Информационные страсти о боеготовности стратегической авиации ВКС и строительстве капониров

Подпишитесь на канал

«Теперь русским ясно, что их можно достать с любого квадратного метра России. Нет такого места, которое было бы достаточно далеко, это важно, и это заставит Россию предпринять много действий, чтобы защитить свои стратегические активы».
Бен Ходжес. Отставной американский генерал об операции «Паутина»

Вслед за публичным низведением воздушными и морскими дронами ВСУ в 2022-2023 годах боевой готовности Черноморского флота ВС СССР до «нулевого уровня», 01 июня 2025 года последовала успешная акция устрашения украинских спецслужб «Паутина» в форме масштабной диверсии силами БПЛА против аэродромов стратегической (дальней) авиации военно-космических сил (ВКС) России.

a7097d52277dd9df986eefe2589cf88f.jpg

Диверсионной атаке БПЛА единовременно подверглись пять стратегических объектов ДА (авиабазы) в широкой географии:

  1. «Белая» в Иркутской области, атака удалась;
  2. «Дягилево» в Рязанской области, атака отражена;
  3. «Иваново» в Ивановской области, были сообщения о повреждении нескольких самолётов 610-го Центра боевого применения и переучивания летного состава Военно-транспортной авиации России;
  4. «Оленья» в Мурманской области, атака удалась;
  5. «Украинка» в Амурской области, атака сорвалась.

Пока в российско-украинских информационных сражениях одерживает победу невежественное словоблудие, где в одну «паскудную кучу» собраны всевозможные картинки, слухи и фейки, ровным счетом никак не проясняющие данную ситуацию. Кроме, разумеется, обычного в таких случаях высокомерного рефрена про российскую «неисправимую» бестолковость.

Сейчас диванные стратеги гибридных войн очень нудно и поучительно обвиняют «неповоротливый «Генштаб РФ, который, дескать, не удосужился снабдить нашу военную авиацию на аэродромах надежными укрытиями от вражеских ударов БПЛА.

За неимением ничего лучшего они ссылаются на опыт СССР. При этом ничего не ведая о специфике развития дальней авиации и её аэродромного обслуживания того времени (1970-1990 года), а о сути опыта возведения надежных аэродромных укрытий самолетов, ядерных боеприпасов и ракетного оснащения рассуждают по устаревшим справочникам Military Balance, которые «врут как и все календари».

Автор настоящей работы за последние пять лет узрел единственный пример профессионального анализа строительства защитных сооружений ВКС от атаки БПЛА в …сетевом литературном и историческом журнале «Камертон», прочитав статью Юрия Селиванова «Когда одного опыта прошлого уже мало», опубликованной 25 августа 2024 года.

Но все же своим святым делом, ветераны аэродромного обеспечения боевой деятельности Дальней авиации (ДА) полагают ответить на насущные вопросы наших читателей.

  • Насколько тяжёл урон и как это может повлиять на ход СВО и стратегические военные возможности России в обозримом будущем?
  • Как организовать комплексную защиту аэродромов стратегической авиации и что надо делать в первую очередь?
  • Меняются ли правила военной игры в СВО, либо просто российские спецслужбы прозевали диверсантов?

В среде служивых людей 30-й отдельной воздушной армии ВВС ВС СССР (Штаб армии располагался в Иркутске), а к ним принадлежит и автор настоящей работы, в профессиональном сленге определение стратегической основы Военно-воздушных сил (ВВС) СССР понималась как Дальняя авиация (ДА ВВС) или просто ДА). По сему любознательного читателя прошу помнить, что термины «Стратегическая авиация» (СА) и «Дальняя авиация» идентичны и взаимозаменяемы.

Предельно кратко о роли и значении дальней авиации в структуре ядерной триады России

Днём рождения дальней авиации (ДА) России считают 23 декабря, поскольку в этот день в 1914 году Николай II подписал указ о создании эскадры самолётов «Илья Муромец» – первого в мире соединения тяжёлых четырёхмоторных бомбардировщиков.

В настоящее время на вооружении ВКС стоят глубоко модернизированные версии советских машин: Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160 (в том числе Ту-160М1). Кроме того, к ДА относят самолёты-разведчики Ту-22МР и топливозаправщики Ил-78.

