Попытаемся ответить на актуальные вопросы: оказывают ли содействие депутаты разных уровней в реализации инвестиционно-строительных проектов у себя в регионе, и на каком этапе можно подключить народного избранника в преодолении административных и бюрократических барьеров, а может и вовсе не стоит этого делать.
Как обратиться, или с какой стороны подойти к депутату?
Все мы с вами знаем, что каждый гражданин вправе прийти на прием к депутату или написать обращение cогласно ст. 2 закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ.
Личный прием граждан — это обязанность депутатов, у каждого депутата свои часы приема.
График приема граждан депутатами можно найти на сайте управы района, Зак. Собрания, Мосгордумы или Государственной Думы.
Вид и форма обращения зависят от конкретной ситуации. Если вопрос личный, то достаточно будет одного приёма.
Обращаться к депутатам можно и нужно, но лучше направлять обращения по адресу, чтобы не столкнуться с «бюрократией» и формальным подходом к рассмотрению вопросов.
В то же время решение проблемы во многом зависит от желания депутата: он может выйти за пределы своих полномочий и помочь.
В письменном обращении необходимо быть конкретным, избегать эмоциональных и пространных рассуждений, ссылаться на нормы права и законы. И чётко писать, что конкретно вы хотите. Лучше ограничиться 1—2 страницами.
По закону депутат обязан рассмотреть обращение только в пределах своих полномочий.
В остальных случаях необходимо переслать обращение в профильное министерство, департамент, комитет, управление. Поэтому важно сразу обращаться по адресу, чтобы не получить формальный ответ и не ждать, когда просьба дойдет до правильного адресата.
С другой стороны, ничто не запрещает депутату заниматься вопросами, которые не входят в его полномочия.
Когда депутат выходит за пределы полномочий, есть риск получить отписку, что это не его дело, исполнительные органы государственной власти (ИОГВ) могут напомнить, что полномочия муниципального депутата касаются только вопросов местного самоуправления.
Рассмотрим следующий вариант
Инвестор в лице строительной организации планирует построить спортивную частную школу с бассейном для детей и взрослых с привлечением внебюджетных средств (это может быть строительство в рамках госзаказа и/или заказ на ремонт подъезда управляющей компании).
Ситуация, затрагивающая интересы граждан района, города, округа, области и/или региона.
В этой связи, руководству организации необходимо:
- Подобрать и/или использовать уже имеющийся в собственности земельный участок;
- Сделать эскизный проект, разработать технико-экономические показателя (ТЭПы), провести государственную экспертизу;
- Или, подобрать на сайте Минстроя или других Министерств объект-аналог с ТЭПами и уже с проведённой государственной экспертизой;
- Обратиться к местному депутату муниципального образования на территории которого планируется строительство данного объекта;
- Совместно с депутатом выяснить планы исполнительных органов государственной власти по комплексному развитию данной территории в рамках социально-экономического развития района и в целом региона;
- Собрать подписи нескольких сотен граждан и Общественных организаций;
- Совместно с депутатом произвести ряд запросов и согласований с профильными ведомствами, монополистами и районными властями по планам развития инженерной и транспортной инфраструктуры района где планируется строительство;
- Совместно с депутатом провести Общественные слушания строительства вышеуказанного объекта социальной инфраструктуры;
- Привлекать местного депутата по контролю хода строительных работ, соблюдению правил техники безопасности, охране окружающей среды и решению вопросов преодоления административных и бюрократических барьеров со стороны ИОГВ;
- Совместно с депутатом на весь период проведения строительно-монтажных работ (СМР) проводить информирование граждан прилегающих жилых кварталов к объекту строительства о ходе, сроках завершения и ввода в эксплуатацию объекта строительства.
Конечно же у инвестора (строительной организации) может возникнуть проблема, поскольку коллективное обращение с подписями — это сигнал о социальной напряженности населения для депутатов и госслужащих (в случае если они-депутаты не учли потребности граждан своего района на запрос о нехватке объектов социальной инфраструктуры). Такие обращения попадают в отдельный реестр и находятся на особом контроле.
Так хочет депутат вам помочь или хочет, но не может?
Депутат не строитель и не начальник местного Жилищника. Поэтому, он не может пойти и решить проблему одним щелчком пальца, конечно же многое зависит от самого депутата и того, насколько он готов вам помогать (если конечно у депутата нет своей строительной организации и прямой заинтересованности в строительстве объекта социальной и/или иной инфраструктуры).
Сдаваться не стоит, необходимо напомнить депутатам, что говорит на этот счёт президент России!
