Алексей Гинзбург. Авторские практики

«Строительный Эксперт» продолжает серию публикаций по материалам выступлений ведущих российских архитекторов, прозвучавших в лекционной части курса «Авторские практики» кафедры «Комплексная профессиональная подготовка» МАрхИ.

Архитектор Алексей Гинзбург, профессор МАА, член правления САР, член правления СМА, руководитель архитектурной мастерской «Гинзбург Архитектс».

086ab4eab6ff83b3976d5fd4b0afafcf.jpg

Путь в профессию

Проблема с выбором профессии не стояла. Поскольку все в семье – архитекторы, мне привили интерес к архитектуре, когда это занятие еще не было столь популярным как сейчас.

Собственную мастерскую создали в 1995 г. вместе с отцом. Продолжили вместе с моим партнером – Наталией Шиловой. Цель создания – реставрация здания дома-коммуны Наркомфина, построенного по проекту М. Гинзбурга. Однако в период становления мастерской идея реставрации этого объекта не нашла поддержки «наверху», пришлось заниматься практической архитектурой.

В 1997 г. не стало отца, оказался без его связей и заказчиков. Вместе с тем, не хотелось самому себе признаваться в несостоятельности и пришлось учиться выживать … Брался за все, помню выполнил даже проект забора. Пройдя через эти и другие трудности, сделал вывод: не надо чураться никакой работы, особенно когда нет выбора. К 48 годам научился самостоятельно ставить перед собой вопросы и находить на них ответы.

Сфера деятельности мастерской

Спектр услуг – самый широкий, но все они связаны с архитектурой. Проектируем новые здания, занимаемся реконструкцией уже эксплуатируемых объектов, интерьерами, видя в них продолжение архитектуры. Выполнили много проектов реставрации зданий, особенно в последнее время.

008af3146ab47445d0ebedef1b264fcc.JPG

Жизнь мастерской

В настоящее время в мастерской трудятся более 45 человек. К коллективу предъявляются определенные организационные требования. Первое – соблюдение трудовой дисциплины. Архитектурное проектирование – это командная работа и, следовательно, все кто вовлечены в нее, должны приходить и уходить из мастерской в одно и то же время и действовать в едином ритме. Дисциплина нужна мастерской для того, чтобы выжить.

Второе требование – унификация и архивация файлов. По этому поводу действует соответствующая внутренняя инструкция, в соответствии с которой все работающие в мастерской должны класть файлы в определенные папки. Неряшливый подход к делу несовместим ни с каким производственным процессом.

Сотрудники мастерской

Все услуговые компании – архитектурные бюро, риэлтерские компании и другие, как ни странно, очень похожи между собой. В услуговых компаниях самый главный капитал – люди. Следовательно, должна быть ротация сотрудников: если человек способен профессионально расти, нужно предоставить ему такую возможность, он должен получать больше полномочий. Если сотрудник остановился в своем развитии, он должен уйти.

131339062a1e4ebdb8d162bd1463309a.jpg

Офис архитектурной мастерской

Однажды я посетил офис американского архитектора Ричарда Майера, и это произвело на меня сильное впечатление. В офисном помещении все было белым: стены, мебель, ковролин на полу, жалюзи на окнах и т.д. Все сотрудники носили белые халаты…

Конечно, офис мастерской – это часть ее имиджа, при этом, когда к нам приходит заказчик, он должен видеть, что главное для нас – работа, а не вложение средств в интерьер мастерской. За 20 лет существования мастерской мы сменили несколько помещений. Начинали с двухэтажного заводского цеха, потом арендовали чердак на фабрике «Красная роза», склад. Все эти помещения были просторными, наполненными воздухом. Сейчас мастерская расположена в старом особняке. Мне нравится, когда в офисе все просто, функционально и по возможности чисто.

Информационные технологии и программное обеспечение

Информационное сопровождение – необходимый аспект архитектурной деятельности. Никакой заказчик не придет в мастерскую по объявлению в интернете. Нужно, чтобы о проектной компании знали. Вот почему большое значение уделяется участию в выставках и конкурсах. Нормальная, умеренная, взвешенная реклама необходима. Архитектор должен уметь отвечать на вопросы, писать и публиковать свои мысли. Это важная часть информационного обеспечения и поддержки деятельности компании.

Отношение к BIM-технологиям, безусловно, положительное, при этом мы понимаем, что информационное моделирование – не панацея. BIM для нас – определенный признак культуры производства. Когда идет работа над концепцией или ведется стадия проектирования, то BIM-технологии безусловно полезны, но на стадии рабочих чертежей эффект от BIM – максимальный. Важно только, чтобы и смежники владели этими технологиями.

