«Большие проблемы с ценообразованием, потому что та цена, которая определяется, она не объективная <...>. Когда в регионах на огромное количество конкурсов никто не выходит, это говорит о том, что цена определена неправильно» - говорит вице-премьер Хуснуллин.
Как когда то высказался известный московский градоначальник: «С деньгами и дурак построит»...
Стратегия его, через годы, привела в тупик строительную отрасль страны, в итоге.
Почему так? - ответ очевиден: стать банкротом и сесть в тюрьму можно и менее витиеватым образом: без оформления государственного контракта на строительство.
«А давайте хромой лошади приделаем ещё пару ног!» - звучит предложение.
«Не будем мелочиться, дело ведь важное! Три ноги и два кнута в руки погонщику дадим: ужо побежит» - вторят другие.
«Не понимаете сложность стоящей задачи, коллеги» - поправляет их Старший товарищ: «Сами видите: и старая она, и подковы правили не пойми когда в последний раз, - охромела...
Да и, справедливости ради, надо сказать... мы её кормили-то когда? А?!
Куда подлецы овёс отпущенный на откорм животины подевали? Молчите? То-то...
Вместо дела утопии всякие предлагаете... где мы ноги-то, дополнительные возьмём? В соседней деревне купим?
А деньги на это откуда возьмутся? - и не доедут деньги до адресатов, даже если их опять по дворам соберём.
Знаем ведь наперёд, верно?
Тут без колючки под хвост не обойтись: хрен вам она с места сдвинется, без репейника в заднице!
Дёшево и сердито. Проверенный рецепт!»
Сказочный диалог потому и сказочный, что в реальности всё, конечно, иначе.
«Через законодательные изменения решить проблемы можно за пару лет, отметил Хуснуллин /.../ Для ускорения темпов строительства в России необходимо изменить законодательство, предложения по поправкам уже подготовлены /.../ договорился работать по законодательству с премьер-министром Михаилом Мишустиным /.../ Для решения всех проблем в случае «слаженной работы правительства» понадобятся один-два года...»
Сметы по госконтрактам составляются исключительно по сметным нормативам, включенным в Федеральный реестр сметных нормативов. При этом рассчитанная таким способом сметная стоимости является в соответствии с 44-ФЗ начальной максимальной ценой контракта (НМЦК).
На торгах цену можно только снизить, а в дальнейшем эту цену изменять практически нельзя (только до 10%).
С точки зрения теории экономики строительства такой подход является ошибочным и антинаучным, приводящим к тому, что у Подрядчика оказывается в распоряжении существенно меньше средств, чем это объективно необходимо.
Сметный норматив отражает объективные экономически обоснованные затраты на производство работ. Это так, но, - без учета каких-либо рисков, которые лежат на подрядчике.
Как показывает практика и научные исследования, объективное увеличение стоимости реализации проекта от стоимости рассчитанной на стадии П составляет не менее 30%. Подчеркиваем – объективное.
А по закону можно увеличить стоимость только до 10%.
НМЦК – это не максимальная, а минимальная стоимость контракта... - это если обратиться к научным знаниям, конечно.
При этом сама система обязательных федеральных сметных нормативов является жутким рудиментом советского прошлого.
Создавать и поддерживать в актуальном состоянии такие системы практически невозможно – это требует огромных денег, а все детали все равно учесть нельзя: строительство – это сложная многоэлементная система, которая не может не быть гибкой, изменяющейся в процессе.
Главное же состоит в том, что ничего этого не нужно.
Нигде в цивилизованных странах так не формируют цену контрактов и не управляют ей.
Основой являются торги. Причем торги – в любую сторону: и на повышение и на понижение.
Задача же государства не в контроле составляющих затрат Подрядчика, а в обеспечении и контроле за добросовестной конкуренцией.
Почему нельзя выиграть в напёрстки? - Потому что не ты их крутишь. По-другому говоря, поговорим о государственном регулировании сметного и контрактного ценообразования.
Сегодня мы имеем гибридную форму – затраты подрядчика фиксированы и, при этом, Заказчик, контролируя каждый винтик, постоянно уменьшает эту пресловутую «фиксированную» стоимость работ.
