«Истинное усердие всё превозмогает, и терпеливый человек всегда достигает намеченной цели».
Козьма Прутков. Плоды раздумий
Под натиском рыночной экономики в первой четверти XXI века Россия лишилась большинства технической элиты общества. Инженерное образование, давшее шанс в XX веке получить технологии, которыми мы и сегодня пользуемся, практически было порушено. Рабочие профессии оказались внизу рейтинговых шкал.
Априори, вопрос о том, кто будет проектировать, строить и эксплуатировать объекты градостроительства, жилищной сферы, промышленности и энергетики, должен разрешаться с помощью новых высокообразованных кадров технической интеллигенции отечественного профессионального строительного сообщества.
В правящих кругах буржуазной России рассудили за благо оснастить Россию европейским образованием и глобально устроенной образовательной системой. Всякий, кому приходится иметь дело с образовательной структурой, знает, что здесь истина не так уж и важна, а важно, что представлено в отчетах.
Но и в отчётах вскоре появились тревожные нотки: «Господа! А куда же мы идём! Ведь не видно ни зги в этой болонской образовательной системе». И лишь недавно пришло прозрение.
На просвещенном Западе нас числят «от природы инфантильными людьми, в малой степени дебильности, с хорошими трудовыми навыками». И это не частное мнение социал-дарвинистов, а определение, копия в копию – повторяющее фашиствующую идеологию вождей Третьего Рейха.
Земля – планета умных или дураков?
Все на белом свете знают, что «дурак» или помягче «глупый» – есть человек с ограниченными умственными способностями, короче бестолковый. Порой кажется, что дураков в России даже поменьше, чем на хвалёном либералами Западе.
Однако еще в 1722 г. Петр I подписал указ «О свидетельствовании дураков в Сенате», согласно которому дворянские недоросли, «косившие» от учебы и «службы государевой», должны были пройти освидетельствование в Сенате, а кого Сенат признавал «дураком», воспрещалось в последствии жениться «Дабы племя российское не портить».
Да как бы не так! Народная мудрость свидетельствует о том, что «дураков не сеют не пашут – они сами родятся!» «Один из признаков глупости – беспрестанная болтовня «власть придержавших», как утверждал французский «бессмертный академик» Ж. Лабрюйер. (1645-1695).
Климатологи из университетов Колорадо и Пенсильвании нашли, что наблюдающееся повышение содержания углекислого газа в атмосфере Земли, как бы грозящее глобальным потеплением, влияет и впрямую на людей: школьники и студенты начинают хуже учиться, еле-еле усваивают материал.
Накопленная к 2100 г. углекислота приведет к тому, что интеллектуальный уровень человечества снизится аж на 50 %: каких-то 75 лет – и земля станет планетой умственно отсталых людей.
А научный журнал Nature в 2019 г. публиковал данные, полученные в Гарварде и доказывающие, что мало думающие люди живут дольше мудрецов.
О терминах и понятиях в области образования
- Воспитание – навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни тесно связано с образованием и обучением.
- Образование – совокупность знаний, полученных специальным обучением, то есть процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Уровень общего и специального (профессионального) образования обусловливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры.
- Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека. Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание. Незнание никогда не делает зла; пагубно только заблуждение. «Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими». (Ж.Ж. Руссо. 1712 – 1778).
- Опыт – есть знание, приобретенное в процессе практических действий, в отличие от знания, достигнутого посредством абстрактного мышления.
- Умение – способность делать что-нибудь, приобретенная исключительно знанием и опытом.
- Навык – умение выполнять целенаправленные действия, доведенное до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений или решения типовых задач в производственной или учебной деятельности.
- Компетенция – совокупность знания и опыта в той или иной области.
В России поголовное общее среднее образование и доступное высшее образование
Вот опубликованное в прессе мнение директрисы одно школ города Домодедово: «Все, чему учащиеся выпускных классов должны были научиться: читать, писать, извлекать информацию, анализировать и использовать ее, – они умеют. Значит все мы большие молодцы!»
Неясно, однако, это умозаключение педагог-руководитель вывела по науке или по профессиональным понятиям продавца знаний? И кстати, откуда в аудиториях строительных ВУЗов появляются умники, не знающие правил умножения?
