Всеволод Медведев. Авторские практики

Подпишитесь на канал

«Строительный Эксперт» продолжает серию публикаций по материалам выступлений ведущих российских архитекторов, прозвучавших в лекционной части курса «Авторские практики» кафедры «Комплексная профессиональная подготовка» МАрхИ.

Всеволод Медведев, вице-президент СМА, профессор МАрхИ, член МОСХ, руководитель архитектурного бюро «Четвертое измерение»

c42bd49644f8555a3ad7425c9e495916.jpg

Мастерская

Мастерская была основана в 2003 г. четырьмя молодыми архитекторами – Зурабом Басария, Михаилом Канунниковым, Олегом Мединским и мной.Все мы учились в МАрхИ в одной группе.

До времени основания мастерской в течение 5 лет работали в «Моспроект-2». В числе прочих дел, участвовали в создании рабочей документации для храма Христа Спасителя и комплекса «Красные холмы». В творческом отношении эта псевдоисторическая архитектура нас категорически не устраивала, но постепенно стали появляться некоторые «второстепенные» заказы, за которые можно было взяться в индивидуальном порядке. Самый масштабный из них поступил из Ханты-Мансийска – тогда, на рубеже веков в этом городе собирались построить большой театральный комплекс.

Сейчас коллектив мастерской состоит из 12 сотрудников. Персонал очень сплоченный, пронизанный родственными связями, поэтому заметной текучки кадров нет. Периодически набираем примерно еще 8 человек из числа студентов старших курсов МАрхИ, где мы преподаем. Это наши ученики. Можно сказать, что дело, которым мы занимаемся – своего рода «семейный бизнес».

Желания разрастаться в крупную проектную компанию у нас нет. Предпочитаем вести небольшое количество объектов, хотя все они довольно значительные. С каждым из них работаем долго и тщательно. Из этого вытекает отношение к дисциплине – все сотрудники относятся к своему делу очень ответственно, поэтому каждый решает сам, когда прийти на работу, когда уйти.

ae9c5161de8974c264089a643f634362.JPG

Интерьер офиса

Офис любой компании это ее «лицо». Вместе с тем, мы не считаем наше рабочее помещение офисом. Для нас это домашняя мастерская, в которой мы свободно размещаемся на площади в 120 м2. Мастерская находится в особняке в исторической части Москвы и это обстоятельство уже работает на наш имидж. Но есть и другое: здание, в котором располагается бюро, имеет статус объекта культурного наследия, что не допускает с нашей стороны серьезного вмешательства в существующий интерьер.

Отношение к BIM

Если честно, то 7–8 лет тому назад отношение к информационному моделированию было довольно критическим – никто не думал, что эти проектные технологии будут так стремительно развиваться и в мире, и в нашей стране. Сегодня мы видим, как большие проектные компании активно внедряют BIM в свою проектную деятельность, но наша мастерская пока использует прежние хорошо наработанные проектные схемы, к тому же не все объекты требуют проектирования в BIM. Вместе с тем, мы понимаем, что за BIM – будущее и в ближайшее время начнем переходить на эту технологию.

Принципы взаимодействия с заказчиками

Как и всем другим архитекторам, нам хочется, чтобы заказчик не вмешивался в работу и не сокращал финансирование. Но самое большое значение имеет доверие с его стороны. Кстати, раньше на этих принципах строились отношения в основном с частными заказчиками, а с крупными инвесторами взаимодействие на такой основе не всегда получалось. Сейчас ситуация несколько уравновесилась.

Как бы то ни было, но во главу угла мы ставим доверительные отношения с заказчиком. Если их нет изначально, мы за работу не беремся. Отсутствие доверия – это отложенные проблемы, и рано или поздно они проявятся и обострятся.

В связи с этим вспоминается один примечательный случай. Однажды к нам обратились два заказчика, которые вместе намеревались строить большой жилой комплекс. Они большие друзья и партнеры по бизнесу, но одному нравилась сталинская архитектура, другого привлекали современные здания. Понимая, что они никогда между собой не договорятся, эти люди, обозначив свои вкусовые пристрастия, разрешили архитекторам делать все, что заблагорассудиться. В результате появился интересный объект, а эти заказчики уже много лет сохраняют с нами партнерские отношения.

e5ac2f23cb44a57e80e015dc42390a80.jpg

Авторский надзор: принципы и компромиссы

Принятие компромиссных решений в ходе авторского надзора в большей степени зависит от статуса архитектора, потому что далеко не каждый может отстаивать свои принципы и убеждения. В целом можно сказать так: компромиссы в отношении архитектурного решения, образа здания, планировочной структуры – крайне болезненны и нежелательны. Все остальное, включая выбор материала, вполне допускает уступки со стороны архитектора.

Вообще, если проектная документация выполнена качественно, выбраны хорошие материалы, уровень ответственности строителей очень высок, – авторский надзор имеет чисто формальное значение.

