Экспертный контроль качества устройства конструкции дорожных одежд

Проведение экспертного контроля при обследовании строящихся автомобильных дорог и объектов дорожной инфраструктуры заключается в оценке качества выполненных строительно-монтажных работ по устройству асфальтобетонных и бетонных оснований и покрытий требованиям технических регламентов, проектной документации и действующих нормативно-технических документов.

31a67ba220f611575402de39bd8fd411.JPG

Основными задачи проведения экспертного контроля является идентификация контролируемых параметров конструкций и материалов нормируемым требованиям и значениям в объеме выполненных работ. В отличие от приемочного или производственного контроля процедура экспертного контроля оценки соответствия выполняется независимыми специалистами, имеющими цель проверки эффективности ранее выполненного контроля и получение действительного состояния строительных конструкций.

Экспертный контроль качества строящихся автомобильных дорог возможно осуществить только на основании проведенного ранее обследования состояния конструкций, участков конструкций или применных материалов.

Обследование дорожных конструкций проводится, как правило, в четыре связанных между собой этапа:

  1. подготовка к проведению обследования;
  2. предварительное обследование;
  3. инструментальный контроль;
  4. камеральная обработка результатов обследования с оценкой соответствия контролируемых параметров и подготовкой технических отчетов и заключений.

Подготовка к проведению обследования предусматривает изучение проектной и исполнительной документации для контролируемой конструкции (участка конструкции), результатов предыдущих обследований, действующих регламентов с требованиями для выполнения обследования и экспертного контроля. Учитывая объем и доступность готовой конструкции, на подготовительном этапе определяется необходимый объем проведения обследования с применением инструментальных методов контроля.

Предварительное обследование проводится с целью определения степени однородности контролируемых конструкций и получения массива статистических данных исследуемого параметра. На характерных участках, и на участках конструкции имеющих ярко выраженные отклонения от среднестатистических данных результатов предварительного обследования, выполняется детальный контроль с применением инструментальных методов. В результате эксперты выявляют проблемные участки дорожного полотна, которые не соответствуют нормам технических регламентов и проектной документации и определяют вид, объем и границы выявленного нарушения.

ff9a9ec21af2698f3de545431c68129e.jpg

На основании статистических данных обследования и результатов инструментального контроля эксперт выполняет оценку соответствия объекта исследования предъявляемым требованиям.

Оценка качества устройства конструктивных слоев дорожных одежд представляет собой сложную задачу. Вопрос адекватной оценки линейно-протяженного объекта исследования заключается в правильности выбора экспертом критериев оценки контролируемого параметра, необходимого объема проведения обследования, методов инструментального контроля с учетом инструментальной погрешности. При этом необходимо учитывать корреляционную взаимосвязь полученных результатов обследования на отдельном участке конструкции с действительным состоянием объекта исследования. Основным этапом процесса экспертного контроля является определение необходимости применения корректирующих действий, требующих особых аналитических и диагностических навыков эксперта.

Оценка работы специалиста, выполняющего обследование проводится, прежде всего, на основании правильности выборки статистических данных описывающих объект исследования, критериев относимости и достоверности полученных результатов. К сожалению, следует констатировать тот факт, что для проведения экспертной оценки в области дорожного строительства до настоящего времени не разработаны стандарты, критерии оценки и алгоритмы проведения выборочного контроля или обследования. По этой причине каждая экспертная организация вынуждена инициировать внутренние стандарты и методики проведения экспертного контроля, так же следует отметить, что эксперт в области дорожного контроля имеет свой, индивидуальный уровень знаний и опыта, что несомненно влияет на оценку соответствия объекта исследования. Основным в проведении качества экспертизы дорожного объекта является не только базовый уровень подготовки эксперта, но и постоянный внутриорганизационный контроль качества проведения обследований с применением внутренних инструкций и методик организации. В Отделе обследования грунтов и конструктивных слоев дорожных одежд ГБУ «ЦЭИИС» вопросами контроля и качества проведенной экспертизы занимаются ведущие инженеры – эксперты. Все подготовленные экспертные заключения рассматриваются ими на предмет соответствия выполнения внутренних инструкций и методик, анализируются типовые и систематические ошибки, допущенные при проведении экспертных обследований и подготовки отчетной документации.