Высшее образование в СССР могли получить около 15% выпускников школ, то есть трое из 20. В 2020 г. в России на двух выпускников школ пришлось одно бюджетное место в вузах то есть – 50% мест гарантировано. Плюс места с оплатой обучения. Итого – две трети выпускников реально стремятся учиться дальше. И не важно чему, важно почём!
Высшее образование в тренде и становится чуть ли не поголовным явлением. Выбор большой: не возьмут в университет – пойду в строительный, или в ветеринарный, или еще куда.
Западная модель отраслевого образования чужеродна отечественной строительной экосистеме
Модель «чтобы у нас все было как на западе» – сразу же начала давать сбои. Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» №125 – ФЗ от 1996 г. с 2000 г. до его отмены в 2012 г. претерпел 60 редакций и изменений.
Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 2012 г. по количеству выпускников профессионального образования утвердил доминирование бакалавриата.
Бакалавры в строительной индустрии пришлись не ко двору отечественного профессионального строительного сообщества. У бакалавров, в меру своих способностей, овладевающих предписанными компетенциями в любой области строительства, присутствуют опасения после окончания учебы заниматься материально ответственной работой бригадиров, мастеров и прорабов, вот и федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) «оптимизирует» их в брендеров, мерчандайзеров, супервайзеров и прости меня, Господи – в менеджеров.
«Оптимизация» как известно – процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние. А «стандарт» – технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации. Он может быть разработан как на материальные предметы, так и предметы человеческой компетенции.
В высшем строительном образовании действуют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) на бакалавриат, магистратуру и специалитет.
Российское высшее образование оптимизирует специальное министерство (Рособрнауки). Этот мощный мозговой центр, старательно маршируя вслед глобальным либеральным прогрессом, обладает удивительной способностью самостоятельно переводить и распространять по Отечеству нашему зарубежную учёную макулатуру под видом глубокой научной аналитики.
Частный пример – упомянутый ФГОС. Он требует, чтобы в результате освоения программы специалитета у выпускника были бы сформированы различные компетенции, в их числе: «Способность осуществлять и организовывать разработку проектов зданий и сооружений с учетом экономических, экологических и социальных требований и требований безопасности; …осуществлять техническую экспертизу проектов; организовывать работу и управлять коллективом производственных подразделений по строительству, эксплуатации, ремонту, реконструкции, демонтажу зданий и сооружений; осуществлять организацию и управление производственной деятельностью строительной организации».
Эти требования – высосаны из пальца. Даже бы если вдруг, на удивление работодателя гениальный студент их и освоит, то с выходом на работу реализуется принцип: «Съесть то он съест, да кто ж ему это доверит!»
Либеральное образование целиком базируется на идее, что студенты способны самостоятельно мыслить. Идея замечательная, но в нашем случае утопическая.
Универсальную специальность «Промышленное и гражданское строительство» или же в дальнейшем (ПГС) невозможно получить дистанционно, что массово реализуется, например, у экономистов и юристов, которые, как известно, материальные ценности не производят.
Нужны полновесные практики на строящихся и эксплуатируемых объектах, в специализированных проектных и исследовательских организациях. Курсовые проекты зданий и сооружений даже при наличии подробных учебно-методических пособий, не выходят у студентов полновесными без бдительного надзора преподавателя.
Индивидуальность строительного мышления изначально была мифом. Людям стройки свойственно групповое мышление. Человек, будучи даже «семи пядей во лбу», не способен овладеть знаниями достаточными, чтобы запроектировать и самостоятельно построить простейшее жилое здание, не говоря уже о технологически сложных промышленных и энергетических объектах. Даже у ученых нет иммунитета против группового мышления, потому что мы не можем исследовать все сами.
Так кого надо учить строительным специальностям?
Учить в строительных вузах надо бы только тех, кто хочет и способен учиться. Еще А.С. Макаренко (1888 – 1939) писал: «Если мало способностей, то требовать отличную учебу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям».
В народе известно: если на осла нагрузить больше, чем он может поднять, его бей ни бей – он никуда не пойдет. Об этом специалистами и литераторами много написано. Установлено, что в мире высшее образование имеет 1 из 100 человек. Американский биохимик Д.Д. Уотсон, получивший в 1962 г. Нобелевскую премию за открытие структуры молекулы ДНК, не устает повторять, что глупость – это неизлечимая болезнь и самых глупых людей к высшему образованию даже близко подпускать нельзя.
