«Строительный Эксперт» продолжает серию публикаций по материалам выступлений ведущих российских архитекторов, прозвучавших в лекционной части курса «Авторские практики» кафедры «Комплексная профессиональная подготовка» МАрхИ.
Название компании – ДНК аг, представляет собой аббревиатуру, составленную из первых букв имен соучредителей и партнеров – Даниила Лоренца, Натальи Сидоровой, Константина Ходнева.
Создание мастерской
ДНК – это не только название архитектурной группы по первым буквам имен основателей, но и своеобразный фирменный код, который лежит в основе всей нашей деятельности и каждого нашего проекта.
В 1994 г. все мы, будущие соучредители бюро ДНК аг, закончили МАрхИ. Затем в течение 7 лет работали в крупных российских и зарубежных архитектурных бюро, где получили богатый опыт проектирования, теоретический и практический. Параллельно, мы занимались собственными не коммерческими архитектурно-художественными проектами: делали выставки, инсталляции. Очень важно, всегда находить силы и время для творчества и поиска, иногда даже помимо работы в офисе.
Такой опыт дает возможность собственного самовыражения, создает предпосылки для открытия своей мастерской. Мы в 2001 г. организовали собственное бюро, и оно успешно работает. Помимо архитектурной практики мы занимаемся преподавательской деятельностью: читаем лекции, проводим мастер-классы и воркшопы в МАрхИ и школе МАРШ.
Первый проект
Первая работа нашего бюро в 2001 г. стала результатом сотрудничества с Сергеем Борисовичем Киселевым (бюро «Сергей Киселев и Партнеры»). Мы смогли спроектировать и реализовать крупный объект в городе, торговый центр «Галерея Аэропорт» около станции метро «Аэропорт», на площади Э. Тельмана, придумав его от концепции самого здания до интерьера и благоустройства, что для нас было чрезвычайно важно. На этом участке всегда существовала стихийная торговля, настоящий «шанхай», с пересекающимися на площади потоками людей и машин. Из этого хаоса мы выделили основной пешеходный поток и на его месте расположили пассаж, площадь сделали пешеходной. В результате реализации нашего проекта появился своего рода «город в городе», со своими улицами и кварталами. Само здание торгового центра не имеет главного, парадного фасада, так как все его фасадные плоскости обращены к городу и все они для нас одинаково важны.
У площади появился новый масштаб, благоустройство было детально проработано. Интересно, в начале 2000-х гг. о комплексном подходе и благоустройстве городских пространств в Москве еще никто не помышлял. А мы всегда стремились – и продолжаем это делать, – воспринимать город целостно, как единый организм. Прошло время, почти 20 лет. Менялись правила и подходы в организации торговли, торговых центров, рекламы, а наш ТЦ остается по-прежнему актуальным с позиции архитектуры и функционально востребованным.
Структура мастерской
Коллектив бюро более или менее стабилен: три партнера и 7–12 сотрудников. В штате есть секретарь, бухгалтер, IT-специалист. Примерно полтора года назад в составе бюро появился pr-специалист – это веяние нового времени. За весь период существования бюро мы сменили несколько помещений, а с 2009 г. мы снимаем офис на «Красном Октябре».
Профиль деятельности бюро
Мы проектируем широкий спектр объектов, которые актуальны для рынка, экономики. Было время – все строили офисные здания, сегодня это жилье. Мы создаем не просто сооружения, а интересную осмысленную среду, которая формируют разнообразные сценарии жизни. Причем бюро занимается совсем разными проектами – от дверной ручки до зданий аэропортов и градостроительных проектов. Для нас масштаб предмета или объекта не имеет значения в сравнении с тем интересом, который представляет решение конкретной проектной задачи.
В последнее время деятельность бюро получила еще одно направление – редевелопмент, связанный с реконструкцией или переосмыслением бывших промышленных территорий и объектов.
Стиль работы
Творческие идеи мы генерируем совместно, в этом процессе задействованы все. Много времени уделяется и компьютерной графике, что естественно. Кроме того, делаем макеты, что считаем необходимой составляющей нашей работы, потому что через материальность, объемы, выполненные рукой, мысль приходит гораздо быстрее.
Неотъемлемая часть жизни бюро – совместные праздники, ведь наш коллектив – это сообщество единомышленников и друзей (по крайней мере, мы к этому стремимся), и на работе мы проводим большую часть дня.
Работа над проектом
Все начинается с ТЗ и договора на проектирование, которые должны быть безукоризненно грамотно составлены, а завершается – рекламой уже готового объекта. Между двумя этими пунктами, отправным и конечным, происходит проектный процесс, которым дирижирует архитектор. К проектированию также привлекается множество узких специалистов, которые занимаются своими разделами. Обязательно участвуют смежники – технологи, конструкторы, специалисты по ландшафту. Команда собирается под конкретный проект в зависимости от его объема и функциональной специфики. Важно понимать, что в работе над проектом наряду с архитектором, участвуют представители многих отраслей знаний, каждый из которых вносит в проект свою часть смыслового наполнения. Работать в таком разнопрофильном окружении очень интересно.
Профессиональные коммуникации
На фоне цифровизации нашей повседневности, значение коммуникаций в проектной деятельности постоянно возрастает. Жизненно необходимый навык – умение общаться с заказчиком. Важно и участие в профессиональных выставках, внутрикорпоративное общение. Довольно часто к той или иной выставке мы готовим специальные проекты: инсталляции, арт-объекты... Они нам позволяют выразить то, что не удается в процессе реального проектирования. Более того, такие выставочные работы зачастую оказываются источником идей, которые впоследствии можно использовать в профессиональной деятельности.
Большое значение имеют публикации архитектурных проектов в прессе, бумажной или интернет-изданиях, российских и зарубежных. Даже когда готовишь к публикации тот или иной объект ты как архитектор заново его переосмысливает, смотришь на свое творение как бы со стороны, глазами читателя...
Участие в конкурсах
Архитектурные конкурсы бывают разными, служат разным целям и интересам. Бывают конкурсы на конкретные объекты, открытые, закрытые, заказные, на идею... Устраиваются конкурсы как часть промоушн-акции их учредителей.
Для архитектора участие в конкурсе – достаточно затратное мероприятие, требует много времени и труда, вложения интеллектуальных ресурсов и материальных средств. Поэтому прежде чем принять решение об участии в том или ином конкурсе, необходимо понять, с какой целью он проводится и какую цель архитектор перед собой ставит, участвуя в нем, кроме победы разумеется. Но в любом случае, участие в конкурсах – это новые возможности.
Комментарии (0)