Торжествующая философия домовладения и духовная нищета собственника ячейки в человейнике

Подпишитесь на канал

«Народная инициатива последние тридцать лет неудержимо и неуклонно направлена именно на семейное расселение и обживание. Во всей полноте это естественное устремление выражено в дачном движении последних лет, которое без преувеличений можно назвать народным домостроем. Именно сюда, да еще в авантюрный бизнес ушли почти все созидательные силы народа последних десятилетий».
А.С. Кривов. Академик архитектуры

Не нами, но Божием промыслом установлено, что между Домом и Миром существует множество взаимных связей и зависимостей. Человек мыслящий ощущает и понимает дом как главную жизненную среду человека, определяющую его индивидуальность, социальное взаимодействие и жизненную успешность в самом широком смысле слова.

239d1469faa960eb2786a6e742a31d95.jpg

Поскольку домовладение – это многофункциональная среда, для нее характерно единство предметно-пространственных и бытийно-социальных связей, ибо реальное физическое место, включаясь в семейное взаимодействие, задает его содержание и границы, а также по максимуму влияет на семейный уклад.

В то же время дом служит моделью мира в целом: выходя из «малого» социума в «большой», человек продолжает использовать те навыки и опыты, которые он приобрел дома, в привычных ему бытийных обстоятельствах. В среде домовладельцев существуют даже выражения «здоровое жилье» (healthy housing) и «терапия домашней среды» (apartment therapy).

Дом нужен не только для того, чтобы находиться в нем постоянно; он нужен, чтобы человек не боялся его покидать, чувствовал себя в безопасности и за его пределами.

Естественно, создаваемая веками и тысячелетиям «философия домовладения» – это межпредметная область знания, находящаяся на пересечении социальных и экологических наук, дифференциальной, возрастной и практической деятельности государства общества.

Конечно, многие сугубо периферические прикладные области, примыкающие к философии домовладения, такие как творческий процесс создание жилища и само жилище как практический результат, интенсивно изучаются, но центральный предмет до сих пор как социально-психологическое явление мало доступен сообществу домовладельцев.

Особого внимания собственников жилья заслуживают просветительские работы академика Бокова А.В., Бондаренко В.И., академика Кривова А.С., политолога Крупнова Ю.Н., сенатора Савченко Е.С. и ряда других энтузиастов индивидуального жилого строительства (ИЖС).

Представляемая читателем работа, с несколько тенденциозным названием, всего лишь капля в море информации о витальном (полученным по факту рождения) жизненном благе индивидуума.

Но поскольку она в сугубо познавательном порядке позволяет обоснованно судить и интенсифицировать возможности домашней среды как эко-социального ресурса в семейной практике, в работе с людьми, страдающими от повседневных бытовых и травматических стрессов, думаем, что знакомство с ней не будет бесполезным обременение и для частных домовладельцев, и для собственников квартир в пресловутых «человейниках».

Дом как базовая модель человеческого бытия

В то же время не стоит думать, что связь человека с родным домом всегда благотворна, а отсутствие дома всегда критично. На протяжении жизненного цикла человек, двигаясь к точке своего зенита, последовательно отдаляется от дома, а затем – вновь возвращается в него. Если же дома не было с детства, это тоже не беда: тем сильнее может быть основанное не на личном, но на общественном опыте желание его построить.

Утверждая универсальность дома как «базовой модели человеческого бытия», отдельными и точечными тезисами мы вносили в этот постулат уточнения, конкретизируя свои заключения и вводя новые дополнительные переменные.

Таким образом, по ходу представленных в настоящей статье соображений общего характера, мы прошли путь от выделения домашней среды как предмета из житейского опыта к взвешенному познанию жилища (дома, квартиры и т.д.) любознательными людьми, как «ресурса личностного развития».

3ed79d5930ed9e9e45a00a47ec07b56e.jpg

Однако основоположник нового архитектурного течения Ле Корбюзье намеренно отказался от понятия функциональности в традиционном смысле слова, разумности и удобства использования, в пользу внешнего образа дома – прочь от уюта! Дом становится машиной для жизни и инструментом получения сверхприбыли, опережая в этом наркотрафик и торговлю оружием.

Философия домовладения капитулировала и отступила на позиции рабовладельческой эпохи. Отвержение идеи домашнего очага как устаревшей морально и психологически привело к нищенскому дизайну квартир-студий и рыночному засилью убогих трансформеров, которые не могут быть адаптированы к разным активностям разных членов семьи.

Дом как философский феномен общественного развития

Установлено, что существует немного феноменов, в которых искусство, культура и природа сходились бы вместе так тесно, как в доме – в месте намоленом и задуманном, построенном и обжитым человеком.

Гигиена, пищевые ритуалы, комфорт – информация о повседневных практиках человека или сообщества представляет собой точный средовой ключ к пониманию того, что на самом деле представляет собой человек или семья, как люди общаются, что скрывают и чего стыдятся, а что, напротив, выставляют напоказ.

