Нестареющая канистра – одна на весь мир

Подпишитесь на канал

Третий рейх, нацистская Германия, был большим бесчеловечным экспериментом, где жизнь не ценилась – особенно жизнь так называемых «низших рас». Гитлеровские ученые – военные, медики и инженеры – поставили сотни опытов и изобрели десятки военных машин, инструментов и приспособлений. Но многими, несомненно, полезными, результатами их труда мы пользуемся до сих пор в науке, технике и оказании бытовых услуг.

d36ac5f6855e24e18629995982b1db3d.jpg

Сегодня мы предлагаем вам узнать, какой ценой были оплачено изобретение уникума инженерной мысли – типовой 20 литровой канистры, которой мы до сих пор пользуемся.

Канистра (также называемая джерри кан/jerry can) представляет собой прочную емкость для жидкости, изготовленную из прессованной стали (а в последнее время из полиэтилена высокой плотности).

85 лет тому назад немецкие инженеры разработали 20-литровую модель канистры «Wehrmachtskaniste (Канистра Вермахта), которая стала эталоном производителей емкостей для топлива, воды и иных жидкостей по всему миру на долгие годы.

Инженеры фирмы Müller из г.Швельм под руководством Винцента Грюнфогеля проявили не только присущий немецким специалистам технический рационализм, но и решили практически все вопросы удобства эксплуатации и хранения.

Простая в изготовлении, она не тонула в воде, долго служила в экстремальных боевых условиях и была максимально удобной для пользователей.

За два года до начала Второй мировой войны гитлеровская Германия озаботилась улучшением материальной части, используемой при перевозках топлива. Результатом этого стало появление канистры, до сих пор активно применяемой по всему миру в различных сферах.

Емкость получилась настолько удачной, что немцы некоторое время даже пытались сохранить изобретение в тайне, объявив канистру государственным секретом гитлеровского Третьего Рейха.

a994eddacc63b536f5efbc87ffd521ac.jpg

Плачевное состояние предвоенной топливной логистики

Существовавшие в то время элементы топливной логистики не отличались совершенством. Предполагалось, что бензин и другие виды горючего будут перевозиться танкерами, железнодорожными и автомобильными цистернами. Кроме того, в перевозках применялись металлические бочки емкостью около 200 литров и малогабаритные канистры значительно меньшего объема.

К примеру, в США и Великобритании для снабжения «конечного пользователя» использовались канистры объемом 4 галлона (чуть более 15 л), известные под названием flimsy.

Такие канистры имели несколько сварных швов, неудобную ручку для переноски и крышку, рассчитанную для использования специального ключа.

Ряд характерных особенностей затруднял нормальное использование «флимси», что соответствующим образом сказывалось на удобстве эксплуатации различной техники.

b67232f48c208eef087464e23ce1eafc.jpg

Британский танкист заправляет свою бронемашину при помощи канистры «флимси». Воронка сделана из аналогичного изделия.

Советские танкисты, получив по ленд-лизу американскую и британскую бронетехнику, во время заправки её ГСМ переходили исключительно в состояние нетрадиционной лексики. Влить в баки техники более 50 емкостей flimsy было невероятно трудоемким занятием.

Более того, боевые действия в Северной Африке и на территории СССР проявили новые негативные особенности имеющихся у союзников емкостей.

Из-за жаркого либо на оборот морозного климата, несовершенства технологий и производственного брака на пути к строевым частям в прямом смысле утекало и испарялось до 40% горючего.

История разработки канистры Wehrmachtskanister

Естественно, немецкие военные, готовясь к применению в грядущей войне больших масс танков и автомобильной техники, понимали, чем грозит продолжение использования существующих канистр, из-за чего пожелали получить новое изделие этого класса.

0c4cfa3d93f58cf59639c7231cae37b2.png

Следует отметить, на вооружение Германии уже была принята новая металлическая 20-литровая канистра. Она имела треугольную форму и была достаточно проста в изготовлении.

Тем не менее, в ее конструкции присутствовало большое количество сварных швов, что сказывалось на надежности, а характерная форма мешала хранению большого количества канистр и приводила к некоторой потере места.

Прежние канистры представляли собой параллелепипеды, с плоскими стенками, сваренными между собой по углам, либо штампованными из одного листа металла и приваренными донцами.