Выступая в июне 2021 года на съезде Единой России, президент Владимир Путин высказался о предвыборной программе партии в следующих словах:
«И повторю: Надо обязательно советоваться с людьми. Не просто слышать их, а знать, сопереживать их проблемам, заботам, невзгодам подчас, чувствовать, что называется, сердцем, чем живёт каждый конкретный рядовой гражданин Российской Федерации.
Ставить интересы людей, интересы граждан, безусловно, выше своих личных интересов, стремиться разобраться, помочь в каждой конкретной ситуации и, конечно, в соответствии с мнением людей расставлять приоритеты в своей работе, потому что программа партии-лидера должна быть по-настоящему народной программой».
Именно на решение задач, поставленных главой государства, нацелен запущенный сейчас механизм «сверки часов» партии с избирателями через диалог в профильных сообществах социальной сети «В Контакте».
Получить «народную программу» можно единственным путем:
- Вести такой непрекращающийся диалог с народом на практике, а не на словах.
- Отрадно видеть, что такая дискуссия действительно ведется, и, уверены, будет способствовать повышению эффективности работы самой сильной партии нашей страны.
Тем более в ст. 2 пункте 2 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц (гиперссылка на прикреплённый материал).
Поэтому, настаиваю в обязательном порядке обращаться к местному депутату!
Например, у муниципального депутата есть ряд инструментов, при помощи которых он может и обязан помогать инвесторам и/или строительным организациям в рамках комплексного развития своей территории:
- Направить депутатский запрос — это особый вид письменного обращения. Проект запроса рассматривают на заседании и оформляют отдельным решением совета депутатов. Получатель депутатского запроса должен ответить на вопрос в течение 15 дней.
- Подготовить протокольное решение и вынести его на рассмотрение совета депутатов. Это политическое заявление, которое публикуется на сайте муниципалитета, печатается в местной газете и отражает позицию депутатов по тому или иному вопросу.
- Огласить на заседании совета проблему. Заседания записываются на видео, и их мониторят органы исполнительной власти. Возможно проблема есть, будут обязаны заметить и отреагировать.
- Воспользоваться правом на безотлагательный прием чиновником. Депутат может не записываться на прием и не ждать, когда придет его очередь в листе ожидания.
Депутаты бывают разных уровней и занимаются решением разных проблем (читать подробнее).
Зачем вообще нужны депутаты?
Справочно:
История создания российского парламентаризма уходит своими корнями аж в Киевскую Русь. Во всех государствах современные представительные органы, так или иначе, вышли из народных собраний.
- 1 этап. На Руси эти народные собрания преобразовались в так называемые - ВЕЧЕ собрания, таким образом народное вече стало важным механизмом государственного строя Киевской Руси.
- 2 этап. На территории всех русских земель действовали княжеские Думы - постоянный совет при князе, в который входили ближайшие его соратники. Как правило, князь не принимал никаких серьезных решений, не обсудив их со своими боярами.
- 3 этап. Боярская Дума явилась продолжением княжеской Думы. Без Думы не обходился ни один государь. Самостоятельно Боярская Дума не имела возможности и полномочий для функционирования, она действовала вместе с царем, составляя вместе с государем единую верховную власть.
- 4 этап. Земские соборы определяли внешние отношения, устанавливали налоги, поддерживали порядок внутри государства и даже военные распоряжения в случае неприятельского вторжения. К концу XVII века важность и роль представительных органов сводится на нет. Главенствующую роль получает самодержавие. Институты Боярских Дум и Земских соборов упраздняются.
- 5 этап. Этап полноценного становления парламентаризма в России берёт своё начало в ХХ веке. Император Николай II 17 октября 1905 года подписал Манифест, получивший название «октябрьского манифеста», в котором регламентировались полномочия монарха, а также предлагалось создать такие органы государственной власти как, Государственная Дума и Государственный Совет, состоящие из выбираемых народом делегатов. Данные органы законодательной власти были призваны выражать волю простых граждан. Именно тогда представители "избранников народа" отправились к царю за отречением.
- 6 этап. Органы законодательной власти РСФСР и СССР не являлись парламентом. Хотя даже в советское время Россия медленно, но верно двигалась в сторону представительной системы демократии.
