Спасение архитектурного шедевра в Рыбинске: образцовая модель взаимодействия активистов и власти

В начале сентября эксперты Агентства стратегических инициатив вместе с представителями Департамента туризма Ярославской области и городской администрации посетили один из городских объектов культурного наследия – Биржевую больницу судорабочих в городе Рыбинске, называемую также Больницей водников.

a10c7901191cad4bdaf277aa5d1f86ba.jpg

Этот памятник представляет собой комплекс деревянных (кроме одного) зданий, возведенных в конце XIX века на средства, собранные биржевым комитетом города, превращавшегося в навигацию в бурлацкую столицу России. В этот период численность населения Рыбинска за счет прибывавших на сезонные заработки тружеников реки, в первую очередь, бурлаков, возрастала с 10 до 130 тысяч человек. Бурлаки жили где придется, ночевали на берегах реки и, занимаясь тяжелейшим трудом, не взирая на погодные условия, остро нуждались в медицинской помощи.

fded5fac119e4412353b3747b7689440.jpg

326244eb5ea2306f23c8d4983745e1e3.jpg

Первым откликнулся на призыв о помощи рыбинский купец Анемподист Фролов. Он пожертвовал под возведение больницы принадлежавший ему земельный участок, выделил строевой лес и 1500 рублей. Жертвовали и купцы, и сердобольные и набожные горожане. Три основных здания больницы возведены по проекту ярославского архитектора Н. И. Поздеева, известного по таким архитектурным шедеврам, как особняк Игумнова на Якиманке в Москве, Сретенской церкви и часовне Александра Невского в Ярославле. Двухэтажные корпуса строились в «русском стиле»; отсюда торжественный и нарядный фасад административного корпуса, служившего приемным покоем. Рядом с больничными зданиями появилась небольшая рубленая часовня, жилой дом для персонала, холерный барак, ледник, баня, кухня и другие хозяйственные постройки.

В больнице работали опытные доктора, в течение навигации принимавшие и лечившие страждущих бесплатно. С прекращением бурлацкого промысла и началом эры пароходов больница не прекращала оказывать водникам медицинскую помощь. Она продолжала работать и после революции, в Великую Отечественную и позже, оставаясь на балансе расположенной в г. Горьком (Нижнем Новгороде) судоходной компании. Потом, когда больничные корпуса опустели, здания на Бурлацкой улице, признанные объектом культурного наследия находились под охраной до передачи всего больничного комплекса в ведение территориального управления Росимущества.

В далеких от Рыбинска кабинетах про больницу забыли, чем не преминули воспользоваться вандалы, сорвавшие с крыш не охраняемых уже зданий кровельное железо и побившие стекла в окнах с красивыми наличниками. Началось стремительное разрушение деревянных несущих конструкций зданий.

Рыбинский художник Анатолий Чуль стал первым защитником этого архитектурного шедевра. Страстные призывы художника деятельно поддержали директор частного музея фортепиано, реставратор клавишных музыкальных инструментов Алексей Ставицкий и его «правая рука» Кирилл Егоров. Было принято решение укрывать деревянные здания от осадков, используя рекламные баннеры. На первый субботник, объявленный в Интернете, собралось пять десятков человек. Защитники старой больницы – а это были студенты, врачи, художники, библиотекари, предприниматели, короче, представители самых разных профессий – не только закрепляли на крышах тенты, но также косили траву и убирали мусор.

e89c259ec61b07c3e1584d2f418df048.jpg

5c5229b8fb6812caf28f1bb7886be632.jpg

Активных рыбинцев услышали в мэрии, сначала – выделив контейнеры для сбора мусора, а потом – добившись перевода Больницы водников в муниципальную собственность. Глава городской администрации Денис Добряков заявил, что терять уникальный памятник – роскошь непозволительная, и город намерен его сохранить. Примечательно, что дружное взаимодействие рыбинских активистов и представителей власти эксперты Агентства стратегических инициатив отметили как один из лучших примеров для всей страны, и эту модель сотрудничества будут предлагать для работы в других российских регионах. Ответственные гости одобрили работу, проведенную добровольцами и дали им полезные рекомендации, в том числе посоветовав участвовать в конкурсе на соискание президентского гранта.

