядчиками и поставщиками, многие из которых могут просто разориться, что потребует реконструкции системы.
Что же сейчас необходимо предпринимать? Если одна из сторон планирует увеличить срок (а чаще всего это будет Подрядчик), то необходимо подготовить соответствующее юридическое и экспертное обоснование. Плюс в большинстве случаев придется идти и продлевать сроки исполнения через суд, да еще через все инстанции. Потому что это такая отечественная специфика – никто не хочет принимать ответственность за такие решения на себя и решение оставляют суду, прикрывая себя от претензий и руководства, и собственников, и правоохранительных органов. За это время по многим контрактам сроки просто давно закончатся и возникнут новые правовые условия.
Результатом должно быть Заключение содержащее:
- исследование объективных обстоятельств и их влияние на ход реализации контрактов, освобождающих сторону от ответственности за нарушение договорных сроков строительства и дающих право на увеличение сроков строительства;
- расчет и обоснование новых сроков строительства.
Необходимо будет определить и доказать:
- наличие и продолжительность действия обстоятельств непреодолимой силы;
- наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств;
- непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы;
- добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков;
- объективность, разумность и обоснованность новых сроков строительства.
И нужно иметь в виду, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учётом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
Для оценки перспектив и параметров возможного увеличения сроков строительства, подготовки таких обоснований, в том числе для суда, обращайтесь на нашу горячую линию:
7 (916) 632-92-86
Старший партнер ASN Int. Group Сергей Захаров
Комментарии (0)