Данные о количестве дальних самолётов, которыми обладают ВКС России, сильно расходятся.

По информации отечественных СМИ, в авиапарке РФ находится: 30 машин Ту-95, 12 Ту-22М3 и 19 Ту-160. То есть в общей сложности 61 (шестьдесят один) аппарат. Речь здесь идет о самолётах боевого применения.

По подсчётам Международного института стратегических исследований (IISS), в составе ДА России числится: 42 Т-95МС, 60 Ту-22М3, 11 Ту-160, 5 Ту-160М1 и один Ту-22MR, то есть всего 119 (сто девятнадцать) аппаратов.

Аналитики IISS, скорее всего, учитывают так называемые «реликтовые самолёты», находящиеся сейчас на хранении, но входящие в перечень СНВ-3.

В составе ВКС развёрнуты три эскадрильи Ту-95МС, четыре эскадрильи Tу-22M3, и одна эскадрилья Ту-160.

Дальняя авиация России является воздушным компонентом Стратегических ядерных сил (СЯС) РФ. Все самолёты ДА, стоящие на вооружении ВС РФ, способны наносить удары как ядерным, так и неядерным оружием. В задачи ДА входит уничтожение стратегически важных объектов в глубоком тылу противника. Кроме того, отечественные самолёты могут поражать крупные надводные цели.

Самым воюющем самолетом ВКС в настоящее время является Ту-22М3 – дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Он предназначен для поражения морских и наземных целей управляемыми ракетами и авиационными бомбами и ныне является головной болью украинских ПВО.

Ту-160 не имеет аналогов в мире. По сути, он и есть «самолет судного дня». Бомбардировщик способен преодолевать ПВО противника, развивая на сверхзвуке скорость в 2500 км/ч.

«Ту-160 – это действительно невероятная машина. Её практически невозможно перехватить. За нашим самолётом не успеет зенитная ракета и самый современный истребитель. Например, Ту-160 может держать на форсаже сверхзвуковую скорость в течение 45 минут, а потенциальный «охотник» на него F/A-18 – всего 10 минут.

По словам экспертов не стоит списывать со счетов самый старый бомбардировщик ДА Ту-95МС, который является единственным турбовинтовым самолётом в мире, способным развивать скорость свыше 900 км/ч. Модернизированная версия Ту-95 может применять стратегическую крылатую ракету Х-101/102 «воздух-земля», дальность которой достигает 6-9 тыс. км.

Всего лишь две державы: КНР и США могут составить достойную конкуренцию ДА России на мировом уровне. Остальные скромно курят в сторонке.

С какого перепуга диверсионную операцию украинских спецслужб «Паутина» поспешили окрестить «российским Перл-Харбор»?

«Поражая Русь на карте указательным перстом», политические недоумки их числа украинского руководства называют частную (именно частную) инновационную тактическую (именно тактическую) операцию «Российским Перл-Харбором». Седовласые ветераны ДА ВС РФ критически оценивая ситуацию в одночасье говорят о дне национального позора. Не разделяю их пессимизма, ибо как говаривал наш великий государь Петр Первый: «Война дело шаткое – вчера мы били, а сегодня нас бьют! Все в воле Божия».

«День позора» прошёл, пыль и дым улеглись, и можно более-менее объективно подсчитать реальный урон, который был нанесён нашей стратегической авиации, а заодно сделать некоторые предположения относительно последствий этой атаки.

Краткая историческая справка

Утром 7 декабря 1941 года императорский флот Японии пересёк весь океан, чтобы атаковать «неприступную крепость», как американские стратеги называли порт Пёрл-Харбор на Гавайях. Японские самолёты сумели уничтожить или повредить 328 американских самолётов и 19 кораблей ВМС США, в том числе 8 линкоров.

Это была полностью инновационная военная тактика, а Пёрл-Харбор стал примером блестящей и неожиданной тактической победы. Но одновременно Перл Харбор вверг Японию в войну, которую она не могла выиграть. Стратегические последствия были совсем не те, на которые рассчитывал император Ямамото.

Почерк украинских диверсионных атак одинаковый – припаркованная относительно близко к авиабазе фура имела в верхней части фургона тайник с тремя десятками коптеров вертолётного типа, начинёнными взрывчаткой.

