Каменный век 2.0. Названы победители студенческого конкурса «Ритмы камня 2024»

Подпишитесь на канал

Подведены итоги Третьего Всероссийского открытого студенческого архитектурного конкурса «Ритмы камня 2024». Церемония награждения победителей состоялась в рамках выставки Международной форума-выставки отрасли природного камня в Петрозаводске. Учредителем конкурса является КАРЕЛФОРУМ, организатором – РИА «Строительный Эксперт».

8bdd3edbb85dd9b54c5c375bd0dc34cd.jpg

Натуральный камень традиционно широко используется в архитектуре и ландшафтном дизайне, и сейчас переживает новый виток популярности в мире на фоне «зеленой» повестки. Это долговечный, экологичный и одновременно эстетичный строительный материал. Россия обладает большим запасом месторождений природного камня. В частности, лидером по добыче каменного материла является Республика Карелия. Карельский камень любят не только за его уникальные характеристики, но и по причине удобной логистики.

В целях популяризации камня в архитектуре и углубления знаний об этом материале был инициирован Всероссийский архитектурный конкурс «Ритмы камня 24». Конкурс ориентирован на студентов российских профильных вузов и включал в себя две номинации: «Камень в храмовом зодчестве Карелии» и «Камень в ландшафтной архитектуре. Территория глемпинга в Карелии». Он продолжался в марте-апреле 2024 года, после чего авторитетное жюри в лице профессиональных архитекторов, дизайнеров и представителей камнеобрабатывающих компаний выбрали победителей. Наградой для них стал подарочный сертификат на поездку в Карелию на Фестиваль «КАРЕЛФОРУМ 2024».

«Для камнеобрабатывающей отрасли очень важно найти и поддерживать живой контракт с архитекторами и дизайнерами, которые используют натуральный камень в своих проектах, – отметил в своем приветственном слове директор Международного форума-выставки отрасли природного камня Карелфорум Вячеслав Комаров. – Своей миссией мы видим популяризацию технологических и функциональных приемов применения природного камня во всех сферах его использования. И конкурс «Ритмы камня» – уникальная возможность поговорить на одном языке творчества с профессионалами».

Он отметил, что существующие учебники по материаловедению не успевают за современными технологиями камнеобработки, которые шагнули далеко вперед. ЧПУ и цифровые технологии изменили производственный мир, что приводит к снижению себестоимости изделий из камня. Значит, расширяются сферы и сегменты его применения. «Образно говоря, сегодня камень может быть пластичен как пластилин в руках скульптора, – продолжил он. – Мы можем из камня делать фактически все что угодно». К тому же постоянно появляются новые виды камня, открываются новые месторождения. К сожалению, Россия пока не реализовала весь свой огромный потенциал в камнедобыче и камнеобработке. «Наша задача – с помощью конкурса выявить новые возможности использования натурального камня в отделке и благоустройстве, а также продемонстрировать оригинальные архитектурные и технологические идеи, связанные с темой камня в архитектуре», – резюмировал он.

Эту мысль поддержала идеолог конкурса, вице-президент Союза архитекторов России Елена Баженова. «Россия богата камнем, – отметила она. – Перед нами, как организаторами конкурса, стояла сложная задача «подружить» молодых будущих архитекторов с натуральными материалами – камнем и деревом». 

6f6ff6d5938f766341daa5a8f411b7c2.jpg

Она добавила, что камень – один из древнейших материалов для строительства: не зря в науке есть выражение «каменный век». А сегодня наступает «Каменный век 2.0», поскольку натуральный камень получает новое звучание и новое место в создании высоких образцов архитектуры, ландшафтного дизайна и дизайна интерьеров. Особенность конкурса в том, что он ориентирован на студентов. Сейчас студенты-архитекторы, ориентированные на серию и цифру, слабо чувствуют и понимают качества камня. Этот недостаток и призван исправить конкурс: «Наша идея была показать студентам МАРХИ технологии работы с камнем через творческую деятельность, и мне кажется, нам это удалось».

Подытоживая работу жюри, Елена Баженова отметила общий высокий уровнь проектов: «В целом мы получили около 40 работ, и могу сказать, что конкурсанты великолепно справились с задачей». Немного более сложной оказалась номинация «Камень в храмовом зодчестве Карелии». Ее выбор объясняется тем, что сегодня тема использования камня в храмовом зодчестве очень актуальна: по всей стране продолжается строительство храмов, однако зачастую их архитектура вызывает досаду. Пластиковые фасады не соответствуют назначению этих сооружений и откровенно портят историческую среду городов. «Мы поставили две задачи перед конкурсантами: придумать отделку пола храма и его фасадную часть, – рассказала подробности Елена Баженова. – В итоге некоторые работы нас очень порадовали тщательностью проработки и внимательным отношением к деталям».