0d3f5b985ee9b15b2ab5d875fc15b33b.jpg

При проведении обследований нового строительства автомобильных дорог специалистами отдела проводится систематический анализ выявленных нарушений и отклонений контролируемых параметров от требований проектной документации и действующих регламентов, норм и правил.

Всего в отделе выполняется 30 видов испытаний и измерений качества устройства дорожных покрытий и оснований.

При проведении контрольных мероприятий на строящихся объектах дорожной инфраструктуры оцениваются основные технические показатели:

  •  Ровность покрытия (основания) дорожных одежд;
  •  Поперечные уклоны асфальтобетонных и цементобетонных оснований и покрытий;
  • Ширина конструктивных слоев дорожных одежд;
  • Толщина, количество и состав слоев дорожной одежды;
  • Коэффициент уплотнения и водонасыщение асфальтобетона, применяемого в конструктивных слоях дорожной одежды;
  • Фактические значения пределов прочности при сжатии асфальтобетона, применяемого в конструктивных слоях дорожной одежды;
  • Фактические значения коэффициента водостойкости асфальтобетона, применяемого в конструктивных слоях дорожной одежды;
  • Фактические значения зернового состава минеральной части асфальтобетона, применяемого в конструктивных слоях дорожной одежды;
  • Класс бетона по прочности на сжатие конструктивного слоя дорожный одежды;
  • Коэффициент сцепления дорожного покрытия с колесом автомобиля;
  • Качество асфальтобетонной смеси, отобранной при ее укладке;
  • Светотехнические параметры горизонтальной дорожной разметки;
  • Эксплуатационные показатели дорожной разметки;
  • Коэффициент фильтрации песчаного грунта, применяемого в конструкции;
  • Коэффициент уплотнения и плотности грунта в конструкции;
  • Гранулометрический (зерновой) состав песчаного грунта, применяемого в конструкции;
  • Степень пучинистости грунта, применяемого в конструкции;
  • Физико-механические характеристики щебня, смесей песчано-гравийных и щебеночно-гравийно-песчаных, примененных в конструкции;
  • Физические свойства глинистого грунта, применяемого в конструкции;
  • Физико-механические показатели плит бетонных тротуарных;
  • Качество камней сборных бетонных бортовых;
  • Георадарное обследование грунтов.

                           4fd9d91808cf748e06365a615dd2cace.jpg                                                 44c832ee535abef5936fc567c0a79fe2.jpg

 Фотография 1. Предварительное обследование прочности бетона на сжатие бортового камня.

                                                                                                           Фотография 2. Измерение толщины бетонного основания дорожной одежды.


По результатам проведенных экспертных проверок на строящихся дорожных объектах, в период с 2015 по 2018 год специалистами отдела выявлено более 1600 нарушений обязательных требований проектной и нормативной документации.

fcc47caf415115e8f4349e34937d6cc1.jpg

Диаграмма 1. Основные виды нарушений.

Подводя итог необходимо заметить, что безопасность введенных в эксплуатацию автомобильных дорог и объектов дорожной инфраструктуры на прямую зависит от обеспеченности выполнения минимально допустимых требований, предъявляемых к качеству строительных конструкций, изделий и материалов. Экспертный контроль в этом случае выступает как необходимый элемент системы обеспечения эффективной безопасности и долговечности строительных конструкций на объектах дорожной инфраструктуры. Несвоевременное выявление имеющихся нарушений может привести к демонтажу существующих конструкций и негативно повлиять на эксплуатационные характеристики объекта в целом.

Автор: Ведущий инженер – эксперт ГБУ «ЦЭИИС» С.Б. Казаков:

3369bd0988e93639c8e594440e305621.png

Список использованной литературы.

  1. ГОСТ 32731-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля.
  2. ОДМ 218.4.031-2016 Рекомендации по организации и проведению ведомственного контроля (мониторинга) качества при выполнении дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения.
  3. ГОСТ 32755-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ.
  4. ГОСТ 32756-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ.
  5. ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения (с Изменением N 1).
  6. Горелышев Н.В. Технология и организация строительства автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1992. — 551 с. — ISBN: 5-277-01252-4.

               

                                               

Комментарии