1df0e95c2a505919222cf1a8083321fe.jpg

Управление проектным процессом

У большинства частных проектных бюро России, известных мне, есть два слабых места. Первое – делопроизводство, второе – контроль качества, то есть проверка документации. Из-за этих проблем случаются потери заказов и денег.

Приходится постоянно заставлять людей вовремя отвечать на письма, и своевременно получать в письменном виде необходимую документацию и аккуратно подшивать ее. В принципе, следить за всем документооборотом может проект-менеджер, но и архитектор должен уметь работать с документами.

Для проверки качества вполне достаточно и лучше всего использовать систему ISO.

Юридические аспекты деятельности

Нельзя сказать, что современный архитектор должен быть еще и юристом, но он обязан хорошо представлять себе правовые основы собственной профессиональной деятельности; понимать, что можно делать, что нельзя; знать, как не нарушить закон. Нужно иметь в виду, что заказчик и подрядчик не являются союзниками архитектора.

Архитектор предоставляет проектные услуги частному заказчику или девелоперу, а подрядчик реализует идеи архитектора. При этом всегда есть риск, что архитектора могут сделать ответственным за те нарушения, которые осознанно или неосознанно в своих интересах допускают заказчик или подрядчик. В связи с этим архитектор должен уметь себя защищать, потому что ни один нанятый юрист не может прийти архитектору на помощь. Значит, архитектор должен сам понимать, к каким решениям его подталкивает недобросовестный заказчик или подрядчик. Для этого нужно знать нормы проектирования и четко представлять себе, что архитектор должен делать.

Представим, что частное бюро выполняет проект и отдает его на экспертизу. После прохождения экспертизы выполняется рабочая документация, по которой строится здание. При этом обычно рабочая документация будет в некоторых деталях отличаться от проекта. Поэтому должна проводиться еще одна экспертиза. Однако всякая экспертиза – это платная процедура и заказчик, желая сэкономить деньги, не хочет повторно ее проходить. Но сдать ИГАСНу дом, построенный с отклонениями от проекта, невозможно. Тогда заказчик настаивает на том, чтобы архитектор повторно проходил экспертизу, но уже за свои деньги, а они не маленькие. Очень часто архитекторы оказываются не готовыми к такому повороту событий, особенно те, кто начинал работать еще в советские времена. В СССР все архитекторы были государственными служащими и с подобными ситуациями не могли столкнуться даже теоретически. В наше время архитекторы, занимающиеся частной практикой, стали самостоятельно хозяйствующими субъектами и правила игры кардинально изменились.

91231f7e32843712db64ef7951f4571a.jpg

Междисциплинарный подход к архитектуре

Архитектура стыкует в себе большое количество наук и искусств потому, что ее задача – создание среды обитания человека. Недавно прочитал книгу, посвященную истории одомашнивания диких растений и животных. В книге содержится вывод: цивилизация появилась тогда, когда человек сам стал производить продукты питания. Это привело к возникновению стационарных поселений, в которых люди проживали постоянно. И в этот же период появилась профессия архитектора

Следовательно, архитектура – очень старое занятие, которое всегда соединяло между собой много различных сфер деятельности человека и архитектор должен уметь интегрировать очень много дисциплин.

Еще пример. Почему руководителями проектных бюро, как правило, являются архитекторы? Потому, что в системе архитектурного образования изначально заложено комплексное видение работы. Вот почему трудно представить себе во главе проектной компании, скажем, инженера по системам водоснабжения и канализации.

Договорные отношения

Архитектор должен очень хорошо представлять, какие обязательства он на себя берет, подписывая договор; в состоянии ли он их выполнить в части нормативно-правой базы, объема работ, их состава, сроков. В данном случае юрист может оказать лишь некоторую консультационную поддержку, все остальное возлагается на архитектора. Важно понимать, что далеко не все, что хочет или разрешает архитектору заказчик, не запрещено законом.

52febab31759f35432e1abab7e40b37c.JPG

Экономика проекта

Сметы на проектно-строительные работы составляют соответствующие специалисты. Однако в жизни все иначе: есть такие явления как договорная цена и рынок. Когда назначаю цену на выполнение проектных работ, я представляю, сколько примерно они могут стоить на рынке. Не хочется быть «дешевле» других или «дороже» всех остальных. При этом нужно стремиться продать свои услуги за максимальные деньги, но обязательно обосновав перед заказчиком назначенную цену.

Авторский надзор за строительством

В данном случае важнее принципы, чем компромиссы. Последние допускаются в том случае, когда некие объективные реалии не соответствуют проекту, который во многом является отражением идеальных представлений архитектора о мире. В таком случае проект приходится корректировать.

В целом же, отставание своих принципов в процессе авторского надзора – это «драка» и не нужно ее бояться. 

Комментарии