Осуществленная мечта – НАО «Инвестиционный строительный технопарк Казбек»

Осуществленная мечта председателя Госстроя СССР Баталина Ю.П. в современном исполнении проекта НАО «Инвестиционный строительный технопарк Казбек»

4bb99fc98b7a4b86ca4b87615f09f5c6.jpg

Уже никто не поверит в то, что генеральный секретарь КПСС М.С. Горбачёв был близок к разрешению многолетней жилищной проблемы СССР, ибо на очередном 27 съезде партии в феврале 1986 года он заявил: «Социальная значимость и острота жилищной проблемы предопределяют и серьезность нашего отношения к ней. Обеспечить к 2000 году каждую семью отдельной квартирой или домом – задача сама по себе огромная, но посильная».

Технологические планы Госстроя СССР в 12-ой пятилетке.

Хотя и выражался генеральный секретарь в своей обычной косноязычной манере, но в Госстрое – в то непростое время «ускорений» и нестандартных решений не «по классической схеме», был крайне нужен для СССР был именно человек талантливый, с характером, знаниями и опытом практической деятельности замечательного инженера-строителя Баталина Юрия Петровича.

Подробно о Ю.П. Баталине в статьях автора:

  1. «Юрий Баталин – автор и синтезатор альтернативного проекта экономической модернизации СССР»Строительный эксперт,от 30 октября 2020
  2. «Вот так надо получать Ленинскую премию» Строительный эксперт, от 15 декабря 2020.

И Юрий Петрович прекрасно справлялся со своими обязанностями, ибо в течение 2-х месяцев Госкомстрой представил в ЦК КПСС обоснованный технологически план жилищной политики на 12-ю пятилетку.

В тезисном изложении он (т.е. технологический план) опирался на следующие опорные пункты:

  1. В прошедшей пятилетке значительно увеличились масштабы жилищного строительства. Стройка СССР в 1985 году дала населению более 120 миллионов метров квадратных жилья. Это дало возможность улучшить жилищные условия 7,1 миллионов человек и исходя из статистической численности семьи в 3,5 человек – 2 100 000 семьям. При этом имелся более чем 2-х кратный резерв по домостроительным комбинатам (ДСК).
  2. Необходимо всемерно поощрять строительство кооперативного и индивидуального жилья. Здесь кроются большие резервы расширения жилищного строительства.
  3. Правильно поступают и там, где поддерживают возведение молодежных комплексов. Заинтересованность и энергия молодых могут сделать очень многое и в этом плане.
  4. Заслуживают внимания предложения о том, чтобы внести справедливые изменения в систему оплаты жилья, тесно увязав ее с размерами и качеством всей занимаемой площади.
  5. Много нареканий вызывает низкое качество жилищного строительства. В этой связи необходимо разработать меры, которые стимулировали бы его существенное повышение, а также улучшение планировки, благоустройства, архитектуры городов и сел.

Технологические планы Госкомстроя входят в противоречия с политическими амбициями советского руководства

Все технологические расчеты Юрия Баталина не путали политические планы Горбачева, иже с ним, пока не касались внешнеэкономической деятельности Госстроя и затрагивали такой деликатной сферы как финансовые интересы.

Как только Горбачев лишь только намекнул политическому руководству ФРГ и Президенту США Рейгену о том, что Советский Союз собирается выводить Группу советских войск в Германии, то сразу поступила масса предложений как можно быстрее это осуществить.

Естественно, за весьма и весьма ощутимую обеспечивающее достойных выход войск, стоимость отстающего казарменного и жилого фонда, а также естественно комфортные условия проживания военнослужащих и гражданских специалистов на Родине.

Госстрой сразу ухватился за этот вариант на приемлемых и привычных немцах условиях – мы вам поставляем индустриальные объекты для малоэтажного строительства и передовые технологии их возведения, а вы по мере готовности объектов выводите войска из Германии.