- 7 этап. В 1993 году народных избранников было 1041 человек – с гордым названием "Народный депутат РСФСР". Народ избрал их в сложнейшей избирательной кампании 1990 года, которую сегодня многие называют, как самую демократическую. В адрес депутатского корпуса, избранного в 1990 году, высказывался основной упрек - отсутствие должного профессионализма. И это при том, что почти 93 процента депутатов имели высшее образование, 222 народных избранника - ученую степень. Не так уж мало оказалось в парламенте и профессиональных юристов. Среди депутатов было большинство инженеров, а также врачей, агрономов, педагогов, журналистов, экономистов, зоотехников и военнослужащих. Естественно, спустя некоторое время большинство парламентариев стали постигать непростую науку законотворчества. Необходимо помнить, что в СССР большая часть депутатов избиралась из трудовых коллективов. Свои полномочия они осуществляли без отрыва от основного вида деятельности и/или производства. Дважды в год делегаты съезжались на сессию Верховного Совета, длившуюся всего несколько дней, а в остальное время трудились по основному месту, получая там же зарплату. При этом, депутаты имели льготы, им возмещали затраты, связанные с их депутатской деятельностью — командировочные, спецзаказы и прочее. Передовики производства – депутаты, казалось-бы никак не совмещается с законотворческой деятельностью.
Правильно ли всё это и какой ценой пришлось учить передовиков за народные средства? Главное - оправдывают ли депутаты своё содержание?
Несмотря на поэтапное повышение уровня квалификации законотворческой деятельности, депутаты в нашей стране всегда были неоднозначными личностями, да и вообще в России всегда было к депутатам и к парламенту неоднозначное отношение, если в одних регионах избиратель знает своего "народного избранника", то зачастую в других удивляется: "а как он вообще попал в депутаты?".
Что такое доверие к депутату
Доверие к депутатам представляет собой сложное общественное, деловое и политическое значение, имеющее трёхуровневую систему устойчивости, стабильности и баланса целого ряда бизнес отношений. И вообще доверие строительного сообщества к местным депутатам и местным органам власти выступает одним из основных способов накопления социального, материального и нравственного капитала.
Именно доверие является ориентацией, способностью, желанием и готовностью к нахождению баланса бизнес-интересов, сотрудничеству, партнерству и диалогу строительного сообщества и власти.
Для конструктивного развития бизнеса и процветания системы бизнес отношений необходимо понимание и доверие между бизнес-субъектами и властью. Депутат как раз является тем связующим звеном в выстраивании диалога между строительным сообществом и властью.
У читателя возникает резонный вопрос, неужели автор предлагает конструкцию по слиянию бизнеса и власти?
НЕТ, уважаемый читатель!
Доверяют ли строители местным органам власти и депутатам?
Сразу отвечу - НЕТ
Рост недоверия к ведущим компонентам государственного устройства нарушает сложившиеся процессы функционирования и в дальнейшем может привести к краху всей системы взаимодействия власти, бизнеса и в целом гражданского общества.
Именно поэтому ведется мониторинг доверия к ключевым государственным деятелям, что представлено на рисунке ниже, а также отдельно к крупнейшим партиям в России.
Доверие
политикам (суммы ответов «безусловно доверяю» и «скорее доверяю»
Источник:
ВЦИОМ, https://wciom.ru/ratings/doverie-politikam
Значительно ниже уровень доверия строительных компаний к местным депутатам и местным органам власти, из которых «скорее доверяющих» 21%, а «доверяющих» всего 7%. Критический уровень недоверия к местным депутатам и местным органам власти, который достигает 63% (30% -скорее не доверяет и 39% - не доверяет), может сигнализировать о недовольстве деятельностью местных депутатов и местных органов власти и несоответствии их деятельности ожиданиям строительных организаций.
Недоверие в данном случае скорее всего подкреплено недовольством со стороны строителей к функциям, которые данные институты выполняют, а большинстве случаев не имеют полномочий. Сомнения в полезности и целесообразности деятельности местных депутатов и местных органов власти со стороны коммерсантов также подкрепляют существующий уровень недоверия данным компонентам.
В создавшейся ситуации уместно следующее утверждение: строители меньше доверяют тем, с кем чаще всего сталкиваются
Более высокий уровень доверия у строителей сохраняется в какой-то степени к наименее «досягаемым» уровням власти. По всей видимости, все надежды, которые не претворяют в жизнь местные депутаты и местная власть, строительное сообщество возлагает на депутатов Государственной Думы и Федеральную власть. Такой авторитет и доверие к депутатам Государственной Думы и Федеральным органам власти может быть следствием централизации власти и управления внутри страны, результатом чего становится возрождение стереотипов, включающих в себя образ «царя». Влияние различных ресурсов индивида на уровень его институционального доверия.
