Псковские усадьбы: как вернуть к жизни уникальные памятники ландшафтной архитектуры

Псковская земля овеяна былями и легендами нашего прошлого. Она богата неброской красотой своих лесов и лугов над речными берегами, знаменита каменными стенами и башнями крепостей и пушкинскими местами. Михайловское, Тригорское навсегда связаны с именем поэта – и здесь же, на Псковщине, расположены имения Римских-Корсаковых, Львовых, музей-усадьба Мусоргского, владения, принадлежавшие князю Потемкину, Голенищевым-Кутузовым, Строгановым. В старых дворянских имениях порой не только сам господский дом, но и приусадебный парк, для устройства которого хозяева приглашали известных ландшафтных архитекторов из Европы, является подлинным шедевром и относится к объектам культурного наследия.

588855a4d8b92b2d4fa2dd31a22223a3.JPG

Усадьба Ореховно

В ходе революционных событий и во время оккупации помещичьи имения сильно пострадали. Тем не менее, используемые в советское время под школы, интернаты, клубы, больницы, санатории и пр., брошенные в 1990-х на произвол судьбы, они начали интенсивно разрушаться. Из множества псковских усадеб лишь малая часть находятся в удовлетворительном состоянии и могут распахнуть свои ворота перед любознательными туристами. Восстановление усадеб с последующим их использованием в качестве музеев или зон отдыха теоретически возможно, особенно если они находятся вблизи областного или районных центров, поблизости от других знаковых мест или оживленных трасс. Значительно сложнее с объектами, расположенными в глуши – но и к ним можно прокладывать туристические маршруты и тропы. К сожалению, времени для их спасения остается мало – памятники прошлого гибнут на глазах.

О путях решении проблемы сохранения этих незаслуженно забытых памятников старины размышляет Оксана Шевченко, член Общественного совета при Государственном комитете Псковской области по охране объектов культурного наследия.

- В отсутствии достаточных средств на полное восстановление усадебных ансамблей необходимо обеспечить срочную консервацию руинированных зданий. Да, многие псковские усадьбы сегодня либо утрачены, либо доведены до такого состояния, что их восстановление представляется более чем затруднительным. Это Крулихино, Пашкино, Ладино, Гораи, Глубокое, Красные горки. Но, как правило, парк, разбитый двести лет назад вокруг усадьбы, полностью или частично сохранился. И спасение усадьбы, если уж нет средств на восстановление зданий, можно начать с восстановления парка. Возрожденные по всем правилам садово-паркового искусства 18-19 вв. эти жемчужины ландшафтной архитектуры привлекут внимание туристов, в том числе и любителей, и специалистов в этой области. В 1996 г. решением Псковского областного Собрания депутатов усадебные парки в деревнях Высокое, Глубокое, Матюшкино, Петровская мыза, Соколово, уже упомянутых Крулихино, Пашкино, были объявлены памятниками садово-паркового искусства.

301728890afafa0371676c73b646d8ea.jpg

Усадьба Крулихино

В Гораях переплелись судьбы известных дворянских родов России – Корсаковых, Коновницыных, Лореров, Розенов и даже декабриста М. Нарышкина и его супруги, последовавшей за ним в ссылку и вернувшейся с мужем оттуда. Усадьба, ставшая знаменитой на всю округу, строилась по распоряжению героя войн с Наполеоном и Русско-шведской войны 1808-1809 гг. А. И. Лорера. Несохранившийся главный дом возводил, как не без оснований, предполагают, известный питерский архитектор Ж.Ф. Тома де Томон, взявший за образец дворец в Павловске, построенный Ч. Камероном несколько раньше. Дореволюционные фотографии донесли до нас его общий вид: выступающая, более высокая центральная часть с шестиколонным портиком, увенчанная башенкой со шпилем, такие же прямоугольные правое и левое крылья с трехчастными оконными переплетами под декоративными фронтонами и классическая балюстрада, ограждающая открытую площадку на крыше.