Вторая номинация – «Камень в ландшафтной архитектуре. Территория глэмпинга в Карелии» – вызвала гораздо больший интерес со стороны конкурсантов. «Мы получили большое количество работ, где студенты попытались использовать различные виды камня, каменных изделий и дерева. В итоге получились великолепные примеры ландшафтного дизайна». Эта тема очень своевременная: развитие внутреннего туризма диктует появление новых форм туристической активности, например, глэмпинги. Камень для проектов – функциональный и эстетичный материал, который можете стать «фишкой» в ландшафтном дизайне не только в глэмпингах, но и общественных пространствах малых и больших городов.

По итогам конкурсных процедур жюри выбрало призеров конкурса «Ритмы камня 2024».

7feec13ef55f372aaef5dd6cb1714d09.jpg

В номинации «Камень в храмовом зодчестве» первое место получила студентка из Москвы Александра Нужная за проект Отделка карельским гранитом Храма Тихвинской иконы Божией Матери. Пол выполнен из гранита, а основными цветами в палитре стали терракотовые оттенки. Главной задачей было не только обогатить декор храма и поддержать воздушность пространства, поэтому были использованы граниты светлых оттенков – серый, зеленый, красный, светло-коричневый, зеленый.

a9fcda044b7cfcb879709d75c74f613d.jpg

Второе место жюри присудило студенту из Москвы Ивану Бойко за проект «Отделка пола храма». В нем автору удалось отразить уникальное сочетание религиозных и художественных аспектов при разработке паттерна каменного пола для православного храма. Узоры каменного пола были спроектированы с учетом перепадов высот в религиозных местах храма, чтобы подчеркнуть их значимость и создать особую атмосферу молитвенного сосредоточения.

da75dfe20bfc87c92743b1777108e66d.jpg

Третье место получила Дарья Горбешко за проект «Этюд из Карелии». Идея облицовки фасада часовни вдохновлена природным ландшафтом Карелии, а в природе нет прямых линий и углов, поэтому используются камни с натуральной текстурой и формой, природной неровностью и шероховатостью, а их обработка производится лишь для повышения долговечности материала. Для облицовки фасада использованы крупные карельские камни в своей природной форме – это придает фасаду часовни уникальность и особый шарм.

"Камень в ландшафтной архитектуре. Территория глэмпинга в Карелии" первое место жюри присудило студентке из Москвы Екатерине Казаковой за проект «Спираль Атлантов». Это проект амфитеатра, который включает в себя сцену, спиралевидный спуск из гранитного камня, вдоль которого установлены камни со встроенными светильниками, и деревянные сиденья, за которыми расположены габионы, повторяющие траекторию спуска. Сейчас проект находится в стадии реализации.

7e70101e60d5eadd40c9b59de6baaf19.jpg

Второе место занял авторский коллектив из Москвы (Софья Королева, Марина Бикбаева, Гор Овсепян) за проект METELI. Проект благоустройства глэмпинга в Карелии был вдохновлен образами великанов из карельской мифологи: в центре участка располагается углубленная зона амфитеатра с кострищем и небольшой сценой, которая является главной точкой сбора туристов и местом передач карельских мифов и легенд. Разработана также зона с лабиринтами для детского времяпровождения.

4518b55d13213d15c558aede590b6c4d.jpg

Третье место присуждено авторскому коллективу из Москвы (Виктория Кислинская, Наталья Сорокина) за проект ELAVAKALA (в переводе с карельского – плещущаяся рыба). Проектом предусматривается обустройство площадки для сборищ, отдыха и проведения тихих вечеров и гуляний. За основу концепции авторы взяли каменные лабиринты, найденные на территории Карелии. Авторы хотели отразить некую мифологическую структуру в виде лабиринта, пройдя через который путник выйдет к реке. В центре лабиринта находится мощение в виде мозаики рыб из натурального камня. До лабиринта располагается центральное пространство, на котором проходят гуляния, далее – кострище, опущенное ниже уровня площадки.

Все победители получили дипломы и сертификаты на экскурсию в Кижи. Кроме того, главный дизайнер компании ООО ТК «Горизонт» Ксения Масленникова вручила победителям статуэтки из лабрадорита под названием Blue Pearl, единственное в мире месторождение которого располагается в Норвегии. «Мероприятие вызвало множество позитивных эмоций и впечатлений. В целом Карелфорум – это настоящее погружение, общение и заключение долговременных партнерских договоренностей, таких же надежных, как и натуральный камень», - резюмировала она.

b0cd0f0f737ed61d924c693de78edf17.jpg

ccc41ce446f402549f70e4ea92216cba.jpg

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!