Как проектировался «Верхний город» квартала Lucky — интервью с генпроектировщиком

Подпишитесь на канал

Lucky — новый жилой квартал у станции метро 1905 года. Он представляет собой регенерацию уже существующего квартала, в котором сохранили шесть исторических зданий начала XX века и построили восемь современных жилых домов, три офиса и фитнес с бассейном. 

Квартал визуально делится на две части. Первая — «Нижний город» — состоит из шести исторических зданий и трех новых офисных с разнообразным инфраструктурным наполнением: кафе и рестораны, фермерские магазины, шоу-рум российских дизайнеров, билингвальный детский сад La Berёzka, офисные здания и центр развития индустрии кибербезопасности «Кибердом». Вторая часть — «Верхний город» — это восемь новых жилых зданий высотностью от 15 до 21 этажей.

Генеральный проектировщик башен «Верхнего города» — компания Unidraft. Ее специалисты рассказали, чем этот проект отличается от других, что было самым сложным в ходе работ и какие интересные решения применялись командой.

Для команды Unidraft работа над Lucky стартовала весной 2019 года — и продолжалась вплоть до ввода зданий в эксплуатацию. Наши специалисты разработали архитектурно-строительные, конструктивные решения, инженерные системы и наружные внутриплощадочные сети жилых зданий квартала, а также осуществляли авторский надзор за строительством и монтажом инженерных систем. Команда Unidraft на проекте занималась жилыми корпусами на стадии «Рабочая документация» и выполняла корректировку стадии «Проектная документация». В начале на архитектуру и конструктив мы привлекали коллег из других проектных организаций, позже наши архитекторы и конструкторы взяли эту работу в свои руки.

02e40f50e97e06c4e8a818e88ed3207f.jpgФото: Vesper

Строгий дизайн-код

Мы работали в связке с архитекторами «Меганом», которое с самого начала разрабатывало проект Lucky. Команда бюро разработала подробнейший дизайн-код фасадов и благоустройства, и практически до полной готовности рабочей документации курировала внешний архитектурный облик квартала. А команда архитекторов Vesper и приглашенные застройщиком дизайнеры квартир и общественных пространств сосредоточилась на детализации планировочных решений и разработке интерьеров.

bd17787b948364a6f670fda0e98f7799.jpgФото: Vesper

Вопросов, требующих согласования, было достаточно много. Но тут важно понимать, что у генпроектировщика практически нет автономных решений, которые не проходят внешних кругов согласования. Конечно, внутренняя увязка смежных дисциплин происходит внутри компании, затем чертежи рассматривает служба заказчика и команда его проектировщиков (архитекторы, дизайнеры интерьеров).

Взаимно согласованы должны быть не только строительные решения, но и инженерные системы: общедомовые, которые проектировали мы, и внутриквартирные, которые разрабатывали инженеры команды дизайнеров. Все архитектурно-строительные и конструктивные решения увязывались с архитектурой фасадов. Мы учитывали все детали и требования, продиктованные дизайн-кодом от авторов архитектурной концепции.

6a7c6dc7bba6cfbbc31b0a1a70bca3dc.jpgФото: Vesper

Или другой пример. На кровле подземного паркинга, образующей внутренний двор, предусмотрен сложный ландшафтный дизайн. Чтобы нагрузка не превышала несущую способность плиты, мы точечно подбирали и согласовывали будущее расположение буквально каждого дерева.

AD_4nXdq8AFbGORGwXB6uzEylEohqBbuhaoSkSsDСхема: Unidraft. Так выглядит итоговый результат работы специалистов разных направлений. Разные цвета означают разные дисциплины. АР - архитектура, общестроительные решения. КЖ - монолитные несущие конструкции. АИ - архитектурные интерьеры жилых помещений. ВК - инженерная система водоотведения. КМ - конструкция модульных фасадов

Уникальные фасады

Жилые корпуса квартала Lucky, помимо яркого архитектурного облика, имеют фасады уникального технического исполнения. Крупномодульные панели собирались на заводе в Санкт-Петербурге (проектировщик и изготовитель «Петропрофиль+»), транспортировались на объект и монтировались практически непосредственно с транспорта, с минимальным промежуточным складированием. Каждый модуль фасада состоит из утепляющего заполнения, светопрозрачной системы, резинометаллических стыковочных профилей, обеспечивающих прочный теплый герметичный шов между смежными модулями.

a7790f7727411442860080db188ad7cb.jpgФото: Vesper

Модули устанавливались на анкерные блоки с юстировочными устройствами точного геометрического положения. При установке модулей учитывалась расчетная деформация перекрытий от собственного веса, полов, перегородок и полезной нагрузки. Для некоторых большепролетных участков после внутренних строительных работ, нагружающих перекрытия, производилась повторная юстировка геометрического положения ранее установленных модулей.