Кроме того в знак помощи предлагалось бесплатно поставить СССР выше перечисленные объекты малоэтажного строительства.

Но Баталин, как талантливый инженер умел производить все арифметические действия, и предпочтительно прибавлять и умножать государственные деньги. Противостоящие ему около политические силы умели действовать двумя правилами – отымать и в лучшем случае делить. Посему потребовали перечислить все деньги на счета Минфина сейчас и немедленно.

Баталина из правительства изгнали, а деньги до обустройства войск так и не дошли.

Цели и задачи инвестиционного комплекса НАО «ИСТ КАЗБЕК»

Основной целью инвестиционного проекта является создание в Шалинском районе Чеченской Республики комплекса производства строительных материалов для возведения жилых и общественных зданий по инновационным для российского рынка технологиям, с применением оборудования немецких компаний.

Проект направлен на развитие строительной отрасли и содействие развитию малоэтажного домостроения в Чеченской Республике и других районах России.

В структуре прямых материальных затрат на производство единицы продукции (без учета энергии) доля местного сырья составит порядка 90%. Таким образом, реализация проекта станет первым шагом на пути рационального использования строительного сырья республики в промышленных масштабах.

Те которые осуществляли, осуществляют и будут осуществлять данный проект видимо даже и не помышляли о том, что он рождался на столе у заместителя Председателя Правительства Советского Союза Председателя Государственного Комитета по строительству.

О рациональном использования местного строительного сырья инновационных строительных проектах от НАО «ИСТ КАЗБЕК»

Есть всего несколько непременных правил развития строительства и самое важное состоит в том, что они повторяются циклично, комплексно и массово.

Руководитель НАО «ИСТ Казбек» Байсулаев Асвад Адуевич – инженер и финансист до мозга костей, имеющий непререкаемый авторитет у подчиненных. 

О Асваде Адуевиче, нужно писать отдельную статью. Потому что его жизненный путь – это целая эпопея, которую с интересом узнал бы уважаемый читатель.

Предполагается выпуск следующих видов строительных материалов: газобетонные блоки и плиты, строительная известь, сухие строительные смеси, фиброцементные плиты.

Большая часть используемого сырья будет исключительно местного производства.

Производственная площадка расположена вблизи цементного завода ГУП «Чеченцемент»; в радиусе 19 км от площадки располагаются карьеры песка и известняка.

Гипсовый карьер расположен на расстоянии 87 км от производственной площадки.

Важно отметить, что оборудование для производства будущей продукции, отбиралось с учетом пригодности для качественной переработки местного сырья. С этой целью были проведены лабораторные анализы известняка, кварцевого песка и гипсового камня в ведущих лабораториях гг. Москва, Сант-Петербурга и в Германии, Швейцарии.

Лабораторные испытание сырья из Аргунской ущелье Чеченской Республики показало высокое качество сырья. По результатам проверки на соответствие сырья, было подобрано и приобретено оборудование из Германии и Северной Ирландии.

Проектная мощность предприятия составит:

  • Газобетонные блоки – 217,4 тыс. куб. м. в год;
  • Газобетонные плиты – 77,0 тыс. куб.м. в год;
  • Фиброцементные плиты – 2 804 тыс. кв.м. в год;
  • Сухие строительные смеси – 74,1 тыс. тонн в год;
  • Известь – 32,4 тыс. тонн в год;

На данной базе можно будет смонтировать около 200, 0 тысяч кв.м жилья для Чеченской Республики и других объектов строительства в год.

9b2a23623baa4444ca783a32a31483cf.jpg

На предприятие будет предоставлены рабочие места более чем 1000 человек.

«ИСТ Казбек» будет первым инновационным технопарком, расположенным на территории Чеченской Республики. Созданный при поддержке Главы Чеченской Республики, Героя России Рамзана Ахматовича Кадырова и Внешэкономбанка данный проект вдохнул жизнь в строительную отрасль республики, по мере возможности решает проблему трудоустройства, очень актуальную на северном Кавказе.

