Этап эксплуатации здания сложно переоценить. Если строительство дома идет пару лет, то дальнейшая его жизнь занимает десятилетия. И все это время дом должен функционировать, как здоровый организм. То же самое касается и инженерных систем здания. Основатель компании СДМ, директор по развитию многофункциональной системы борьбы с протечками КаплеСтоп Александр Дудник считает, что «умную» эксплуатацию системы водоснабжения и водоотведения можно сделать бесшовной, если поменять к ней отношение застройщиков и управляющих компаний.
Развитие человечества идет семимильными шагами, изменения стали особенно заметны с конца XIX века, а сейчас они вообще происходят скачкообразно. Мы называем такие изменения техническим прогрессом, который сегодня вступил в фазу промышленной революцией 4.0. Повсеместное внедрение киберфизических устройств, «умных» систем существенно меняет жизнь человека, облегчает его работу и быт, автоматизирует рутинные задачи. К таким системам относится и КаплеСтоп. Однако для того, чтобы данная система нормально работала, необходимо коренным образом изменить подходы к строительству и управлению зданиями.
Единое пространство
Внимательные читатели уже знают, что датчики КаплеСтоп можно разместить в доме везде, где есть вода: в слоях крыши, в подвале, вокруг труб отопления, водоснабжения и канализации, в потолочном пространстве, на полу, в скрытых местах и даже в бетоне и плиточном клее. По сути, датчиками можно оплести весь дом, обеспечив круглосуточный, не зависящий от человеческого фактора контроль входящей и уходящей воды. Это подтверждает один из пилотных проектов, реализованный СДМ в московском технопарке «Слава», где уже полгода система контролирует 1200 зон, доказав, что может работать с большими данными. КаплеСтоп действительно является системой «умного» дома.
Но такая система не будет работать в полную силу, если сохранится нынешнее разграничение зон ответственности за состоянием сетей. Сегодня за крышу, технические этажи, подвалы и места общего пользования отвечает управляющая компания, а в квартирах эту ответственность спустили на уровень собственника. Те, в свою очередь, переделывают инженерные системы по своему усмотрению, а, случись авария, управляющая компания берет за ее устранение дополнительные деньги. В данной ситуации, ни о какой бесшовной эксплуатации воды не может идти и речи. Управляющая компания часто не имеет никакого представления, что происходит в квартирах, и уж тем более, не может прогнозировать там протечки и засоры.
Между тем, физически поделить здание на отдельные куски невозможно. Как известно, вода, где бы ни образовалась протечка, под влиянием гравитации стекает вниз. Если пострадала крыша или технический этаж, залитию могут подвергнуться и квартиры, расположенные ниже.
Кто виноват, кто прав
«Сегодня очень часто владельцу квартиры и управляющей компании приходится очень долго спорить, кто виноват в протечке. А ведь существуют гарантийные обязательства на сданную с отделкой квартиру, которую серьезная авария может испортить, - рассуждает Александр Дудник. – Если существующее разделение зон ответственности сохранить, доказать что-либо будет очень сложно. При этом КаплеСтоп может помочь быстро принять решение, кто должен оплачивать расходы на устранение последствий протечек во время гарантийного срока».
По его словам, система очень четко может показать, произошла протечка из-за того, что трубы неправильно смонтировали строители, или собственник внес свои изменения с ошибками, приведшими впоследствии к залитию квартиры, а то и не одной. Понятно, что пострадавший от аварии, рано или поздно докажет в суде свою правоту, и для этого есть профессионалы – эксперты, которые проведут определенные исследования. Но КаплеСтоп поможет не доводить дело до суда, не тратить на это время и ресурсы.
«Мы даем инструмент для того, чтобы понять, кто в конфликте является пострадавшим, а кто виновником в досудебном порядке, - продолжает предприниматель. - А самое главное – мы же даем информацию радикально раньше, чем вообще может произойти авария, появится пострадавший и виновник. Оперативно отреагировав на данные, можно профилактически отрегулировать систему. Что спорить, если датчик показал, что узел соединения начал пропускать? Лучше взять и поменять его быстрее, чем получить аварию на многие миллионы рублей».