Авторская архитектура

Вольно трактуя известную мысль Константина Мельникова, можно сказать так: авторство в архитектуре – это новаторство. Более того, архитектор-новатор не должен повторять даже себя, не говоря уже о творчестве своих коллег.

Архитектор может считать себя автором, если он нашел свое творческое «лицо», и его архитектура узнаваема.

Качественная архитектура

Качественную архитектуру мы не ассоциируем с добротным строительством – оно само собой подразумевается. Качественная архитектура это, прежде всего, архитектурный образ, формирующий вокруг себя соответствующую атмосферу, правильно реагирующий на контекст.

Вместе с тем, архитектурный объект может считаться качественным, не смотря на огрехи строительства. Пример – театр в китайском городе Гуаньчжоу, построенный по проекту Захи Хадид. При близком знакомстве с этим зданием, обнаруживается множество недочетов, допущенных строителями. Но если подойти к оценке этого объекта с позиции организации пространства, восприятия эмоций, изначально заложенных автором в архитектурный образ – это, конечно, качественная архитектура.

29cd1e619172c17be2f397e5bc211269.jpg

Архитектура: искусство или бизнес?

Безусловно, каждый архитектор, находящийся в начале профессионального пути должен сделать для себя выбор – будет он художником или предпринимателем. Для нас архитектура, вне всякого сомнения, – творчество. Доказательство тому – портфолио нашей мастерской, в котором множество проектов, трудоемких и затратных по времени, но они были сделаны бесплатно. Почему? Потому, что есть нечто в нашей профессии, что для нас важнее всяких денег.

Можно сказать иначе: если у архитектора много заказчиков – он бизнесмен, мало – художник.

Коммуникации в архитектуре

Умение выстраивать отношения для архитектора, который хочет себя реализовать, имеет огромное значение. Сам процесс реализации весьма мало зависит от архитектора, но он может многое сделать для достижения успеха в профессии. Для этого нужны контакты на самых различных уровнях. Архитектора должны знать, прежде всего, внутри профессионального сообщества. Для этого необходимо участвовать в выставках, конкурсах, проводить мастер-классы, преподавать, публиковаться и т.д.

Не менее важно уметь наладить отношения с представителями деловых кругов и органов власти. От них, главным образом, исходит возможность профессиональной реализации архитектора.

9e9803b5ab576389134448184e6555be.jpg

Этика в архитектурной деятельности

В архитектурной среде не принято критиковать друг друга публично. Считаю, что это в корне не верно. Если в центре Москвы появился плохой дом, архитектурная общественность не имеет права закрывать на это глаза. Если архитекторы об этом не скажут, то кто тогда? Замалчивание очевидных чужих просчетов происходит от того, что одни боятся с кем-то испортить отношения, а другие полагают, что не корректно критиковать коллегу, потому что каждый имеет право на собственное видение архитектуры и может пользоваться своим творческим почерком… Думаю, что этично указывать своим собратьям по профессии на недостатки, а стыдливо их замалчивать – не этично.

Наиболее запомнившийся объект

Один из таких объектов – уже упоминавшийся многофункциональный театральный комплекс в Ханты-Мансийске. Этот проект «свалился» на нас неожиданно и мы, будучи еще совсем молодыми архитекторами, занимались им помимо основной работы в «Моспроекте-2». Вспоминаю: нам тогда с трудом верилось, что мы проектируем театр, потому что объекты такого рода чрезвычайно специфичны. Для нас этот театральный комплекс был особенным в двойне: в силу нашей профессиональной юности, масштабности объекта проектирования, его удаленности от центра. Кроме того, это был наш первый опыт взаимодействия с крупным подрядчиком – большой строительной компанией из Турции. В результате театр удалось построить в том виде, как нам хотелось. Исключение составил лишь интерьер.

Архитектура будущего

В будущем архитектуру ждут кардинальные изменения в связи с появлением технологии 3D-печати. За рубежом эти технологии уже проникли в сферу высшего архитектурного образования, и студенты проектируют дома с учетом формообразующих, конструктивных, теплотехнических свойств тех материалов, которые могут использоваться для 3D-принтинга. Естественно, все это отразится на архитектурном образе зданий и скорости их возведения.

По мере внедрения данной технологии, в саму архитектурную профессию придут определенные преобразования. Произойдет более отчетливое разделение на архитекторов и проектировщиков. Архитекторы будут придумывать образ здания, его планировочную структуру, а проектировщики станут заниматься собственно проектированием. Со временем профессия проектировщика отомрет – ее заменят, условно говоря, некие роботизированные системы. Произойдет это подобно тому, как в свое время канули в лету чертежники, копировальщики и т.д. Архитектор же начнет совмещать творческую деятельность с функцией оператора, который будет давать задание машинам-исполнителям. 

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!