Для окраски внешней металлической облицовки модулей по рекомендациям архитекторов был разработан специальный цвет лакокрасочного покрытия. Он наносится только в заводских условиях по технологии, схожей с окраской автомобиля.

40768823fd75b8e6f966dd1b5a72987b.jpgФото: Vesper. Расположение эркеров в шахматном порядке обеспечило фасадам интересный рисунок.

Никаких деформационных швов

Обычно здания больших габаритов при строительстве физически разделяют на несколько частей. Здания «разрезают» по нескольким причинам: инженерно-геологические условия, температурные деформации, усадка бетона. Но у технологии разбивки здания швами есть ряд недостатков: влияние на архитектурную эстетику, уязвимость гидроизоляции. А еще появляется необходимость в дополнительных вертикальных несущих конструкциях: сдвоенных колоннах и стенах. Изначальный проект, который мы получили от заказчика, не предполагал разбивку на блоки. Поэтому нам нужно было разработать новые подходы для решения задач, которые обычно снимаются деформационными швами, и мы это сделали. Деформационные швы были заменены на временные температурно-усадочные. Они замыкаются почти перед вводом в эксплуатацию, и температурное воздействие усадки конструкций сводится к минимуму. Дополнительно для снижения усадки в бетоне временных швов применялись специальные добавки.

AD_4nXeQS-L193zspiW9QOl51hnKjlhg7TkbmuqdЗамена постоянных деформационных швов на временные температурно-усадочные швы на период строительства. На стадии эксплуатации здание уже бесшовное.

Сложное переопирание несущих конструкций

Еще один вызов, с которым мы имели дело — переопирание несущих конструкций большепролётной плиты. Нужно было спроектировать большие пространства (лобби) на первых этажах, не привязывая опорные конструкции к несущей конструкции паркинга и планировке квартир наземных частей. Проще говоря, разместить несущие колонны и стены не там, где они расположены на других этажах.

AD_4nXcXAn3aLGMxzxTh-wEbY8n_F_kU7msU5-UcСхема: Unidraft. Большое количество переопираний вертикальных несущих конструкций между подземной частью парковки и первыми этажами фойе, а также надземной жилой частью здания.

Это сложная работа для конструктора, и объем таких работ был большим. Несущие колонны при переопирании устанавливались непосредственно на перекрытия — для этого применялись специальные трансферные плиты повышенной несущей способности. Чтобы поставить колонну несоосно, мы рассчитывали толщину плиты, её прогибы, армирование. Расчеты выполнялись в программе Scad Soft и дополнительно проверялись вручную.

Подобное переопирание выполнялось для всех башен «Верхнего города»: у каждой из них большое пространство лобби, над которыми расположены типовые этажи со своей нарезкой планировок.

cb3a0129fb991352f5e739a9d0d9d0b5.jpgФото: Vesper. Пространство фойе

Эксперты:
Сергей Щербина, главный инженер Unidraft
Семен Шмидт, главный конструктор Unidraft
Александр Газин, главный конструктор проекта

Источник: https://architime.ru/activity/2024/stat_lucky.htm

Похожие по тегам публикацииСтроительство, Градостроительство, Жилые здания, Девелопмент, Проектирование, Технологии строительства, Проектная документация, Жилые комплексы, Жилищное строительство, Технологии, Информационное моделирование, Строительные технологии, Экспертиза в строительстве, Экспертное мнение, Эксплуатируемая кровля, Застройщики, Жилая недвижимость, Общественные пространства, Столичная недвижимость, Проектирование в BIM, Проектирование инженерных систем зданий

Показать все публикации

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!