Ручки, как правило, представляли собой либо изогнутые полосы металла, либо проволочные петли. Такие канистры были неудобными в переноске, резали руки, цеплялись углами и вдобавок нещадно текли.

Условия конкурса канистры

В ноябре 1936 года по инициативе командования Вермахта начался конкурс на разработку новой емкости для хранения и транспортировки различных жидкостей, в первую очередь топлива.

Военные требовали создать металлическую канистру емкостью 20 л. Требовалось обеспечить максимальную простоту конструкции и дешевизну производства. Кроме того, новая канистра должна была иметь ряд характерных особенностей, облегчающих ее использование.

  • Канистра вермахта при емкости 20 л должна была быть весом всего 4 кг. Все детали канистры, за исключением резинового уплотнителя, можно было изготавливать из листового металла штамповкой. Для их соединения необходимо было использовать сварку.
  • Форма изделий должна позволять укладывать их с максимально эффективным использованием пространства, а использованные ручки обеспечивали удобство переноски как пустых, так и полных канистр. Наконец, горловина оснащалась крышкой, которая не требовала отдельного ключа.
  • При емкости 20 л канистра должна была иметь до предела минимально возможные габариты.
  • Ее эксплуатационная высота не более 47 см, а приемлемое горизонтальное сечение иметь размеры 34,5 х 16,5 см.
  • В зависимости от используемого материала и технологических возможностей предприятия-изготовителя габариты конкретного изделия могли отличаться.

Данные условия были поставлены перед конкурсной комиссии лично Адольфом Гитлером.

Результат конкурса канистры Wehrmachtskanister

Среди прочих в конкурсе приняли участие инженеры компании Müller из г. Швельм. Группа конструкторов, которую возглавлял Винценц Грюнфогель, предложила свой вариант канистры, соответствующий всем требованиям. За счет нескольких не слишком сложных идей конструкторам фирмы «Мюллер» удалось сделать канистру, с рядом положительных особенностей.

Талантливый немецкий инженер Винценс Грюнвогель выиграл данный конкурс, ибо создал изделие, вызвавшее настоящий фурор среди военных, которые даже заявляли, что это изобретение достойно Нобелевской премии.

Почему? Потому что у канистры Грунвогеля было несколько прорывных нововведений, которые в то время остальные инженеры не могли осмыслить и применить.

Первое – канистра весила около четырех килограмм. Добиться такого показателя удалось благодаря технологии изготовления корпуса – штампованный металл, который соединялся при помощи сварки. Также нанесенная горячим способом краска сохраняла канистру от коррозии.

Второе – уникальная ручка, на самом деле являющаяся тремя ручками.

Сделано это было по многим причинам – при наличии трёх ручек один человек мог нести в обеих руках сразу четыре пустые канистры или две полных. В случае полных – держать их за центральные ручки. Одну канистру могли нести и два человека, взявшись за крайние ручки, что позволяло и быстрее доставить топливо, и меньше устать. Наконец, при заправке нужно было держать за самую ближнюю к горловине ручку.

После того, как канистра опорожнялась примерно на половину, следовало перехватить за противоположную ручку. Это резко снижало количество разлитого на замелю топлива.

Третье – конструкция крышки. В то время самым массовым вариантом была обычная резьбовая крышка, однако и в полевых условиях, и в условиях морозов или дождей, да и просто во время боя тратилось драгоценное время на то, чтобы крышку открутить, а затем ее также было необходимо завинтить обратно. Сами крышки могли банально потеряться.

Но в новой канистре был использован принципиально новый механизм закрытия горловину канистры – простое нажатие, крышка достаточно легко закрывается и фиксируется. Даже в случае отсутствия резиновой прокладки крышка не позволяла топливу разливаться.

Фактически, открытие и закрытие канистры стало осуществляться одним движением руки.

Четвертое –внутри канистры была помещена специальная сифонная трубка. Это облегчало и заполнение канистры, и ее опорожнение. Кроме того, трубка избавляла от плескания топлива в емкости во время транспортировки.

Пятое – революционная форма. В форме параллелепипеда канистра сразу же решала очень много проблем – плотная установка в кузов для транспортировки, можно было доставить гораздо больше канистр, чем в случае, например, треугольного «предка».