Исторический генезис функций дома во многом объясняет то, что мы имеем сегодня, а современный дом в скрытом виде содержит все то, чем он когда-то был, причем для разных культур. И дом как исходное для многих других понятий культурное явление отражает не только личность своих обитателей, он отражает также обобщенную в культуре наивную картину мира.

Прежде остановимся на самом понятии «дом». В русском языке это наиболее общее слово, обозначающее укрытие, место, где человек добровольно проводит значительную часть своей жизни.

Викисловарь определяет его «как архитектурное сооружение, предназначенное для жилья, и имеющее, как правило, стены, дверь и крышу» – не слишком много информации для начала исследования.

В. Даль был подробнее: «строение для житья; в городе, жилое строенье; хоромы; в деревне, изба со всеми ухожами и хозяйством. Крестьянский дом, изба; южн. хата; княжеский и вообще большой, вельможеский, палаты, дворец; помещичий, в деревне, усадьба; маленький и плохонький, хижина, лачуга; врытый в землю, землянка».

Анализ русского фольклора акцентирует роль дома как промежуточной инстанции между жизнью и смертью – чтобы сберечь жизнь, нужна крыша, чтобы не дать умереть, нужны окна и дверь. Однокоренное дому слово «домовина» означает гроб.

b7682ae54e8e0f7203b561d08012312c.jpg

Дом в России означает также процесс ведения хозяйства, домашний уклад. В ходе представления результатов исследований нам неоднократно приходилось пояснять слушателям и рецензентам, что мы популяризируем не семейную среду как взаимодействие, а те предметно-пространственные условия, в которых возникает либо вовсе уничтожается семейная атмосфера. Причина недопонимания – бедность лексики в области «домашних» понятий.

Однако справедливости ради нужно отметить, что центром дома во многих культурах оказывается огонь – очаг или печка (в английском языке дом – home= очаг). В России печка – сверхзначимый атрибут дома, способный обойтись даже без стен: в русских народных сказках часто случается, что печка может стоять в лесу или в чистом поле и при этом печь пироги. Печка как источник естественного или мистического воздействия на мир (ресурс личности!) присутствует во многих народных и авторских сказках.

России дом ассоциировался также с тяглом, то есть с работой, которую нужно было сделать, чтобы содержать и вести свой дом. А Домострой – это свод правил семейной жизни, но отнюдь не рекомендаций по ремонту жилья.

Дом как символ благополучия человека

В современном житейском бытие многие бытовые ценности вдруг потеряли своё значение. Так, центральное водоснабжение, канализация и отопление полностью вытеснило еще недавно повсеместное бытовое троеборье: «вода, дрова, помои». Вместительный холодильник из объекта всеобщей зависти стал обязательным предметом домашнего хозяйства. Автомобиль уже давно не только роскошь, но средство передвижения.

И наоборот, быстротекущее время приводит к интеграции всех значений дома:

  • Космологической или терминальной ценности. Дом почитают как вектор развития и успеха, оплот жизненной философии и отражение мировоззрения.
  • Личностного статуса. Дом есть ресурс поддержания идентичности, чувства значимости и социальной принадлежности.
  • Инструментального назначения. Дом как физический объект, допускающий определенные виды активности.

«Обрастание» дома значениями приводит к тому, что образ дома приобретает самостоятельный личностный смысл и становится символом благополучия человека.

Установлена связь между графическим образом дома и уровнем привязанности к нему. Люди, привязанные к своему дому, отмечают общее пространство жизни всех обитателей дома, отделяют комнату каждого жильца стенами (а не пустотами), но при этом отмечают владельцев как своего личного пространства, так и «чужого», и предпочитают изображать свое жилище в плоскости.

Люди, не испытывающие к дому привязанности, делят пространство дома на «мое» и «не мое» не так отчетливо, как те, кто любит свой дом, они также склонны прорисовывать общие границы между комнатами, однако чаще изображают свой дом в трехмерном пространстве.

Дачный фактор

Однако в XIX веке, что нашло отражение и в классической русской литературе, дом почти стал объектом культового поклонения. Особенно же страстным стало отношение дворян к сельским домам – имениям, которые содержались наряду со столичными домами и часто оставались центром семьи, родовым гнездом, напоминанием о происхождении и семейной истории.

Правопреемником имения, напоминанием о сельских корнях существенной части россиян стали современные дачи – феномен, который характерен преимущественно для России.

Власть имущие постоянно тыкают нас носом в зарубежную практику – дескать идея двух домов, городского и сельского – не практична и не рациональна.

Итальянцы, португальцы и прочие шведы тоже выезжают в пятницу вечером из своих городских домов на природу – но это или уикенд в специально отведенном месте в парке, в присутствии многочисленных соседей по отдыху, или визит к родителям и другим родственникам, которые постоянно живут в сельской местности.

Для россиянина дача – почти сакральное место. Городской дом – для идентичности, сельский – для аутентичности, здесь человек позволяет себе быть самим собой, забыть о репутации, делать простые дела и воспроизводить в них себя, свою семью, свою дружбу.

476a1bbed177b46258810f7d315d700d.jpg

Если для англичанина следующее особое место за пределами дома – это паб, для россиянина, без сомнения, – дача.

