Какая связь между инфляцией в США, ростом стоимости недвижимости в России, BIM технологиями и нехваткой персонала в строительстве? Предлагаю посмотреть на этот мир глазами проектировщика. Я понимаю, что выбрал не самую популярную точку зрения, но сменить ее на более выгодную время пока не пришло.
При чем тут инфляция в США?
В общем, не причем.
Но так уж вышло, что доступных данных и аналитических материалов о «нашем партнере» больше, чем о России, а поскольку устройство организмов американца и россиянина одинаково, можем посмотреть один любопытный график, который сразу ответит на все вопросы о стоимости товаров в магазинах и квартир на сайтах застройщиков.
Примечание: Инфляция на сайте Центрального банка РФ определяется, как «устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике». Она определяется на основании цен на потребительскую корзину – набор продуктовых и не продуктовых товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством.
Рис. График снижения инфляции при росте уровня безработицы. Данные взяты из статьи 2019 года «Экономика Соединенных Штатов: тенденции роста безработицы и низкая инфляция», ru.investing.com
Этот график сообщает, что при снижении безработицы растет инфляция, что вполне объяснимо, ведь с повышением занятости увеличиваются доходы населения, а значит растет спрос, на что бизнес инстинктивно реагирует увеличением цен. А чтобы цены не росли вовсе, нужно, чтобы четверть американцев перестала работать, в этом случае инфляция равна нулю – люди не получают зарплату, спрос падает, цены снижаются.
Но мне кажется, что Бюро экономического анализа и Бюро статистики занятости США не могли предсказать, что шкала этого графика окажется коротковата для мира, живущего в 2021 году. Наклонная линия ушла влево, потащив за собой цифру инфляции до годового уровня в 6,2%, что произошло в Америке впервые за 30 лет.
Что же там стряслось?
В дополнение к громадным финансовых вливаниям, в штатах стало просто некому работать. Конгресс выделяет триллион долларов на реализацию инфраструктурных проектов, но весь этот план грозит рухнуть из-за нехватки квалифицированных рабочих.
«Я удивлюсь, если какая-нибудь компания заявит о готовности осуществить планы Конгресса», — сказал вице-президент американской строительной компании Anchor Construction. Количество вакансий на строительном рынке США выросло на 12% по сравнению с периодом до начала пандемии. Как показало исследование торговой палаты США, почти 90% коммерческих строительных компаний с трудом могут найти квалифицированных сотрудников.
В результате бизнес поднимает зарплаты, растет покупательская способность, за ним спрос, и в итоге – цены.
Откуда возник кадровый голод в России?
Проводим параллельную прямую до нашей страны.
Про то, что на стройках не хватает высокоэффективных строителей, которые в период пандемии были вынуждены покинуть Россию, разъехавшись по домам, говорилось на всех уровнях, вплоть до министерских.
Добавлю от себя несколько слов о ситуации в проектном бизнесе.
Не новость, что найти толковых проектировщиков сейчас не просто. Недавно довелось поговорить с представителем одной международной проектной компании. В России эта компания вынуждена привлекать к проектированию подрядчиков, чего раньше почти не было, потому что HR-отдел просто не может нанять инженеров в собственный штат. Мне кажется это примечательным.
Почему такое происходит?
Неужели все дело в росте объемов проектирования и строительства? Давайте разбираться.
Рис. Объем введенных в действие многоквартирных домов в Московском регионе за последние 10 лет, млн. кв.м. Данные с портала www.fedstat.ru
Рис. Объем введенной в действие недвижимости всех видов во всей Российской Федерации. Данные с портала www.fedstat.ru. На момент написания статьи опубликована оперативная информация только за три квартала 2021 года – 98 млн. кв.м., но экстраполировать объем до конца года невозможно, ведь в декабре все хотят сдать корпуса в эксплуатацию и со спокойной совестью пойти покупать подарки детям. Но похоже, что этот уровень будет в диапазоне от 140 до 159 млн. кв.м.