Согласно данным, представленным выше уровень доверия к правительству обоих уровней выше у респондентов, обладающих ежегодным доходом компании в интервале от 15 млн. до 50 млн рублей. При этом самым низким уровнем доверия отличаются респонденты, имеющие наименьший доход, в пределах от 3 млн. до 10 млн. рублей. Данные представленные выше являются подтверждением популярного в либеральных политических кругах убеждения о том, что современное Российское правительство опирается в большей степени на поддержку зажиточных бизнес-групп за частую принадлежащих местным и региональным депутатам. Важен другой вывод – с представителями бизнеса с наименьшим доходом нужно более внимательнее работать, что позволит снизить уровень напряженности и предвзятости.
Для выравнивания сложившейся негативной ситуации в современном строительном сообществе роль доверия для стабильного функционирования государства в целом с каждым днем будет возрастать при выполнении некоторых условий, перечислим их.
- Обеспечение и поддержание бизнес-стабильности, а главное равных возможностей всем участникам рынка устойчивости и прогнозируемости экономических взаимодействий, минимизация рисков, – все это, необходимо для развития здорового климата в строительном сообществе.
- Поиск механизмов обеспечения стабильности бизнес-сообщества остается актуален, что продиктовано постоянными изменениями, происходящими в российской строительной отрасли, да и в целом в экономике.
- Независимое и непредвзятое измерение уровня доверия выступает необходимым условием налаживания комплементарных взаимоотношений между бизнесом и государством.
- Знание об уровне строительного, межотраслевого и государственного доверия подает сигналы для понимания уровня солидарности.
- Замер уровня доверия строителей к окружающим их смежным производителям товаров и услуг, а также институтам государства сам по себе значим, так как подает сигналы о проблемах в бизнес-сообществе и отдельных его компонентах.
- Информированность о том, какие группы бизнеса менее доверчивы к власти поможет корректировать политику государства и направлять ресурсы на повышение уровня доверия среди строительного бизнес-сообщества или представителей иных сфер экономики.
- Данный вывод также позволяет вынести на повестку дня вопросы о том, как положение той или иной бизнес-группы отражается на уровне доверия к власти.
- Измерение институционального доверия позволяет оценить степень эффективности и сформированности институтов государства.
Промежуточный Итог
На данный момент в нашей стране довольно низкий уровень негативного настроения в среде строительного сообщества, прежде всего, за счет низкой степени протестной готовности, а также «благодаря» высоким показателям ухода строительных компаний в серую зону.
К сожалению высокий рейтинг отмечается только у Президента в противовес всем институтам государства. в особенности местным депутатам и местным органам управления. Это позволяет временно сохранять лояльность других политических игроков, поскольку, имея низкий уровень доверия и одобрения, они в случае чего не смогут заручиться высокой общественной поддержкой, хотя местные органы управления работают с электоратом и обеспечивают необходимые цифры федеральному уровню власти при проведении выборных кампаний.
Помимо этого, работает единственный инструмент на фоне других государственных институтов, Президент выглядит единственным игроком с реальными полномочиями и властью, за счет чего получает высокий уровень доверия.
Высокая степень доверия наблюдается к личности Президента. При условии наличия единственного властного игрока данное обстоятельство заставляет большую часть бизнес-сообщества видеть в ней единственно возможного кандидата в решении сложных проблем, в том числе и при взаимодействии с депутатами, концентрирующими свои активы и лоббирующие свои интересы в строительной отрасли, и зачастую мешающие в реализации ряда региональных проектов.
Сегодня также очень низкий уровень доверия к профсоюзам, которые подвержены той же негативной динамике, что и остальные институты власти, при том, что подавляющее большинство профсоюзов находятся под государственным контролем.
Ввиду высокой степени контроля государства над настроениями граждан, профсоюзы не могут стать центрами активизации бизнеса и протестной активности против произвола местных «князьков -депутатов». Также важную роль играет пассивность руководителей строительных организаций в политических вопросах. Следствием этого является низкая явка на выборах всех уровней за исключением президентских, которые фактически остались единственной важной и решающей электоральной процедурой для власти.
В то время как все остальные выборы превратились в некое подобие эксперимента, призванного постоянно подтверждать легитимность действующего строя. Таким образом, мы можем особенно выделить контроль и регулирование деятельности политических и общественных институтов, а также основных групп бизнес-интересов со стороны власти, как наиболее важные реализуемые процессы, в условиях некорпоративного режима.
Дерзайте товарищи строители, а вы, граждане депутаты задумайтесь!
Автор: Михаил Иванович Куцин
(Подкарпатский Русин)
Комментарии (0)