Формат инновационного технопарка выбран в целях привлечения в строительную отрасль Чеченской Республики новейших технологий отечественной и зарубежной разработки.

Основные организационные выводы

С точки зрения строительного сообщества развитие стройки зависит не только от наличия площадок под застройку. Резкое повышение темпов строительства возможно только при обеспечении его адекватным наращиванием темпов производства строительных материалов.

Техническая политика жилищного строительства должна быть направлена:

  • на стимулирование применения высококачественных современных строительных технологий;
  • использование прогрессивных строительных материалов и конструкций в жилищном строительстве с ориентацией на применение энерго- и ресурсосберегающих экологически чистых материалов;
  • выпуск товарной продукции в виде готовых комплектов индивидуальных жилых домов с целью снижения стоимости строительства.

Однако до 70-80 процентов производственных мощностей действующих предприятий изношены, применяемые технологии устарели, крайне высоки материальные и энегозатраты.

Сегодня 60 процентов предприятий по производству стройматериалов сосредоточено в европейской части России, поэтому их поставки в регионы Сибири и Дальнего Востока ведут к значительному удорожанию себестоимости строительства.

Чтобы правильно и оптимально разместить производственную базу стройиндустрии требуется четкая детальная программа жилищного строительства, опирающаяся на реальные потребности в конкретных типах жилья в субьектах Российской Федерации.

Тяжкий воз реформирования жилищной сферы России до настоящего времени двигался медленно и понуро, ибо жилищный вопрос стал популярным объектом политических спекуляций, а насущная проблема перехода объектов недвижимости, – т.е. земли и жилья к эффективным пользователям из-за отсутствия надлежащей законодательной базы практически неразрешима.

И власть придержавшие, и политические партии вкупе с общественными движениями «до поры до времени» индифферентно наблюдали за сим социальным безобразием.

К внешним напастям супостатов и внутренним нестроениям системного кризиса государства российского «вдруг откуда не возьмись» появилась смертельная угроза пандемии короновируса COVID-19.

Всем сразу стало очевидным и понятным, что наше жилищное и земельное законодательство как руководство к практическому действию никуда не годится, что государственное регулирование жилищной сферы проводится не в интересах пользователей жилья, что должностные лица органов исполнительной и местной власти рассматривают жилищную сфера не более чем как источник личного обогащения посредством «административной ренты», а жильцы многоквартирных жилых домов (МКД) в панике из-за реальной угрозы подхватить заразу короновируса в лифте.

Ситуация в стране сложилась крайне тревожная и в пору было опубликовывать манифест типа «Социалистическое отечество в опасности».

Президент России поручил правительству проработать вопрос об отнесении строительной отрасли к наиболее пострадавшим от COVID-19, чтобы обеспечить федеральную поддержку в регионах, где было принято решение приостановить строительные работы.

Но глава государства поставил и задачу, которую Рамзан Ахматович с опережением осуществляет,  для примера другим регионам России – строительство должно сохранить статус локомотива, драйвера экономики даже в условиях пандемии. А для этого необходимо в экстренном порядке провести коренную корректировку государственной жилищной политики и разработать реальную стратегию развития строительного комплекса и жилой сферы страны до 2030 года.

Минстрой России, стремясь минимизировать влияние кризисных явлений на строительную отрасль страны, бросил на выполнение настоящей задачи лучшие кадры профессионального строительного сообщества.

Альтернативные варианты на суд профессионального строительного сообщества представили: Российский Союз строителей и Торгово-промышленная палата, НОСТРОЙ и НОПРИЗ, а также многочисленные предложения поступили от регионов России.

Полагаем, что руководство «ИСТ КАЗБЕК» то же внесет свою лепту на фоне реформирования вышеуказанных документов.

Сергей Санников
Борис Скупов

Комментарии