Здание обрамляла живая изгородь; от цветочного партера, устроенного на вершине холма, вели вниз трехъярусные террасы, вдоль которых высадили заказанные в Италии карликовые липы. Прямоугольный же усадебный парк, разбитый в «итальянском» стиле (здесь все взаимосвязано и подчинено этому стилю: мрамор террас, карликовые липы, пруд в центре, выложенный по дну известковыми плитами) окружал земляной вал, на котором рядами росли дубы и липы, и аллеи деревьев подчеркивали регулярность планировки. Кроме лип и дубов в насаждениях парка присутствует сибирская кедровая сосна, а вокруг него – сады плодовых деревьев. По свидетельству очевидцев, в парке располагалась оранжерея под стеклянным куполом. От усадебных построек осталось несколько хозяйственных зданий, сложенных методом валунной кладки – ее образцы, кроме Гораев, можно встретить в усадьбах Быстрецово, Глубокое, Крулихино и в г. Опочке – и парк, в 1976 г. взятый под охрану государством как природный памятник. В начале XXI века состояние этого памятника было весьма далеко от удовлетворительного: утрачены цветочный партер и спланированная некогда сеть дорожек и троп, а сама территория частично застроена жилыми домами.

c7d1e6ea44f7153857afb6e3616c8dc8.jpg

Усадьба Гораи

Такой парк создавался как райский уголок, куда приходили насладиться созерцанием красоты природы, отдохнуть физически и эмоционально. Ландшафтные архитекторы того времени продумывали его устройство, структуру, состав зеленых насаждений детально. Подходить к воссозданию парковой зоны необходимо на основе архивных документов, культурно-исторических особенностей 19 века. Этим должны заниматься специалисты соответствующего профиля со знанием соответствующих же методов, технологий и теоретической базы.

А что сейчас происходит в Гораях? Восстановление парка идет, на мой взгляд, непрофессионально. Отсутствует концепция и планировка ландшафта паркового пространства. Кроме ярко обозначенных старых лип и дубов вырезаются многие другие деревья, кустарники. Новых насаждений нет. Не учитываются эстетические закономерности: пропорциональность, ритм, масштаб, контраст. Происходит грубая расчистка территории. Почему же в то время, как владельцы частных домов, коттеджей и вилл обращаются за помощью к ландшафтным дизайнерам, на уровне государственном это происходит столь примитивно?

За положительным примером далеко ходить не надо. Уроженец Псковщины, ландшафтный архитектор с мировым именем Александр Гривко, выкупил на своей родине, близ деревни Ореховно, 500 соток земли, на которой по всем канонам садово-паркового искусства, устроил великолепный парковый ансамбль, умело использовав элементы английского пейзажного, итальянского и французского регулярных стилей, разделяя эти зоны композициями различных растений, закупленных за рубежом. В этот сад непрерывного (за исключением снежных месяцев) цветения открыт доступ всем желающим, сюда заказывают экскурсии. На сегодня это единственный, что официально подтверждено, европейский сад в нашей стране, при том, что на другом берегу реки устроен сад в русском усадебном стиле. Рукотворное чудо природы украшают усадебный дом в нормандском стиле, классические скульптуры, изящные скамейки и грот, напоминающий фасад французского храма. Причудливо подстриженные кустарники, беседки, образованные арками декоративных деревьев, альпийские горки и многоцветье с преобладанием зеленых тонов радуют глаз. Вот так надо восстанавливать дворянские парки, с привлечением историков, дизайнеров, искусствоведов, с применением новейших технологий и материалов.

537c9f5cfcbe05013f148d78e4c896c6.jpg

Усадьба Гораи

4d20c19638051c473d19fa9141c1c6b2.JPG

Усадьба Ореховно

56a127a7032c0ee1b31ab9c6efa48e8c.JPG

Усадьба Ореховно

574b62e2f84bead5998ca1c64036e8d3.JPG

Усадьба Ореховно

715cbae867b526fb2aa85088334eedb6.JPG

Усадьба Ореховно

d67f1b282ab88e363a7dc058d69d4690.JPG

Усадьба Ореховно

e9197dc7a88d60a32a11b3e4e5d4db6d.JPG

Усадьба Ореховно

Использованы фото Оксаны Шевченко и Андрея Степанова

Комментарии