К такому выводу пришел президент Ассоциации экспертиз строительных проектов Игорь Горячев в ходе выступления на пленарном заседании IV Всероссийского совещания организаций государственной экспертизы.
В 2018 году в Градостроительный кодекс были внесены изменения, которые в том числе уточняют требования к составу и содержанию проектной документации, порядку организации, проведения и результату государственной экспертизы.
Реализация этих изменений, уверен Игорь Горячев, потребует дополнительных финансовых издержек как для государственных и муниципальных заказчиков, так и учреждений государственной экспертизы. «Постоянное изменение законодательства привело к тому, что все без исключения объекты проектируются в одном правовом поле, строятся в другом, а вводятся в третьем. Проектная документация постоянно корректируется, проводятся дополнительные экспертизы и согласования, выполняются расчеты рисков, готовятся специальные технические условия, в том числе уже на построенных объектах, и все это приводит к увеличению сроков и стоимости строительства вне зависимости от видов объектов и источников их финансирования», - заявил Игорь Горячев. – «Необходимо наложить мораторий на внесение изменений по вопросам проведения инженерных изысканий, подготовки проектной документации, экспертизы, организации и осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, государственного строительного надзора, оформления разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства».
С августа 2018 года к ведению учреждений государственной экспертизы субъектов Российской Федерации отнесены объекты авиационной и железнодорожной инфраструктуры, которые раньше рассматривала Главгосэкспертиза России.
«В итоге учреждения государственной экспертизы субъектов будут вынуждены взять в штат и аттестовать соответствующих специалистов либо привлечь таких специалистов на договорной основе с соблюдением конкурсных процедур, предусмотренных федеральным законодательством» », - сообщил Игорь Горячев.
Принимаемые решения по изменению номенклатуры объектов экспертизы регионального уровня и изменение правил аттестации экспертов, в конечном счете, приведут к тому, что в 2019 году с проблемами отсутствия аттестованных экспертов столкнутся практически все учреждения государственной экспертизы субъектов Российской Федерации. Требования законодательства о проведении закупочных процедур значительно затрудняют или делают невозможным привлечение аттестованных специалистов на договорной основе в регламентируемые сроки проведения экспертизы. «Необходимо предусмотреть механизм привлечения на договорной основе аттестованных экспертов, обеспечивающий исполнение законодательства о закупках и соблюдение сроков проведения экспертизы, либо ликвидировать излишнюю детализацию сфер деятельности экспертов, не согласующихся с количеством и наименованием разделов проектной документации», - считает Игорь Горячев.
Наряду с этим для объектов капитального ремонта, осуществляемого с привлечением средств бюджетной системы, с августа 2018 года установлена обязательность подготовки проектной документации и обязательность проведения государственной экспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства. Однако программы капитального ремонта, сформированные в начале 2018 года, были составлены без учета затрат на подготовку проектной документации и проведение государственной экспертизы. Аналогичная ситуация складывается для объектов капитального ремонта, финансируемых за счет средств организаций, созданных государственными и муниципальными органами исполнительной власти.
«Чтобы устранить эту шероховатость в законе, необходимо ввести переходный период для объектов капитального ремонта, контракты на подготовку документации которых были заключены до принятия рассматриваемых поправок и заканчиваются в 2019 году», - предложил глава Мособлэкспертизы.
По словам спикера, введение федеральных и региональных информационных систем в области градостроительной деятельности не снизило, как предполагалось, а значительно повысило трудоемкость проведения государственной экспертизы. С учетом предоставления ответов на замечания в ходе проведения экспертизы проводится рассмотрение не одного, а от двух до пяти вариантов проектной документации. «Подобная ситуация сложилась в результате отсутствия правил оформления документации в электронной форме и правил внесения изменений в проектную документацию в электронной форме. Действующий ГОСТ Р 21.1101 в редакции 2013 года содержит требования к оформлению документации на бумаге, но по понятным причинам морально устарел и не отвечает современным требованиям», - пояснил Игорь Горячев. - «В результате при снятии замечаний загружаются или переработанные разделы проектной документации, или вся документация. И в том, и в другом случае эксперт вынужден перед загрузкой документации в ЕГРЗ повторно просмотреть разделы проектной документации полностью или положиться на добросовестность проектной организации».
В заключение своего выступления Игорь Горячев поделился опытом ведения ЕГРЗ на примере возглавляемой им организации и высказал ряд предложений по улучшению сложившейся ситуации, в том числе за счет введения так называемого моратория в отношении регулирования экспертной деятельности, и, вместе с тем, направить свои усилия на совершенствование рынка проектных и изыскательских работ. По мнению Игоря Горячева, в первую очередь, необходимо совершенствовать работу производителей продукции проектного дела, а не тех, кто проверяет их работу.
Комментарии (0)