Вопрос о количестве проверок при осуществлении государственного строительного надзора несомненно является важным и актуальным, поскольку от этого зависит качество строительства зданий и сооружений. В настоящее время формирование программы проверок происходит на основании ведомственных регламентов.
Однако эти регламенты не дают четкого ответа на вопрос о требуемом количестве проверок на конкретном объекте строительства. При этом существующий регламент проведения проверок целиком ориентирован только на выявление отклонений от проектной и нормативной документации и фактически не направлен на предотвращение возможного появления дефектов при возведении зданий и сооружений, в том числе критических. Таким образом, задача разработки научно обоснованной методики проведения надзорных мероприятий является весьма актуальной.
В данной статье рассмотрена возможность повышения эффективности деятельности органов государственного надзора за счет фокусировки их внимания на критических этапах строительства и снижения излишнего внимания к незначительным аспектам контроля, которые не влияют на безопасность строительного объекта.
С целью оптимизации современного государственного строительного надзора при возведении объектов капитального строительства представляется целесообразным применить так называемый Риск-ориентированный подход, при котором количество проверок определяется с учетом отнесения деятельности застройщика к определенной категории риска либо определенному классу опасности.
Применение этого подхода в ходе государственного строительного надзора на вновь возводимых или реконструируемых зданиях и сооружениях предполагает определение категорий риска или классов опасности. При этом категории по степени риска можно отнести к категории высокого риска, значительного риска и умеренного риска. Указанные категории риска строящихся и реконструируемых объектов устанавливаются исходя из следующих показателей:
- степени тяжести наступления негативных последствий в случае несоблюдения обязательных требований;
- идентификационных признаков объектов капитального строительства в соответствии с положениями нормативного документа
- учета принадлежности объекта, уровень ответственности которого имеет существенное влияние на показатели безопасности;
- функционального назначения объектов капитального строительства, определяемого в соответствии с национальными (федеральными) стандартами и сводами правил.
Необходимо отметить, что сегодня основным форматом государственного строительного надзора являются проверки соответствия, количество которых устанавливается в зависимости от категории риска, а именно:
- для категории высокого риска до 12 проверок;
- для категории значительного риска до 10 проверок;
- для категории умеренного риска до 7 проверок.
Формирование программы проверок, учитывающей распределение проверок в процессе строительно-монтажных работ на объекте, производится руководителем территориального управления надзорного органа. При этом программа проверок нового объекта разрабатывается фактически только исходя из опыта контроля аналогичных объектов. Данный подход не может считаться научно обоснованным, поскольку не учитывает ряд существенных особенностей, а именно объемно-планировочных решений, этапов строительства, природно-климатических особенностей.
Резюмируя сказанное, можно констатировать, что в настоящее время отсутствует системный подход к обоснованию количества проверок соответствия как основного формата мероприятий при осуществлении государственного строительного надзора.
При использовании предлагаемого подхода в государственном строительном надзоре необходимо прежде всего произвести оценку рисков организационно-технологической надежности строительного производства. Для этого нужно провести системный анализ и ответить на следующие вопросы:
- какие неблагоприятные факторы необходимо учесть;
- насколько тяжких последствий следует ожидать;
- какова вероятность проявления негативных последствий.
По итогам анализа организационно-технологической надежности строительного производства могут быть определены параметры рисков, на которые необходимо опираться, вырабатывая решения по предотвращению этих рисков или по уменьшению вероятности их появления. При этом необходимо учитывать, что риски могут иметь как количественные, так и качественные параметры. Нужно понимать, что дефекты и повреждения, не отнесенные к категориям критических и значительных, не воздействуют ощутимо на параметры несущей способности конструкций и не формируют прямых рисков и опасностей для нормальной эксплуатации отдельных конструктивных элементов.
Подразумевается, что для устранения малозначительных дефектов требуется только проведение предупредительных и профилактических надзорных мероприятий (наблюдения, ремонты, уборка, очистка). Вместе с тем недостаточный учет рассматриваемой категории дефектов (некритических и незначительных) при их большом количестве вполне способен привести к снижению качества строительной продукции в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение риск-ориентированного подхода позволяет рационально планировать распределение ресурсов Строительного надзора с целью предотвращения возможного вреда для охраняемых законом ценностей. Это также позволяет уменьшить административные барьеры и нежелательные последствия, которые могут возникать вследствие нарушения установленных требований при выполнении строительства или реконструкции зданий и сооружений.
Использование риск-ориентированного подхода позволяет говорить о планировании таких показателей как:
- сокращение смертельных случаев и травматизма на производстве;
- сокращение уровня материального ущерба на объектах строительства;
- снижение административного влияния на сферу бизнеса;
- повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности;
- доля видов контроля, осуществляемых в автоматизированных форматах с использованием ресурсов интернет-системы;
- оптимизация численности сотрудников контрольно-надзорных органов;
- снижение уровня коррупции.
Пример применения риск-ориентированного подхода при определении количества проверок контроля качества строительства
Строительство жилого дома со встроенно-пристроенной подземной автостоянкой. Застройщик – АО «Холдинговая компания».
В примере рассмотрен процесс расчета проверок на различных этапах строительства и определено количество проверок, которые необходимо осуществить инспектору государственного строительного надзора на различных этапах строительного производства. За основу расчета принимаются сведения о прогнозируемом количестве критических дефектов, возникающих на конкретном этапе строительства, представленные на рисунках 1-4.
Рис. 1. Количество критических дефектов на этапе земляных работ
Рис.2. Количество критических дефектов на этапе устройства фундамента
Рис.3. Количество критических дефектов на этапе устройство надземной части монолитных конструкций
Рис.4. Количество критических дефектов на этапе устройства внутренних инженерных коммуникаций
Этап земляных работ. Из графика на рисунке 1 видно, что наибольшее количество критических дефектов может возникнуть на 9–10 и на 16–18 дни. Это указывает на целесообразность выполнения двух проверок именно в эти периоды.
Этап устройства фундамента. Из графика на рисунке 2 видно, что наибольшее количество критических дефектов может произойти на 6-й день. Это указывает на целесообразность выполнения только одной проверки.
Этап устройства надземной части монолитных конструкций. Из графика на рисунке 3 видно, что наибольшее количество критических дефектов проявляется на 25-й день, что указывает на целесообразность выполнения только одной проверки.
Этап устройства внутренних инженерных коммуникаций. Из графика на рисунке 4 видно, что наибольшее количество критических дефектов проявляется на 4-й день. Это указывает на целесообразность выполнения одной проверки.
Таким образом применение риск-ориентированного подхода позволяет дифференцировать количество проверок на каждом из этапов строительства и позволяет значительно сократить проведение необоснованных и малоэффективных проверок.
Статью подготовили:
Руководитель органа инспекции А.Я. Токарский
Специалист по кодированию образцов Органа инспекции З.Р. Якубова
Комментарии (0)