Как же выходят из этой ситуации подрядчики? - просто и незатейливо: уменьшают свои расходы.
Делают они это (как правило) так:
- Вынуждают субподрядчиков работать по демпинговым ценам, да и те, - не выплачивают в полном объеме;
- Обналичивают средства, уходя от уплаты налогов;
- Нанимают самых дешевых рабочих и, им тоже, - не платят должное;
- Экономят на всем без разбора: на качестве материалов и работ.
В результате:
- Повсеместные срывы сроков строительства;
- Безобразное качество;
- Смены подрядчиков;
- Банкротства.
Естественно такая ситуация не могла пройти мимо правоохранительных органов, которые на сегодня фактически стали еще одним участником любого строительного проекта.
Естественно правоохранители пришли в строительство со своими взглядами на формирование цен и, надо отметить, - весьма и весьма специфичными, которые в корне отличаются от воззрений экономической науки да и обычного здравого смыла.
Фактически каждый полученный строителями рубль сегодня рассматривается как хищение или мошенничество.
Пресс на строителей со стороны государства усилился за последние годы кратно. Постоянно вводятся различные формы контроля, включая уже и бюджетное сопровождение.
Заказчик и контрольные органы под микроскопом рассматривают каждую копейку, каждую составляющую затрат Подрядчика.
В последнее время Заказчики и вовсе требуют создания совместных предприятий с Подрядчиками, которые и становятся Подрядчиками по проекту.
От самостоятельности строительных организаций уже не осталось и следа.
Что необходимо сделать, чтобы вернуть строительную отрасль к здравому смыслу:
1. Отменить обязательное использование государственных сметных нормативов. Государство не должно этим заниматься вообще. Сметные нормативы должны быть у каждой строительной организации свои.
Сметные нормативы нужны, но только как база знаний для прогнозирования стоимости строительства, а не как набор позиций для контроля деятельности строительной организации.
Для помощи строительным организациям в стране должны появиться независимые коммерческие центры, которые будут на платной основе занимать разработкой нормативов и изучать рынок.
2. Нужно признать, что строительные организации являются коммерческими организациями и создаются для получения дохода акционерами.
Желание заработать как можно больше не должно рассматриваться как что-то незаконное и не моральное: финансово состоятельные подрядчики – гарантия успешной реализации проекта.
Регулирование цен строек должно осуществляться исключительно путем создания настоящей конкурентной среды.
3. Нужно осознать, что проблема строительства не в завышении финансовых требований подрядчиков и завышением ими цен, а в недостаточности финансирования и занижении цен, что приводит к тому, что обязательства объективно не могут быть исполнены и не исполняются.
4. Нужно максимально внедрять в этическую плоскость и правоприменение парадигму того, что Заказчик и Подрядчик являются партнерами в проектах и должны совместно достигать результатов: только тогда будут соблюдаться сроки и бюджеты.
Сегодня строительные контракты по существу являются кабальными в отношении Подрядчика, а здоровой, поощряемой этикой, считается невыполнение обязательств Заказчиком, включая неплатежи Подрядчику по надуманным предлогам.
5. Торги должны проводиться как с возможностью понижения, так и с возможностью повышения стоимости. Никто не имеет права контролировать ценообразование подрядчика – только объем и качество конечного продукта.
Никаких промежуточных форм КС-2 и КС-3 – только авансирование по графику контракта и конечная приемка законченных работ по контракту.
6. Необходимо провести ревизию законодательства в части искусственных ограничений, налагаемых на подрядчика и по максимуму исключить их. Например, таких, как процент выполнения работ собственными силами.
7. Начать внедрять форму контракта «фактические затраты + вознаграждение Подрядчика», вместо контрактов с твердой ценой.
Вместо резюме:
Зло не в том, что не обновляют расценки.
Зло в обязательности самих этих расценок.
Плюс положение 44-ФЗ о том, что стоимость, рассчитанная по этим расценкам является максимальной.
Пока будем жить в этом строительном феодализме – все так и будет продолжаться.
Звучит как парадокс: нужно большее финансирование, чтобы фактические затраты были меньше. Но это так и есть.
Комментарии (0)