В определённый момент они один за одним были активированы и направились в сторону базирования авиации — стратегических бомбардировщиков, транспортников и самолётов ДРЛО (дальней радиолокационной разведки).

Сибирские базы были подвергнуты атаке впервые с начала СВО, поэтому вполне можно понять, почему местные силы ПВО не сработали как надо. Мурманск прежде подвергался атакам, однако то были довольно слабые попытки, почти прощупывания — а вот 1-го июня случилась хорошо подготовленная диверсия.

Сегодня говорить о потерях не сложно. Руководство ВКС согласилось с их численностью, определенной международным институтом стратегических исследований (IISS) и уже опубликованных в электронных версиях Military Balance.

В общем итоге ДА потеряла 6 (шесть) «реликтовых» самолетов Ту-95, еще 2 (две) «тушки» повреждены, но годны на разбор по запчастям.

Обращаю внимание, что это аппараты «второй линии» с большим материальным износом планера и двигателей.

Американских коллег особо беспокоит судьба двух модернизированных Ту-22М3 которых они не обнаружили на спутниковых снимках «Белой», а предъявленные российской стороной обломки на их стоянках признали фикцией.

Таким образом, из строя выведено не 40 % наших «стратегов» как хвастливо утверждает украинская спец пропаганда, а в десять раз меньше. А если считать по тяжёлым бомбардировщикам (только Ту-95), то 6,5%.

Количество крылатых ракет Х-101 (штатное оружие Ту-95, которое они применяют по целям на Украине), которые одновременно может нести этот самолёт – 8 единиц. В последних налётах таких ракет одновременно запускалось не более 40-48 штук. Это загрузка ШЕСТИ бортов.

То есть России достаточно иметь ШЕСТЬ боеготовых Ту-95, чтобы удары производились с той же интенсивностью, что и сейчас. В линейке боеготовых (смотри выше) имеется 30 (тридцать) таких аппаратов.

О пресловутых «капонирах», которые спасут нашу стратегическую авиацию

О необходимости защитных аэродромных сооружений для укрытия самолетов (ангаров и капониров) в информационном пространстве России твердили в еще до последних налетов дронов на российские аэродромы ДА. Авторы указывали на примеры Китая и стран Европы, строящих для своих бортов добротные защитные сооружения.

Закрытые железобетонные капониры можно квалифицировать как практически неуязвимые для воздействия малогабаритных дронов с ограниченным запасом ВВ. Однако это не панацея, поскольку такое пассивное защитное укрытие может быть легко поражено высокоточной ракетой или авиабомбой.

В Китае и Северной Корее нашим коллегам удалось добиться практически 100% эффективности пассивной аэродромной защиты. Свою авиацию они спрятали под землю. Причём всю информацию и документацию по подземным авиабазам они получили из советских рук. Автору настоявшей работы пришлось учиться у некоторых её создателей.

Точное количество внутрискальных авиабаз в КНР и северной Кореи неизвестно, но эксперты оперируют цифрами от 18 до 20. Размеры горных выработок поражают воображение даже специалистов.

Для Китая в 70-80 годы было очень важно иметь авиабазу, которая не поддается наблюдению из космоса на предмет подготовки самолетов к вылету. Заправка, подвеска авиабомб, или другого вооружения всё это происходит внутри скалы. На ВПП появляются самолеты, которые сразу же взлетают.

В КНР приняли, в общем, логичное решение. Если строится дорогая внутрискальная авиабаза, то она должна обеспечивать базирование в ней самолетов всех классов. Так Н-6 (аналог Ту-16 и Ту-104) стали базироваться под землей. Представьте себе размеры ангаров внутри скалы, если в них базируются самолеты, имеющие размеры современных пассажирских лайнеров!

Без сомнения, внутрискальные авиабазы – это рудимент «холодной войны». Но как показывает современная боевая практика, они очень и очень востребованы. В первую очередь это касается аппаратов «судного дня» то есть Ту-160.

Но существуют и противники создания подобных укрытий, которые часто апеллируют к их якобы заоблачной стоимости и тому, что позволить ангары могут только богатые.

Они же твердят нам о бессмысленности строительства пассивных укрытий для стратегической авиации в связи с договорными обязательствам СНВ-3, по открытому наземного базированию ДА, для её спутникового контроля.