Скругленные углы канистр, как и утопленный вглубь сварной шов, служили для того, чтобы при транспортировке избежать повреждения емкостей острыми углами. Наконец, штамповка в виде буквы «Х» была дополнительными ребрами жесткости, которые повышали прочность и стойкость канистры.

Шестое – на самом деле удивительное и гениальное дополнение. В каждой канистре был специальный воздушный карман. Это было сделано для того, чтобы канистры не утонули в воде. Учитывая, что плотность топлива ниже плотности воды, то создание дополнительного воздушного кармана сразу же сделало канистры непотопляемыми, о чем существует достаточно свидетельств со времен Второй Мировой войны.

Седьмое – канистра имела широкую горловину для удобства залития, а уже упомянутая сифонная трубка делала процесс заправки и опорожнения канистры плавным, а не рывками. Это также повышало удобство использования и снижало вероятности того, что топливо расплескается, например, во время заправки автомобиля.

78c163fa4e5705d02a2773b4dfdf2d60.pngА еще на канистре можно было сидеть.

Ни одна из представленных на конкурс канистр не могла сравниться с разработкой команды В. Грюнфогеля.

Развитие Канистры Вермахта

В войсках канистра мгновенно завоевала настолько огромную популярность, что параллельно было налажено и производство 20-литровых канистр для питьевой воды. Отличались емкости только цветом и нанесенной маркировкой.

Удивительно то, что вплоть до 1940-го года включительно, пока Вермахт полностью не обновил парк топливных канистр, никому не удалось похитить ни конструкторской документации, ни одной канистры.

«Канистра вермахта» в серийном производстве

Уже в 1937 году новое изделие было запущено в серию и вскоре стало известно под названием Wehrmachtskanister («Канистра Вермахта»). Серийные канистры получали различную маркировку.

На их боковых поверхностях выбивались разные надписи, в первую очередь объем (20L). Кроме того, предприятие могло ставить свое клеймо и наносить иную маркировку.

2512c074b0dffd5a60ac3182892e4dd0.pngКанистры для разных жидкостей могли отличаться цветом. Фото Carryology.com

Во избежание путаницы – например, чтобы не залить бензин в емкость для воды – канистры могли окрашиваться в разные цвета.

Канистра Вермахта в условиях боевых действий

Вскоре после начала производства и использования новых канистр войска получили возможность проверить их в условиях реальной операции. Аншлюс и раздел Чехословакии состоялись в том числе и благодаря своевременному полноценному снабжению войск горюче-смазочными материалами.

В дальнейшем положительные качества новой канистры были подтверждены в ходе нападения на Польшу и других операций Вермахта во время Второй мировой войны.

28e15876987c9d69a2a1838a8b90f6b9.jpeg

Примечательно, что до определенного времени немецкие военные не спешили оглашать факт существования новой канистры с простой, но удачной конструкцией. Только в 1939 году несколько таких изделий пропали с одного из немецких складов и достались американцам.

Американская адаптация «Канистры Вермахта»

Тем не менее, канистра немецкой разработки обр. 1936 года все же была использована. Через несколько лет после завершения автопробега Плейсса американские инженеры изучили имеющиеся образцы и переосмыслили их конструкцию. Самые заметные изменения заключались в отказе от основного сварного шва корпуса в пользу прокатанного соединения. Кроме того, вместо оригинальной немецкой горловины и крышки использовалась крышка большого диаметра на резьбе. Такие канистры производились в течение некоторого времени, но в дальнейшем американские предприятия, исправляя выявленные недостатки, были вынуждены освоить производство более точных копий немецкой разработки.

2601f0448828f6ccb46f50ba5a66885c.jpgАмериканский вариант канистры, ранняя версия

Канистры Wehrmachtskanister вскоре после прибытия в США получили прозвище Jerry-can, образованное от жаргонного прозвища немцев. Это название до сих пор используется для обозначения оригинального изделия Грюнфогеля и разработок на его базе. Тем не менее, название «Джерри-кэн» применяется только в англоязычных странах. К примеру, на постсоветском пространстве такие емкости именуются просто канистрами, без уточнения их происхождения.

Уже в ноябре 1944 года, всего через несколько месяцев после открытия второго фронта, польза от новых канистр была признана на самом верху.

Президент США Ф.Д. Рузвельт заявил, что без новых канистр войска союзников не смогли бы воевать в Европе и наступать быстрее, чем Германия в 1940 году.