401cad4b5a268bfa3a36a2bb9acd4a85.jpg

bd3cf1d68705e8adf3edea3841644b68.jpg

Когда запасы укрывного материала иссякли, Алексей Ставицкий и его соратники объявили сбор средств, опубликовав на специально созданной странице «Бурлацкая больница. Деревянный Рыбинск» реквизиты банковской карты Кирилла Егорова 4817 7602 1362 7023. Рыбинцам помогают и словом, и делом участники ярославской группы «Спасаем храмы» Андрея Козинцева и сторонники защиты историко-культурного наследия из других городов.

8793f15f449c625591c802eb7c684cc2.jpg

Субботники продолжались, и на сегодняшний день их состоялось уже полтора десятка. Они по-своему уникальны. По инициативе Алексея Ставицкого одновременно с ними на площадке перед административным корпусом проводятся благотворительные концерты. Музей фортепиано предоставляет для этого коллекционные рояли конца XIX века (т.е. ровесники архитектурного памятника) и приглашает известных исполнителей. Первыми в июле этого года здесь выступали московские музыканты Екатерина Державина и Юрий Мартынов (фортепиано), Алексей Лундин (скрипка), Яна Иванилова (сопрано), на другом субботнике – москвичи Анастасия Орлова и Анастасия Довгань, рыбинец Александр Герасев, Марина Пятерикова из Пошехонья. Белорусская пианистка Ольга Шумская играла Скарлатти и Шостаковича, не обращая внимания на моросящий дождь. Скрипач Владимир Спектор приехал из Москвы на грузовике Музея фортепиано и в паре с рыбинской пианисткой Натальей Давыдовой, севшей за старинный, 1881 года, «Бехштейн», одарил собравшимся зрителей чарующими звуками произведений Генделя, Моцарта и Венявского.

1406567cf6e3815871d29e5f9f6260a8.jpg

4df12c75a685ebf48e7312fc5cfb8f8b.jpg

Студентки Московского архитектурного института Екатерина Дахина и Анастасия Кукарина выбрали темой своей дипломной работы проект реставрации «Ансамбля биржевой больницы судорабочих». Девушки регулярно приезжают в Рыбинск, изучают объект, проводят необходимые обследования и обмеры. Элементы декора, характерные для русского стиля, планируют воссоздавать по старинным фотографиям. В помощь девушкам рыбинцы обратились к горожанам с просьбой помочь с фотоматериалами, если у кого что-то сохранилось.

- Нехватка средств – не единственная проблема, - говорит Алексей Ставицкий. – С работниками по деревянным конструкциям, особенно историческим, совсем плохо. Современным строителям проще сломать, а потом выстроить новодел, и не потому что дешевле, а потому что – не умеют. Потому многие и не хотят слышать об историческом восстановлении в дереве. Настоящих умельцев в России по пальцам пересчитать можно…

cf3b6aa803672d5d606bcaba4a30b300.jpg

Дело, как считает Ставицкий, сдвинулось, но не разогналось. Но все же сдвинулось. Укрыты несколько корпусов, а у заросшей зеленым ковром часовни состоялся первый молебен. В Интернете опубликован проект, предлагающий превратить восстановленную Больницу водников на Бурлацкой улице в крупный городской туристический и культурный центр: в зданиях открыть гостиницу, клубы, театральную и кинематографическую студии, школу ремесел, в расчищенном парке устроить детский городок с играми и аттракционами, а соединив переходом комплекс с берегом реки, организовать там современный пляж со спортивными площадками.

Благородный порыв защитников рыбинской больницы водников не должен раствориться в вакууме равнодушия. Возможно, среди специалистов строительной отрасли найдутся те, кто может помочь в сохранении архитектурного памятника – и не только средствами, но и знаниями, опытом, умелыми руками.

Использованы фото Владимира Фролова

Комментарии