Означает ли это, что в условиях современной войны пассивной защитой боевых самолетов на военных аэродромах можно вообще пренебречь?

Такой ответ, разумеется, совершенно неверный. И сегодня речь идет не о механическом повторении опыта давно ушедших времен, которым тычут в глаза иные малограмотные творцы инженерной мысли, а о поисках и практической реализации совершенно новых средств и методов отражения наземных угроз.

Прежде всего, с учетом грядущего массированного применения против наземных объектов (в том числе аэродромов) беспилотных летательных аппаратов, для которых самолет, находящийся на полностью открытой стоянке, представляет собой самую легкодоступную цель.

Ветераны аэродромного строительства, разумеется, не собираются подменять профильные военно-научные центры, занятые разработкой соответствующих средств пассивной и активной защиты российских авиабаз. Но мы точно знаем, что масштаб и разнообразие современных форм вооруженной борьбы, в том числе методов поражения авиации на аэродромах настолько разнообразны, что простое линейное обращение к историческому опыту типа возобновления строительства тех же капониров, ровно ничего не даст.

Новые времена порождают новые вызовы, ответы на которые тоже должны быть разумны, технологичны и экономически выгодны.

Как политическая шестерка Запада – Зеленский сел не в свои геополитические сани

Вся стратегия гибридной войны проукраинской коалиции против России до сих пор заключалась в дискредитации авторитета Кремля в глазах президента США Трампа, дабы подтолкнуть его к давлению на Россию. С помощью атаки на российские силы ядерного сдерживания (СЯС) Зеленский добился прямо противоположного.

Вместо поощрения политического недоросля мировые властные структуры вышибли его из глобального геополитического пространства со словами: «Не в свои сани не садись». Зеленский явно «не по чину» нелегитимного лидера нищей колонии играет с угрозой третьей мировой войны.

Цель нападения на авиационные базы российской ядерной триады была не только военной, сколько пропагандистской: унизить Россию и доказать, что Украина еще может бороться и выиграть.

Для этого нужно просто увеличить военную, материальную и финансовую поддержку русофобской коалиции, а в первую очередь американских ястребов гибридной войны с Российской Федерацией.

Именно поэтому главный советник Зеленского и «серый кардинал» Банковой Андрей Ермак на следующий день после стамбульских переговоров, то бишь 3 июня сего года вылетел в Вашингтон.

Его основной задачей было убедить окружение Трампа поддержать пакет вторичных санкций, предложенный сенатором-республиканцем Линдси Грэмом, стоящего во главе группы отъявленных русофобов. Этот пакет предусматривает пошлины в 500% для тех, кто продолжает покупать у России энергоносители и стратегические ресурсы.

Ермак встретился с госсекретарем Марко Рубио и посланниками Трампа по Украине Стивом Уиткоффом и Китом Келлогом. Он заверил, что атаки, подобные воскресной, будут продолжаться, если Москва не согласится на безусловное прекращение огня.

Кит Келлог – особо доверенное лицо президента США и один из лидеров движения «Америка прежде всего». И есть все основания полагать, что он близок к украинским властям. Однако Келлог не стал радоваться успешной операции СБУ и вылил на Ермака ушат холодной воды.

Он с возмущением сказал, что правительство США обеспокоено, потому что диверсионные атаки на авиабазы подвергают Запад тревожной стратегической неопределенности в рамках её международных договоров по ядерному приоритету.

Поскольку российские и американские стратегические бомбардировщики, согласно договоренности, должны быть контролируемы спутниковым наблюдением, никто не имеет право предпринимать атаки на эти видимые цели.

«Если российские бомбардировщики могут быть безнаказанно атакованы, то наступает регресс международного права в отношении американских самолетов. Своими действиями украинское правительство отнюдь не ослабило Россию, но наоборот подвергло опасности США».

Чрезмерная инициатива, проявленная лично Зеленским губительна, ибо неизвестно, каким будет ответ России. Он напомнил Ермаку, что согласно российской ядерной доктрине, Москва может ответить даже с помощью ядерного оружия.

В общем вся сцена дипломатической экзекуции укладывается в житейскую истину: «Услужливый дурак опаснее врага!»