В Московском регионе в 2020 году рост объема строительства относительного среднего значения за последние 10 лет составил всего +4%, а в России в целом +10%.
Не выглядит очень угрожающим, не правда ли?
Ну не похоже это на взрывной рост объема строительства и проектирования, который мог бы послужить причиной дефицита кадров, который оценивается в 30%, судя по заявлениям в прессе.
Значит, есть другие факторы.
Я не могу высказать взвешенного мнения относительно того, что происходит во всей строительной сфере России, но могу разложить по полочкам, почему возник дефицит инженеров-проектировщиков.
Если заглянуть в архивные материалы расследования любой крупной катастрофы, можно увидеть, что красной линией через выводы комиссии всегда проходит одна мысль – не бывает лишь одной причины произошедшего. Всегда несколько факторов собираются в самой неудачной комбинации.
Рис. Только негативное сочетание нескольких причин приводит к серьезным последствиям
Так произошло и в проектировании. Приведу эти факторы в порядке роста интриги.
Сложность объектов
Очевидно, что природа одарила современных архитекторов смелостью и богатой фантазией. Если бы в Москве одномоментно появились все те здания, архитектурные концепции которых серьезно рассматриваются застройщиками, нашему городу мог бы позавидовать любой мегаполис мира.
Бессмысленно становится задавать вопросу архитектору о количестве типовых этажей в здании, отыскать их там не просто. Все дефицитней становятся простые прямоугольные формы.
Если высотные здания (выше 75 метров) стали абсолютной обыденностью, то строительство башен в 150 метров и выше – является признаком хороших манер девелопера.
К храбрости архитекторов добавилось ужесточение требований к пожарной безопасности объектов. Поэтому, если в здании не наберется хотя бы сотня систем противодымной вентиляции, это начинает вызывать вопросы.
Но и это еще не все. В последнее время бурно развиваются технологии слаботочных сетей, автоматизации, диспетчеризации и интеграции, добавляя неслыханный ранее объем работ узкопрофильным проектировщикам.
Рис. Цифровизация захватила строительство. Поэтому самыми богатыми компаниями стали не производители чиллеров и вентиляционных установок, а автоматики и программного обеспечения
Производители этого оборудования процветают и параллельно с этим скупают смежные предприятия по всему миру, чтобы разрабатывать еще более сложные системы и технологии. Когда-то слаботочные системы занимали в смете совсем символическую долю, но сейчас приходиться с этим разделом считаться. Девелоперы выдвигают в качестве конкурентного преимущества объекта его цифровую среду, которая превращает здание в многоэтажный гаджет.
BIM технологии
На мой взгляд, информационное моделирование возникло в мире исключительно из-за роста сложности объектов и увеличения объема их строительства. Безусловно, и 75, и 100 лет назад возводились уникальные здания, но трудозатраты на их проектирование были настолько велики, а количество специалистов, которые в состоянии это сделать, было настолько ничтожно, что только единичные очень состоятельные заказчики могли себе это позволить.
Когда же рынок требовал все больше таких объектов, только информационное моделирование могло прийти на помощь, ведь количество талантов, которые могут выражать свои очень сложные фантазии в двух плоскостях, намного меньше, чем тех, кто может это сделать в наглядной форме – в трех плоскостях.
BIM технологии сделали проектирование замысловатых зданий относительно доступным.
Каждый день, проходя мимо экранов с 3D моделями, с которыми работают наши проектировщики, убеждаюсь, что без этого инструмента спроектировать современные объекты абсолютно невозможно.
Рис. «Напичканность» современных зданий инженерными системами не намного скромнее, чем подводной лодки. Без BIM технологий проектирование было бы невозможным или бесконечно дорогим
Обратной стороной BIM технологий стали высокие трудозатраты на проектирование. Реклама разработчиков программного обеспечения, которая сулила 40%-ное снижение расходов на проектирование, была если не лукавством, то, по крайней мере, отличалась недосказанностью.
