Невозможно игнорировать растущую популярность электромобилей, поэтому вопрос их размещения становится все более и более актуальным. Попробуем в нем разобраться.
Нормативные ссылки:
- СП 113.13330.2023 Стоянки автомобилей;
- СП 256.1325800.2016 Электроустановки жилых и общественных зданий (с Изменениями 1-6);
- ФЗ № 123 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности;
- Правила противопожарного режима в Российской Федерации (с изменениями на 30 марта 2023 года)
Примечание: СП 506.1311500.2021 «Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности», в котором содержатся довольно точные и понятные формулировки, был отменен в 2023 году, поэтому основным документом для изучения остался СП 113.
Важное замечание
Несмотря на появившиеся в СП требования к размещению на стоянках электромобилей, экспертные организации зачастую не согласовывают соответствующие проектные решения, что заставляет заказчиков менять техническое задание, исключая из него упоминание электромобилей и подзаряжаемых гибридов.
Такая коллизия связана с малым опытом эксплуатации таких транспортных средств в нашей стране, а также недостатком экспериментальной базы для подготовки рабочих методик проектирования. Пока научные организации их готовят, нам ничего не остается, как опираться на действующие нормативные документы.
Нормативные требования
- Электромобиль: Любое транспортное средство, приводимое в движение электродвигателем с питанием от перезаряжающейся батареи или от других портативных устройств аккумулирования энергии (перезаряжающихся и использующих энергию или от источника самого транспортного средства или от коммунальной электрической сети) и предназначенное прежде всего для использования на улицах, дорогах или шоссе. (ГОСТ Р 50571.7.722-2017 Требования к специальным электроустановкам или местам их расположения. Источники питания для электромобилей).
- Гибридный электромобиль: транспортное средство, для движения которого используется энергия от двух бортовых источников: аккумуляторной батареи и источника, работающего на топливе. (ГОСТ Р МЭК 62660-1-2020 Аккумуляторы литий-ионные для электрических дорожных транспортных средств).
Тема | Требования |
Размещение машиномест с зарядными устройствами | Примечание: Обратите внимание на важный нюанс – нормативы предъявляют требования только к машиноместам, оборудованных зарядными станциями, а не к машиноместам, на которых можно в принципе парковать электромобили. 6.2.12 В закрытых стоянках автомобилей часть помещения, содержащая машино-места с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, должна быть выделена в отдельную пожарную секцию площадью не более 1200 кв.м одним из следующих способов:
Выделение машино-мест с оборудованием для зарядки не требуется:
Примечание: «Зоны (проезды), свободные от горючей нагрузки» создаются с помощью организационных мероприятий, к которым можно отнести:
Приведем графические пояснения этого пункта СП: |
Размещение машиномест с зарядными устройствами в механизированных и полумеханизированных стоянках | Примечание: Как мы видим, п. 7.10.2 СП 113.13330.2023 не позволяет размещать машиноместа с зарядными станциями в механизированных и полумеханизированных стоянках: 7.10.2 Машино-места для электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, оснащенные оборудованием для зарядки, допускаются на открытых площадках, а также в открытых и закрытых стоянках автомобилей классов конструктивной пожарной опасности С0, С1 (за исключением механизированных и полумеханизированных стоянок. (СП 113.13330.2023) Напомним, что это за два вида стоянок:
Примечание: Нормативная документация не описывает требования к стоянкам с комбинированным хранением автомобилей, для таких случаев требуется разработка СТУ. Учитывая дух нормативов, такую комбинированную автостоянку в целом нужно принимать за механизированную, поэтому в ней размещать машиноместа с зарядными станциями нельзя. Рис. Не могли удержаться и не привести яркий пример механизированной стояки, которая использовалась на лайнере «Королева Елизавета 2». |
Габариты машиномест для электромобилей | 7.10.6 Габариты машино-мест для стоянки электромобилей следует принимать: 2500х6000 мм - для устройства парковочных мест параллельно оси проезда, вдоль тротуаров; 7.10.5 Планировка пространства возле зарядной станции должна учитывать: габаритные размеры электромобиля (приложение А); возможные способы постановки на зарядку; длину кабелей зарядного устройства различных марок электромобилей. Зарядная станция должна находиться не далее 1 м от площадки, предназначенной для постановки электромобиля в целях зарядки, с учетом габаритов машино-места электромобиля 3000х6000 мм. (СП 113.13330.2023) 7.10.6 На стоянках автомобилей с общедоступными местами для зарядки электромобиля должен быть знак "Парковочное место с зарядной станцией для автомобилей с электрическим двигателем": дорожный знак 6.4 "Парковка (парковочное место)" в сочетании с табличкой 8.4.3.1 "Вид транспортного средства" согласно ГОСТ Р 52289. (см. рис.→) Зарядное устройство должно находиться не далее 1 м от площадки, предназначенной для постановки электромобиля в целях зарядки. (СП 113.13330.2023) 7.10.7 Для обеспечения защиты зарядного устройства в пределах парковочных мест при их размещении под углом к оси проезда необходимо предусматривать противоподкатные устройства по схеме, указанной в приложении Б (рисунок Б.1), на расстоянии, превышающем задний свес расчетного автомобиля (L), но не менее 1100 мм. (СП 113.13330.2023) Приложение Б. Противоподкатные устройства и бетонные тумбы: |
Пожаротушение | 6.2.30 В закрытых стоянках автомобилей машино-места с оборудованием для подзарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения независимо от площади. (СП 113.13330.2023)
Ст. 78, ч. 2. Для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. (ФЗ № 123) Примечание: В данный момент такие СТУ (даже если кто-то берет на себя смелость их разработать) фактически не согласовываются, поэтому рынок находится в нетерпеливом ожидании, когда уполномоченные организации закончат работы по разработке методик проектирования таких систем. |
Электроснабжение зарядных станций | На основе п. 7.4.2 и 7.4.3 СП 256.1325800.2016 мы составили следующую таблицу: |
Типы электромобилей | 209. В помещениях, под навесами и на открытых площадках для хранения (стоянки) транспорта запрещается: …подзаряжать аккумуляторы непосредственно на транспортных средствах, за исключением тяговых аккумуляторных батарей электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, не выделяющих при зарядке и эксплуатации горючие газы. (Правила противопожарного режима в Российской Федерации) Примечание: В помещениях автостоянок разрешено подзаряжать только электромобили, оснащенные аккумуляторами, не выделяющими при зарядке и эксплуатации горючие газы. |
Вывод
Несмотря на наличие нормативов, фактически разместить в закрытых стоянках места для зарядки электромобилей невозможно из-за отсутствия методик проектирования систем пожаротушения, отказа МЧС согласовывать СТУ, а экспертиз – пропускать такие проектные решения.
Чтобы лучше понять проблему, приведем цитаты из статьи «Правила и способы тушения электромобилей пожарной охраной», автор – Чеберяк В.В., старший преподаватель Дальневосточной пожарно-спасательной академии:
«… потушить электромобиль значительно сложнее, чем машину с двигателем внутреннего сгорания, необходимо задействовать больше ресурсов.
Чтобы погасить аккумулятор электромобиля, нужно около одиннадцати тысяч литров воды. Тем не менее, при транспортировке такой аккумулятор может вспыхнуть повторно.
Если … использовать воду, то пожарным, вследствие выделения токсичных веществ при реакции лития с водой, нужно обязательно использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания. Кроме того, в этом случае необходимо принять меры, чтобы в опасной зоне не находились люди без средств индивидуальной защиты».
Комментарии (0)