Нормируемым параметром звукоизоляции наружных ограждающих конструкций является звукоизоляция RАтран, которая определяется на основании частотной характеристики изоляции воздушного шума испытанной конструкции (окна, стены) с помощью сопоставления этой частотной характеристики с эталонным спектром шума потока городского транспорта, приведенным в СП 51.13330.2011 (табл. 4, п.3).
Для оценки звукоизоляции RАтран стены с вентфасадом выполнен натурный эксперимент на строящемся многофункциональном жилом комплексе по адресу: ЗАО, Ново-Переделкино, пересечение Боровского шоссе, и улицы Чоботовская. Оконный проем одной из комнат был заложен газобетонными блоками, в последующем по слою из газобетонных блоков смонтированы теплоизоляционный слой из минераловатной плиты 160 мм и конструкция вентилируемого фасада.
Испытания были проведены в два этапа:
- на первом этапе замеры проводились для наружной стены, состоящей из двух слоев (минераловатная плита 160 мм и газобетонные блоки 200 мм, ц/п штукатурка), см. рис. 1;
- на втором этапе – при полностью смонтированной конструкции вентфасада, см. рис. 2.
Рис.1. Место проведения измерений отмечено красной рамкой (1 этап – незавершенная конструкция стены без облицовочного слоя, состоящая из слоев минеральной ваты, газобетонных блоков и ц/п штукатурки).
Рис.2. Место проведения измерений. (2 этап – конструкция стены с полностью смонтированной навесной фасадной системой).
Эксперимент дал неожиданные результаты. Частотные характеристики изоляции представлены в таблице 1, а также в графическом виде на рисунке 3.
Таблица 1
Частота, Гц | Звукоизоляция на этапе 1, дБ | Звукоизоляция на этапе 2, дБ |
100 | 33,4 | 32,6 |
125 | 33,0 | 24,3 |
160 | 34,7 | 31,5 |
200 | 36,8 | 32,1 |
250 | 38,5 | 35,8 |
320 | 43,2 | 41,1 |
400 | 44,1 | 43,5 |
500 | 50,8 | 42,8 |
630 | 49,8 | 44,9 |
800 | 52,6 | 47,1 |
1000 | 54,5 | 49,4 |
1250 | 60,3 | 47,7 |
1600 | 60,6 | 50,5 |
2000 | 58,3 | 52,6 |
2500 | 59,7 | 56,8 |
3150 | 59,7 | 56,9 |
Рис.3 Взаимное положение частотных характеристик изоляции транспортного шума наружной стены на этапах измерений 1 и 2.
Для определения величины звукоизоляции стены RАтран, дБА, по известной частотной характеристике изоляции воздушного шума стены необходимо в каждой третьоктавной полосе частот из уровня эталонного спектра Li вычесть величину изоляции воздушного шума Ri данной конструкцией стены. Полученные величины уровней следует сложить энергетически и результат сложения вычесть из уровня эталонного шума, равного 75 дБА.
Величина звукоизоляции наружной стены (минераловатная плита 160 мм и газобетонный блоки 200 мм, ц/п штукатурка) составляет RАтран = 45 дБА.
Изоляция транспортного шума наружной стены с вентилируемым фасадом составляет RАтран = 40 дБА.
Результаты эксперимента позволяют сделать следующие выводы:
- В проектной документации требования по изоляции транспортного шума предъявляются только к светопрозрачным элементам наружных стен. В некоторых проектах требуемая изоляция транспортного шума окон указывается RАтран = 40 дБА и даже более. По умолчанию предполагается, что изоляция стен значительно выше изоляции окон. Однако, как показывает проведенный эксперимент, в современных условиях звукоизоляционные свойства наружных стен сопоставимы с характеристиками светопрозрачных конструкций.
- Частотную характеристику первого этапа испытаний можно считать близкой для конструкций стен из газобетонных блоков (200 мм) с утеплителем из минеральной ваты (160 мм) и тонким фасадным штукатурным слоем (RАтран = 45 дБА).
- По данным проведенного эксперимента стены домов с вентилируемым фасадом (RАтран = 40 дБА) уступают по изоляции транспортного шума стенам с тонким фасадным штукатурным слоем (RАтран = 45 дБА).
Материал подготовил ведущий инженер-эксперт Кигелюк Г.Г.
Комментарии (0)