Здесь существует иное общественное измерение и проявляются иные ипостаси личности. По сему олигархическое строительное лобби даже само слово «дача» пытается безуспешно отменить. Кишка тонка, однако.

Привлекательность владения частным домом и негативы ячеек в многоквартирном доме (МКД)

Очень часто оказывается так, что человек расположен к среде обитания, потому что она дает ему ресурсы для достижения своих целей и желаний, позволяет осуществлять необходимые виды деятельности

Например, житель, зарабатывающий фермерством, функционально привязан к сельскому месту своего обитания, потому что условия этой среды соответствуют его целям и виду деятельности. Равно как и житель, выбирающий жизнь в центре города, получает возможность добраться до офиса быстро и с комфортом. Таким образом, обосновываясь в среде, соответствующей жизненным и профессиональным целям и задачам, человек будет иметь больше шансов успешно реализоваться.

Женщины чаще оценивают качество местного сообщества с позиций социального взаимодействия, то есть насколько открыты люди друг другу и новым жителям, отзывчивы. Они ценят уровень доверия между жителями, приветствуют как формальное, так и неформальное общение.

Напротив, у мужчин оценка качества близости и дружественности сообщества строится на возможности выполнять специфические виды деятельности. Например, сходить с соседями на рыбалку, поиграть в футбол, построить вместе соседский гараж или общими усилиями починить машину

Некоторые авторы в качестве значимых социально-демографических факторов называют уровень образования и достаток.

Так, образованные люди имеют больше возможностей получить высокооплачиваемую работу; в свою очередь, высокое финансовое положение дает больше альтернатив в моделировании и проектировании дизайна своего жилища, то есть его персонализации и индивидуализации, а также позволяет иметь оптимальные пространственные характеристики дома – функциональное зонирование пространства, наличие личного пространства и просторных зон рекреации и т.п.

Длительность проживания – фактор привязанности к дому, оспорить который труднее всего; устойчивость его влияния подтверждается от исследования к исследованию. Так, показано, что длительность проживания определяет привязанность к дому сильнее, чем владение им.

Наделение многоквартирного жилого дома признаками индивидуальности его жильцов – вещь не от мира сего. В тоже время в силах хозяина частного домовладения сделать его визитной карточкой самоидентификации и самовыражения личности, а только потом – приемлемым в функциональном отношении.

Очевидно, что, для того чтобы человек был привязан к жилищу (частному дому, квартире в МКД) и хотел туда возвращаться, необходимы:

  • Эмоциональное приятие жилища, которое представлено прежде всего теми конкретными чувствами, эмоциями и переживаниями (например, переживание счастья, умиротворения, радости, гордости от пребывания в доме), которые испытывает человек, находясь и взаимодействуя с группой людей в пределах жилого пространства. Эти чувства сводятся не только к эмоциональному отклику на бытовые условия и возможности домашней среды, но и к глубоким чувствам, связанным с жизненными насыщаемыми потребностями в любви, счастье, одиночестве и т.п.
  • Смысловая значимость жилища и соответствие образа жилища ценностной сфере человека, и «Я-образу» человека.

Закрепление положительного образа жилища в сознании человека зависит от таких факторов, как привлекательность домашней обстановки, статусность и уникальность домашней среды, легкость ориентировки в доме и знание его истории, осмысленность действий, совершаемых в доме, наличие положительных ассоциаций, связанных с жилищем, а также идентификация с домочадцами и, собственно, с выработанными домашними порядками, нормами и укладом жизни.

Никогда и не при каких обстоятельствах собственник ячейки МкД не повторит эмоциональных высказываний домовладельца, связанных с жилищем «Дом – часть меня, потому что мне там хорошо!» и их причиной «Я люблю свой дом, потому что он является отражением меня!»

Заключение

Нам удалось выделить из сферы повседневного опыта и житейского познания забытый философский предмет: домашнюю среду человека. Мы попытались убедить читателя в том, что дом – это главный экономический и социальный ресурс, способный «подпитать» своего обитателя во всех его бытовых и житейских потребностях.

Де-факто, индивидуальный жилой дом необходим для психологического благополучия, бытовой и житейской адаптации человека. Очевидно его полезное влияние на жизненную философию собственников и их общественную активность. Ведь частный дом, оказывая благотворное влияние на отдельного человека может повлиять и на сообщество людей – задать семейный микроклимат, стиль взаимодействия и систему ценностей.

Практически частное домовладение в силах сделать своих обитателей не только сильными и успешными людьми, но и нравственно обогатить их в солидарном общественном движении к счастью, что реально претендует на вакантный статус национальной идеи.

Как бы то ни было, мы привязались к нашему предмету, и, вложив в него много сил, будем планировать и новые результаты. Ибо ходе работы над данным материалом мы уяснили, что частное домовладение как ни одно другое философское явление обрастает стереотипами, предрассудками и приметами.

Мы будем продолжить нашу совместную с читателями работу, потому что осталось много вопросов, ответы на которые хотелось бы получить в ближайшее время.

Александр Петров
Борис Скупов

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!