Авторы: архитекторы Вера и Алексей Лобановы
Кенигсбергский романтический сюрреалист Эрнст Теодор Амадей Гофман в «Повелителе блох» упоминает Самарканд такой фразой: «...А гений Тетель взял на руки прекрасную принцессу, спящую смертным сном, и воспарил вместе с ней высоко в небо, направляясь в САМАРКАНД». Немецкие принцессы двести лет назад были капризны и разборчивы и не в каждый город с такой принцессой можно и не зазорно было отправиться. А в Самарканд — можно и не зазорно.
Попасть в такой многообещающий город лестно каждому, вот мы туда и отправились. Очень хотелось проверить — был ли прав великий прусский сказочник, в Самарканде, кстати, не бывавший. Забегая вперед, скажу: он был прав.
Переживание пространства - одно из самых сильных переживаний человека, особенно если он подготовлен к этому курсом истории архитектуры. Переживание пространства городской среды Самарканда для нас началось очень ранним утром 2 марта, как только нас высадили из такси на заднем дворе отеля «Биби-Ханум». Над нами нависал грандиозный четверик одноименной соборной мечети, черное бездонное небо с яркими звездами и опрокинутым месяцем начинало светлеть, истошно кричали местные дрозды, пахло цветами, весной и ожиданием чуда. И это чудо явилось, когда мы раздвинули шторы окна своего номера: перекрывая все небо, перед нами громоздился колоссальный барабан мечети, покрытый куфической вязью. И это первое впечатление от города так и осталось самым ярким.
Самарканд — один из древнейших городов мира, основанный в 8 веке до рождества Христова. А самая древняя его часть — это городище Афросиаб. Собственно, это и был протоСамарканд и назывался он — Мараканда. Нашествие Чингисхана фактически полностью уничтожило древний город, на территории которого с тех пор никто и не жил. Сохранилось только раннесредневековое кладбище — знаменитое Шах-и Зинда. Сейчас Афросиаб — археологический заповедник с культурным слоем в 20 метров и чрезмерной энергетикой, отчасти напоминающий городище Старая Рязань. А Шах-и Зинда — это ансамбль мавзолеев, сложившийся в основном с 11 по 15 века. Буквально Шах-и Зинда переводится как «живой царь» и отсылает к легенде про двоюродного брата пророка Мухаммеда, который вроде бы присутствует в некой ипостаси в этом месте до сих пор.
Фото 1. Археологический заповедник «Афросиаб»
Фото 2. Ансамбль мавзолеев «Шах-и Зинда»
Итак, древний Самарканд был почти полностью разрушен войсками Чингисхана и на старом месте уже не возродился. А возродился к северу от Афросиаба в 14 веке усилиями Тамерлана (он же — Амир Темур) и стал столицей империи Тимуридов. Подавляющее большинство существующих ныне архитектурных шедевров были построены именно в эпоху Тамерлана и Тимуридов, и самый яркий среди них — Регистан.
«Регистан» переводится как «место, покрытое песком». Вообще-то в городах Среднего Востока главные площади называли Регистаном повсеместно. Но самаркандский Регистан — самый известный среди них благодаря ансамблю из 3 медресе: Улугбека, Шердор и Тилля-Кари. А медресе — это одновременно средняя общеобразовательная школа и мусульманская духовная семинария.
Фото 3,4. Самаркандский Регистан
Следующий за Регистаном по популярности комплекс - мавзолей Гур-Эмир. Этот мавзолей самого Тамерлана, его наставника и некоторых Тимуридов в свое время послужил прообразом другому мавзолею — Тадж-Махалу в Агре. Прах Тамерлана покоился под надгробием из трофейного темно-зеленого нефрита до вскрытия могилы в 1941 году. В соответствии с местной легендой, в результате вскрытия «дух Тамерлана» обрел свободу и, как результат, через три дня Германия напала на Советский Союз. Такая вот история...
Фото 5. Мавзолей Гур-Эмир
Мечеть Биби-Ханум — грандиозная соборная мечеть, самая большая в Средней Азии, была заложена Тамерланом после победоносного похода на Дели. В конструкции и оформлении мечети было использовано все лучшее, что было достигнуто мастерами-строителями к началу 15 века. Но инженерные расчеты того времени не поспевали за фантазией архитекторов, купол и минареты довольно быстро стали разрушаться и к 19 веку превратились в руины. Современный вид комплекса — результат многолетней реставрации.
Фото 6. Мечеть Биби-Ханум
Надо сказать, что только перечень достопримечательностей Самарканда займет не меньше страницы текста, да мы и не ставили перед собой задачи создать еще один гид по городу. А хотели только попытаться донести до снисходительного читателя уникальное очарование города, который несомненно входит в список обязательных для посещения мест для каждого, кто имеет отношение к архитектурной профессии.
Комментарии (0)