В помощь управляющей компании
Отстроенная бесшовная система управления инженерными сетями будет выгодна не только жильцам, но и управляющей компании, потому что берет на себя автоматизацию рутинных задач. Чем заняты слесари и инженеры УК? Они постоянно делают обходы подвалов и технических этажей на предмет обнаружения протечек, и, кроме того, в срочном порядке реагируют на аварии, происходящие в квартирах.
Все эти задачи возьмет на себя КаплеСтоп. Система заранее обнаружит потенциальную протечку, а с помощью других IT-программ обработает заявки, поступающие от жильцов. Диспетчеру останется только правильно отреагировать на поступающие сигналы, а слесарям делать работу не в авральном, а в плановом режиме. Самое главное – КаплеСтоп может избавить дом от аварий вообще, обнаруживая проблемы заранее.
«Мы часто сталкиваемся с тем, что инженеры эксплуатирующих служб боятся нашей инновации из страха потерять работу, - говорит наш собеседник. – Но ведь это совсем не так. Чаще всего такие специалисты чрезвычайно загружены: бегают в мыле, постоянно устраняют какие-то аварии и так далее. КаплеСтоп в этом смысле не угроза, а большое облегчение».
Высококвалифицированные специалисты смогут избавиться от работы, которую может выполнить любой более-менее обученный человек, и займутся более специализированным трудом. Никакой начальник не будет сокращать спеца, который правильно работает. Естественно, непрофессионалы, которые приходили на работу и курили, выявятся сразу, потому что просто станут не нужны. УК надо будет решать профессиональные вопросы: в плановом порядке заказать узлы соединения, трубы, при необходимости их вовремя менять.
«Специалисты становятся более профессиональными. Они начинают занимаются делом, а система берет на себя постоянный контроль, - утверждает Александр Дудник. - Она не спит, не уходит в отпуск, а постоянно выдает «умные» данные специалисту, чтобы тот принимал взвешенные решения».
Невидимая эксплуатация
Представьте себе дом, в котором работает система «умной» эксплуатации, где совсем не бывает аварий, а управляющая компания заранее предупреждает жильцов о возможных проблемах и вовремя их устраняет. В каком доме выберет себе жилец следующую квартиру: с «умной» эксплуатацией или без нее? Ответ очевиден.
«Человек понимает, что может лежать на диване, смотреть телевизор, а за его квартиру будут отвечать другие люди, потому что он в них уверен на 100 процентов, - полагает Александр Дудник. - Не хочет клиент (и это подтверждается статистикой) постоянно контролировать или оценивать, что у него происходит с протечками в доме, квартире или на его территории. А это значит, что УК может на этом сервисе еще и неплохо зарабатывать».
Естественно, потребителю за эти условия придется больше платить, но ведь он готов раскошелиться на пятизвездочный отель во время отпуска? Те, кто жили в хороших условиях, выберут себе гостиницу с двумя звездами только в исключительных случаях. Тот, кто привык к айфону, вряд ли вернется к кнопочному телефону, пусть он и стоит в разы дешевле. Электронные замки гораздо удобнее обычных, потому что человек в любой момент может открыть дверь нужному человеку и заблокировать ее перед нежелательным. Мы все привыкаем к удобным технологиям.
В управлении недвижимости наступило своего рода разделение: есть просто эксплуатация и есть «умная» эксплуатация, которая может контролировать все инженерные сети, связанные с водой, на любом этапе и уровне. Произошла автоматизация процессов там, где ее раньше не было.
«Знаете, какой по-хорошему должна быть «умная» эксплуатация? Невидимой. Человеку кажется, что люди, которые его обслуживают, ничего не делают. А оказывается, что информация постоянно обрабатывается, что-то меняется, и именно поэтому у него не происходит аварий. Вот что надо понимать застройщику и УК, и до какой цели надо довести развитие управления недвижимостью. Тогда их усилия приведут к экономическому эффекту, они станут продавать и квартиры, и услуги значительно дороже», - резюмировал Александр Дудник.
Евгений Горчаков
Комментарии (0)