Инженерные системы никогда не были любимым ребенком архитекторов, что легко понять. Инженеры хотят занять всю полезную площадь своими техническими помещениями и шахтами, а также опустить до предела подвесной потолок. У архитекторов цель противоположная – очистить здание от всего этого «бардака», создав ощущения пространства и свободы.
Заказчики в этой борьбе принимали нейтральную позицию. С одной стороны, полезная площадь – это дополнительный доход, но с другой – здание, в которые системы не удовлетворяют требованиям особо капризных клиентов – никому не нужно.
Но за нас все решила экономика. Никого не спрашивая.
Не так давно был преодолен психологический барьер – доля инженерных систем в смете на строительство зданий (по крайней мере премиум-класса), сравнялась с конструктивом.
Не нужно быть астрологом, чтобы предсказать, что вскоре заказчики начнут внимательно следить за любыми факторами, которые влияют на повышение стоимости инженерных систем. Рано или поздно они поймут, что на цену влияют не только бренды оборудования, но и архитектурно-инженерные ошибки, о которых мы сегодня кратко поговорим.
Рассмотрим подземную стоянку – сосредоточение инженерных помещений и главное поле сражения архитекторов и инженеров.
Логика тут простая. Чем более неудачно расположены технические помещения и шахты, тем длиннее трассы необходимо проложить, а значит, использовать более мощное оборудование. Иначе говоря, если потолок подземной стоянки закрыт тремя слоями плотно уложенных сетей, то очевидно, что это обойдется дороже, чем если этих слоев будет всего два.
Рис. Пример парковки жилого комплекса комфорт класса, в которой инженерных систем так мало, что расположение техпомещений не сильно влияет на стоимость
Рис. А это парковка комплекса премиум класса, где сетей настолько больше, что ошибка в размещении даже одной венткамеры может обойтись в несколько миллионов
Пара типовых ошибок
Ошибка №1: Воздухозаборы или вытяжные шахты находятся вдали от венткамер
Это самая распространенная и болезненная ошибка, которая может отравить жизнь проектировщикам, монтажникам, службе эксплуатации, и прежде всего, сметчикам заказчика.
Последствия ошибки:
- Громадные воздуховоды от шахты до венткамер, которые занижают потолок и перекрывают дорогу другим системам…;
- … поэтому они становятся сложнее, длиннее и более разветвленными;
- Все это выливается в такую стоимость, что может свести на нет всю выгоду от продажи дополнительной полезной площади.
Рис. Вытяжная шахта и венткамеры находятся в 40 метрах друг от друга
Как правильно делать:
Шахта должна опускаться (точнее, очень желательно, чтобы она это сделала) прямо в венткамеру, решая все проблемы, перечисленные выше.
Рис. В форкамеру опускается шахта от венткиоска, убирая любые лишние воздуховоды. К форкамере подключаются приточные установки и вентиляторы подпора
Ошибка №2: Помещения, которые не годятся для размещения оборудования
В отношении самих технических помещений действуют всего несколько правил:
- Помещения не должны быть треугольной формы или чересчур узкими;
- Они не должны быть отрезаны со всех сторон шахтами лифта, рампами и лестницами;
- В помещении не должно быть много колонн и пилонов, а его высота не должна быть менее 2,5-3,0 метров.
Последствия нарушения этих правил дорогостоящие:
- Использование более компактного и дорого оборудования;
- Неудобное обслуживание и ремонт;
- Крайне запутанная и дорогая разводка коммуникаций.
Вот пример, в котором собрались все три фактора:
Рис. Неудачная венткамера (фиолетовые коробки — это вентустановки). Первая картинка – без воздуховодов. Вторая – с ними. Как видно, ломанную венткамеру окружает рампа и лифтовой блок. В венткамере шесть пилонов, которые крайне затрудняют прокладку воздуховодов и обслуживание оборудование. Обратите внимание, как огромный воздуховод (серый) вынужден идти в обход рампы
Этот список можно продолжать и расширять примерами довольно долго, благо ошибки любят себя повторять.
В качестве вывода:
Технические помещения должны быть встроены в архитектурную идею с самого начала работы над проектом. В противном случае такие помещения, шахты и воздухозаборы превращаются в элементы безвкусного тюнинга, выполненного в гараже.
Поэтому, рекомендуем привлекать инженерных консультантов как можно раньше. Стоит это не дорого, а обходится – очень дорого.
Если эта тема требует более широкого освещения, дайте знать …
Александр Иванов
Руководитель мастерской
ООО «Траст Инжиниринг»
Комментарии (0)