Только через три дня после атаки на авиабазы базы ВКС РФ до предела обеспокоенный президент США Дональд Трамп получил возможность провести доверительный телефонный разговор с российским президентом продолжительностью 1 час 15 минут.

Он сообщил об этом весьма кратко на своей странице в соцсети Truth без каких-либо подробностей. Трамп просто описал их разговор с Путиным как «хороший», который тем не менее «не приведет к немедленному миру». «Президент Путин очень твердо заявил, что ему придется ответить на недавнюю атаку на аэропорты», — написал Трамп.

На самом деле провокационная операция «Паутина» под личным руководством Зеленского поставила президента США и его администрацию в крайне затруднительное положение на решающем этапе переговоров между Россией и Украиной.

Белый дом категорически опроверг информацию агентства Axios, которое сообщило вечером в воскресенье, что Киев проинформировал США об операции, и заставил их исправить эти данные. Пентагон также отрицает свою осведомленность об операции «Паутина».

Как нетрудно догадаться, целью тех, кто распространил эти сообщения, было разрушить процесс нормализации отношений между США и Российской Федерацией и разжечь пламя раздора между двумя ядерными сверхдержавами.

Сугубо приватные выводы

Произошла не просто серия диверсий — открылась новая психологическая страница противостояния в гибридной войне на Украине, ведь стратегическую авиацию ВКС ВС России удалось достать на очень глубоких тыловых военных базах в Сибири и на севере страны.

Известно, что в условиях любых чрезвычайных событий, включая военные, росту кризисных настроений в обществе способствуют такие осложняющие факторы, как внезапность развития событий, дефицит информации и частичная потеря контроля за ее распространением, атмосфера неопределенности, влекущая за собой элементы паники.

Достаточно обратить внимание на эпиграф принадлежащей перу «геополитически думающего» отставного американского военачальника, который поспешил сделать «скоропортящейся вывод»: Крах архитектуры национальной безопасности России».

В откровенно-вызывающем троллинге руководителя Службы безопасности Украины (СБУ), а по сути, всех террористов Украины, Василия Малюка: «Российский Перл-Хабор» – за версту несет отвратительным смрадом британской русофобии.

Правительство Великобритании и её разрекламированная разведка (МИ-6) и не скрывают, что основная цель операции «Паутина» – был срыв второго раунда российско-украинских переговоров, ну и естественно желание посыпать соль на раны Трампу Дональду Фредовичу.

В российское медийное пространство наши «независимые» военные блогеры, консультанты и эксперты выбросили привычные конспирологические версии: «бездарность военачальников», «вызывающее безделье силовых структур», «нас завтра победят» и так далее.

Однако, не смотря на все их старания, уровень общественной тревоги населения остаётся привычно стабильным: мусульмане спокойно и организованно провели Курбан-Байрам; православные отпраздновали Троицу и Духов день, а на операцию «Паутина» жители России махнули рукой и отреагировали спокойно: «Ну и раздолбаи!» Правда, в непечатно-идиоматической форме.

Гораздо больший негативный общественный резонанс вызвало решение киевских властей не принимать от русских останки своих погибших военнослужащих: «Где мы их хоронить будем?»

Вместо заключения предлагаем краткое объявление

Диверсионная операция СБУ «Паутина», проведенная 01 июня 2025 года, нанесла ВКС России определенный ущерб, но говорить о критическом снижении боеготовности, а тем более рвать волосы на голове и рыдать о крахе стратегической авиации преждевременно.

Соболезнования «бендеровцев» Зеленского и Малюка о «похоронах стратегической авиации России» явно поспешны, чрезмерно суетливы и не поддержаны США, которые уже начали подсчитывать информационные и материальные убытки от действий политически незрелых подопечных.

Необходимо всем уяснить, что проблема не в самолётах ДА, а в недостатках прикрытия аэродромов. Отсутствие надежной обороны и многослойного режима контртеррористической операции позволило врагу чувствовать себя в России слишком свободно. Аналогия с угонами автомобилей у дома показывает, что вина не в транспортном средстве, а в недостатках безопасности.

Наша главная задача – усилить защиту аэродромов и не поддаваться информационным провокациям, которые пытаются деморализовать общество.

Борис Скупов,
полковник в отставке,
специалист в области аэродромных защитных сооружений,
ктн.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!