0aa13519918acac96ca95a85f84d392e.jpg

Производство «Джерри-кэнов» велось самым активным образом. По разным оценкам, в начале мая 1945 года в Европе имелось до 20-21 миллионов таких канистр. К этому времени подобные «трофейные» емкости активно использовались во всех воюющих армиях.

Британский аналог

В 1940 году о существовании Jerry-can узнали военнослужащие Великобритании. Вскоре некоторое количество таких канистр попало на британские предприятия, где их изучили и попытались скопировать. Точное происхождение этих трофеев неизвестно. По одним данным, их удалось вывезти из Дюнкерка, по другим, англичане получили одну из канистр, использовавшихся П. Плейссом во время его автопробега.

Британские военные оказались дальновиднее своих американских коллег. Они постарались как можно быстрее скопировать трофейные канистры и начать их серийное производство.

d0822fdea32e7a700e88c8bde45f15ff.jpg

Известно, что в начале 1943 года британские войска, воевавшие в Северной Африке, получили несколько первых партий общим объемом порядка 2 млн канистр. Это позволило резко сократить использование имевшихся «флимси», не отличавшихся большой надежностью. Примерно через год после этого удалось развернуть производство Jerry-can на предприятиях стран Ближнего Востока.

Канистры вермахта в Советской Армии

В Советском Союзе канистры немецкого образца появились спустя некоторое время после начала поставок по ленд-лизу. Вместе с техникой и сырьем зарубежного производства наша страна получала различную вспомогательную продукцию, в том числе и емкости для топлива.

Сначала США и Великобритания присылали в СССР канистры старого образца flimsy, однако позже начались поставки более современных изделий. При этом конкретный тип поставляемых канистр зависел от страны-изготовителя.

Так, американские предприятия производили канистры с закручиваемой горловиной, а английские делали более точные копии базовой немецкой конструкции. К концу войны и США, и Великобритания поставляли почти одинаковые изделия, что было связано с перестройкой американского производства.

До определенного времени в Красной Армии и народном хозяйстве СССР использовались только импортные 20-литровые канистры. Тем не менее, со временем советские предприятия тоже скопировали удачную немецкую разработку

7a3bb9c1a83286f00d57b73deb33b2d4.jpg

Послевоенное использование типовых немецких канистр

В ходе Второй мировой войны канистры фирмы Müller наглядно показали свои преимущества перед иными емкостями для транспортировки жидкостей.

Изделие Wehrmachtskanister и различные его модификации зарекомендовали себя как простое и надежное средство, пригодное для использования в различных целях. По этой причине с окончанием войны производство канистр не закончилось. Свой интерес к таким емкостям проявили не только военные, но и различные гражданские структуры и автолюбители. Все эксплуатанты автомобильной и иной техники с большим удовольствием отказались от устаревших неудобных канистр, перейдя на более практичные Jerry-can.

Заключение

Производство 20-литровых канистр продолжается до сих пор. Далеко не все автомобилисты и представители других сфер спешат отказываться от старой, но не устаревшей канистры.

Разработка канистры Wehrmachtskanister» была значительным улучшением предыдущих конструкций, для использования которых требовались дополнительные инструменты, ключи и воронки. Канистра Wehrmachtskanister» содержала множество инновационных функций для удобства использования и надежности.

Сегодня аналогичные конструкции используются во всем мире для контейнеров для топлива и воды, как в военном, так и в гражданском контексте. Конструкции обычно имитируют оригинальный стальной дизайн, хотя многие изготавливаются из пластика.

Никто в мире не сможет точно определить количество канистр, находящихся в использовании у населения Планеты. Говорят, что в среднем по одной на человека т.е около 7 млрд. экземпляров.

beceff72709c76a1141f81aa37e5794e.jpg

По мере развития материалов и технологий конструкция 20-литровых канистр, конечно, постепенно меняется. Да и смекалистые люди находят ей различное применение. 

3971dfd945c732aa5952b5c92e3890f2.jpg

Но, тем не менее, традиционная немецкая разработка до сих пор остается одним из основных представителей своего класса. И её вид считается классическим.

Вот так одно из изобретений бесчеловечного гитлеровского режима все же смогло принести пользу человечеству.

Борис Скупов

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!