Старый пиджак новым не станет. В России совершенствуется техническое регулирование

Реализация поставленных Правительством РФ перед строительной отраслью задач в части увеличения объемов и повышения качества строительства невозможна без эффективной системы технического нормирования и регулирования. Профессиональное сообщество давно обсуждает переход от предписывающей системы нормирования к функционально-ориентированной, то есть параметрическому методу нормирования. 

0f4d1b19eee764e86d9ed0598650b7cb.jpg
Фото Александра Нагорного

Насколько это удается, рассуждали участники секции «Техническое регулирование в строительстве — перспективы развития» в рамках завершившегося в Москве XX Всероссийского съезда саморегулируемых организаций в области строительства.

Преодолевая барьеры

Задачи по развитию жилищного, инфраструктурного, транспортного строительства невозможно решить без сокращения излишних барьеров, упрощения административных процедур, а также модернизации технической и нормативной базы, отметил в своем выступлении заместитель директора ФАУ «ФЦС», ответственный секретарь ТК 465 «Строительство» Александр Неклюдов

На эти цели, в частности, направлено Постановление Правительства РФ № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Оно вступило в силу 1 сентября 2021 года.

Эксперт подробно остановился на обязательных требованиях, обеспечивающих соблюдение Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». «В настоящее время в государственном перечне находятся 69 сводов правил и стандартов. 

Особенности технического регулирования для зданий и сооружений состоят в том, что у нас есть не только обязательный, но и добровольный перечень, которые обобщают всю нашу нормативно-техническую базу. И основная разница здесь в механизме и режиме отступления от требований каждого перечня», — подчеркнул Александр Неклюдов, отметив необходимость работы по оптимизации добровольных требований.

Одним из ключевых шагов по систематизации требований стало формирование реестра документов в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса. Сейчас в этом реестре уже порядка 2200 документов. И этот набор не ограничен одной только доказательной базой Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» — в нем концентрируется весь предмет экспертизы проектной документации, в том числе требования о технологическом благополучии, охране окружающей среды, опасных производственных объектов и так далее. 

Особенность, которая задана системой технического регулирования, заключается в том, что любое отступление, в том числе от добровольных требований, должно быть доказано апробированными расчетами, испытаниями, оценками и моделированием оценок рисков. При этом отступление от добровольных требований могут и вправе доказывать именно проектировщики.

8bca819af735c46bf854e2e3f83d624e.jpg
Фото Александра Нагорного

Из истории вопроса

Член Технического Совета НОСТРОЙ Александр Колубков напомнил предысторию вопроса: если взять за отправную точку 1994 год, то иерархия комплекса нормативных документов в строительном комплексе России была такая: на верхнем уровне — федеральные нормативные документы, уровнем ниже — СНиПы, ГОСТ-Р, своды правил и руководящие документы системы РДС. 

В качестве федеральных нормативных документов применялись также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты, введенные в действие на территории РФ. В структуру входили еще нормативные документы субъектов РФ, ТСН и производственно-отраслевые документы: СТП, СТО. При этом не должны были нарушаться стандарты других отраслей деятельности, в том числе различных надзоров (экологического, пожарного, санитарно-эпидемиологического и др.).

В декабре 2002 года вступил в действие Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании», которым был введен порядок обязательных и добровольных требований к процессам проектирования в соответствии с техническими регламентами. Но при этом он не регулировал отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды в сфере строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации. 

В целом закон не способствовал эффективному реформированию действующей системы технического регулирования, а, наоборот, создал дополнительные административные барьеры и затормозил разработку и пересмотр нормативных документов, что привело к техническому отставанию и снижению уровня безопасности и качества в строительстве. Закон постоянно критиковали и вносили в него поправки.

«За прошедшие 19 лет выросло целое поколение проектировщиков, у которых принцип избирательности применения положений СП уже прочно застрял в головах. Хуже того, выросло целое поколение молодых экспертов, которые делают анализ проектной документации тоже по этому принципу. Это положение, усугубленное развалом государственных проектных институтов, постоянной реформой системы профобразования, уже привело к полной деградации проектного дела, — категоричен Александр Колубков. — Да, проектных организаций много, но уровень подготовки их сотрудников уже не позволяет обеспечить качество и безопасность зданий и сооружений. 