Им следовало бы прямо сообщить, что проектирование простых зданий дешевле и быстрее выполнять в 2D, но когда идет речь о сложных объектах, то альтернативы BIM нет, но проектной компании это обойдется очень дорого. Хотя первым делом нужно было в красках описать это заказчику, который переписал бы бюджеты на проектирование.
Утечка мозгов со стройки
Когда мы только становились на путь проектирования, на строительной площадке инженеров работало больше, чем во многих проектных бюро. Папки с проектной документацией были тощими, но это не останавливало производство работ, ведь подрядчики отлично справлялись со своей задачей. Фактически, стройка шла «по мотивам» проекта, заполняя все его пробелы на утренних «летучках» прорабов и бригадиров.
Рис. Помню те неорганизованные времена, когда недостающие проектные решения принимались подрядчиками на месте
Потом ситуация стала меняться, тома документации стали набирать избыточный вес, параллельно приводя к уменьшению инженерного штата подрядчиков на площадке.
Сейчас авторский надзор перестал выполнять функции только проверки соответствия монтажных работ документации, а стал полноценным проектным офисом на объекте, который и доводит документацию до уровня, когда монтажнику думать над ее воплощением не требуется.
Заметьте, я не говорю, что такого не должно быть – требования монтажников (и ГОСТов) к полноте документации вполне законны и логичны. Но только много лет проектировщиков приучали к тому, что монтажники на объекте сами во всем разберутся. А многие подрядчики лишь мельком заглядывали в документацию. Как следствие, фактическая ценность проектов для заказчика была низка, и платить за нее никто не привык.
И грянул кризис
Эти три фактора вылились в то, что объем документации, а значит и трудозатраты на ее разработку, значительно превысили количество доступных инженеров-проектировщиков.
Вообще говоря, разглядеть эти три фактора и предсказать, что они приведут к кадровому кризису, было очень просто, особенно задним умом. А значит, можно было вовремя приступать к повышению сметной стоимости проектирования, начать заблаговременно рекламировать волшебство работы проектировщиков, увеличивать набор в строительные ВУЗы, разрабатывать курсы повышения квалификации и поддерживать такие центры, и на выходе получить готовую к переменам отрасль.
Но никто из тех, кто мог что-то с этим сделать, этого не сделал, и поэтому сейчас за все недоработки расплачиваются покупатели квартир и арендаторы офисов.
Я и сам-то до этого дошел только сейчас, закончив эти строки.
Когда все наладится?
Недавно я имел беседу с руководителями одного известного архитектурного бюро, которые сообщили, что, по их мнению, прямо сейчас мы переживаем пик спроса на проектирование и строительство. Предположительно, он продлится некоторое время, но, скорее всего, в 2022 году пойдет на спад, по крайней мере, в Московском регионе.
Тогда может и не нужно, да и слишком поздно готовить подкрепление? Ведь ажиотаж на рынке недвижимости пройдет, и тогда проектировщики перестанут быть в дефиците?
Но ведь, как я описал выше, нехватка инженеров-проектировщиков не так уж сильно связана с ростом объема строительства, поэтому даже при его падении, можно ожидать лишь снижение дефицита.
Нет никаких признаков того, что избалованные эстетикой и удобством покупатели и арендаторы начнут снижать свои требования к качеству недвижимости, а девелоперы отступят от завоеванных позиций и перейдут к упрощению и удешевлению объектов.
Очень непохоже, что требования к проектной документации будут ослаблены. Поэтому на оптимистический сценарий развития ситуации кадрового рынка я бы не поставил ни цента. А значит, как бы это не выглядело запоздало, нужно готовить почву и теплицы для выращивания нового поколения проектировщиков.
Найдется ли, кто этим займется…?
Александр Иванов
Руководитель проектной мастерской «Траст инжиниринг»
http://www.trusteng.ru
Комментарии (0)