Профильное министерство понимает проблему и делает попытки спасти ситуацию, возрождая структуры ГИПов и ГАПов, создавая реестры специалистов и т. д. Но это скорее похоже на мобилизацию перед войной».

Нужны решительные действия

«Предписывающий характер нормативов у нас начал формироваться еще в далекие советские времена, — в свою очередь заявляет вице-президент РСС и НОПРИЗ Анвар Шамузафаров. — Строго говоря, если посмотреть все сегодняшние обязательные нормы, которые включены в Постановления Правительства РФ № 815 и № 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил…», то это все старые СНиПы и ГОСТы, лишь слегка отредактированные. Это попытка взять старый кафтан и пытаться его обновлять: пришить заплатки, поменять пуговицы... Нужны более решительные действия для обновления!»

Анвар Шамузафаров подчеркнул, что сейчас идет работа над целым рядом сводов и правил, чтобы в нормативах не было «ловушек». К примеру, в 2019 году вступили в действие два Свода правил: «Здания жилые многоквартирные с применением деревянных конструкций» и «Здания общественные с применением деревянных конструкций». Они предусматривают, что можно возводить здания высотой до 28 метров (высота девятиэтажного дома) с применением деревянных конструкций. 

Однако эти СП нельзя использовать, даже несмотря на то, что они утверждены Минстроем России, поскольку они противоречат действующему обязательному своду правил, в котором установлено, что такие здания должны быть не выше трех этажей. «Мы говорим о концепциях совершенствования не только системы технического регулирования, но и системы оценки соответствия, при которой в конце концов должна быть налажена взаимосвязь между полномочиями и правомочиями органов государственной экспертизы, органов строительного надзора, органов, которые занимаются приемкой зданий и сооружений», — добавил эксперт.

ec52b973c2a7cb0c568d927c49f4146b.jpg
Фото Александра Нагорного

Концепция совершенствования

Повышению эффективности системы технического нормирования и регулирования в строительстве должна способствовать и Концепция реформирования системы технического регулирования в строительстве, которую разработал НОСТРОЙ. Об основных ее положениях и текущем состоянии системы технического регулирования рассказал ответственный секретарь Технического Совета НОСТРОЙ, директор Департамента технического регулирования НОСТРОЙ Сергей Хвоинский

Концепция предназначена для определения стратегических направлений совершенствования системы технического регулирования в строительстве, целей, задач и методов их решения. Ее основная цель — обеспечение инструментами и средствами технического регулирования реализации национальных целей и задач, установленных Президентом РФ в Послании Федеральному собранию и включенных в проект Стратегии «Агрессивное развитие инфраструктуры».

«Сегодня отрасль находится в некоем подвешенном состоянии: неизвестно, какие документы войдут в перечень обязательных требований, — пояснил эксперт. — К примеру, в Постановлении Правительства РФ № 815 ни одного документа для строителей». Основная идея, заложенная в концепции, — это переход от предписывающей системы нормирования к функционально-ориентированной, то есть параметрическому методу нормирования. 

Напомним, это метод подразумевает, что при реализации объекта капитального строительства допускается множество альтернативных путей, и задача исполнителей, в том числе проектировщиков и экспертов, — выбрать и обосновать наиболее эффективный путь, а не жестко следовать всем требованиям действующих регламентов.

Как отметил Сергей Хвоинский, основные положения новой концепции техрегулирования включают четкое разграничение обязательных и добровольных требований в строительстве, определяют пути решения основных проблем в этой системе. Будет создана также новая структура нормативных технических документов в строительстве и полный перечень этапов создания объекта капитального строительства. Все это позволит обеспечить прозрачность и качество процедур по стандартизации, оценке соответствия, а также механизмов контроля (надзора) в строительной сфере. 

В концепции детально изложены выявленные в результате экспертной работы слабые места и возможные точки роста и развития системы технического регулирования и оценки соответствия в проектировании и строительстве, определены направления совместной работы ответственных ФОИВ и профессионального сообщества.

Комментарии