Студенту, собирающемуся посвятить себя практической деятельности в области ПГС, не обязательно знать, что протон в 1837 раз тяжелее электрона, но путать кирпич со шлакоблоком, трал с трейлером и писать «труба круглого диаметра» – унизительно.
Техническая интеллигенция – элита профессионального строительного сообщества
Конечно, есть надежда, что, пройдя «плёвый курс бакалавриата», дипломированный молодой человек потеснит нас, «старую строительную плесень» из рядов технической интеллигенции отечественного профессионального сообщества.
Напоминаю, что русский писатель П.Д. Боборыкин ввел термин «интеллигенция» (от лат. intelligence – понимающий, мыслящий) в информационный и литературный обиход России еще 240 лет тому назад.
Это общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным и творческим трудом. В современном мировом сообществе часть интеллигенции прямо относится к буржуазии (5-8 %), остальная работает по найму. Считается, что интеллигенция – это мозг и совесть нации, но также, согласно В.И. Ленину и С.С. Говорухину – и ее дерьмо.
К современным молодым людям, подвизающимся в нашей профессии, нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися специалистами строительного дела.
От пожеланий и планов – к реальному действию: новая Концепция подготовки кадров
В декабре 2024 года произошло долгожданное событие – принята Концепция подготовки кадров для строительства и ЖКХ до 2035 года. Документ определяет, как будет развиваться система профессионального образования в строительной отрасли на протяжении следующего десятилетия.
Модернизация системы отраслевого образования в условиях роста востребованности строителей и работников ЖКХ на рынке труда – такова главная задача, поставленная Концепцией. Распоряжение об утверждении этого документа подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Комментируя подписанное распоряжение, заместитель Председателя Правительства России Марат Хуснуллин отметил, что оно позволит укрепить кадровый потенциал строительной отрасли, а также повысить престижность и востребованность профессий, связанных со строительством, архитектурой и ЖКХ.
По данным Национального реестра специалистов (НРС) в области строительства, на декабрь 2024 года в нем зарегистрировано более 400 тысяч специалистов -технической интеллигенции профессионального строительного сообщества.
На наш взгляд реальная потребность отрасли значительно выше: от 650 000 до 700 000 специалистов с высшем и среднем профессиональным образованием. А это значит, что система подготовки кадров должна не только поддерживать текущий уровень обеспечения отрасли специалистами, но и существенно наращивать темпы подготовки квалифицированных работников для строительства и ЖКХ.
Согласно концепции, кадровая численность работников, занятых в строительстве и ЖКХ, будет расти. Так, в 2030 году до 6,8 миллионов, а в 2035-м – до 7,3 миллионов человек. Число работников должно непрерывно пополняться, в том числе за счёт молодых квалифицированных специалистов, которых должны выпускать отраслевые вузы и колледжи.
При этом образовательным организациям следует ориентироваться на ликвидацию разрыва между требованиями образовательных программ и реальными потребностями строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства.
Минстрой РФ берёт строительное образование под государственный контроль
Строительное ведомство будет последовательно добиваться увеличение доли практических занятий, ориентированных на решение задач реального сектора экономики. Это поможет студентам развивать навыки применения полученных знаний в процессе трудовой деятельности.
В строительном образовании определен основным акцент на междисциплинарный подход. В образовательные программы включают элементы дисциплин, связанных с IT, экономикой, экологией, чтобы подготовить специалистов, востребованных в разных сферах.
Минстрой намерен продолжить развитие сетевой формы реализации образовательных программ строительного с использованием потенциала нескольких учебных заведений и компаний реального сектора.
Кардинально меняется роль работодателей. Предусматривается их непосредственное участие в разработке и реализации строительных образовательных программ, в том числе через развитие целевого обучения. А также предоставление баз для практик студентов на предприятиях строительного комплекса. Это позволяет работодателям оценить потенциал и профессиональные качества будущих работников своих компаний.
Отдельной льготной строкой намечено финансирование обновления учебной базы — компании могут частично или полностью оплачивать обновление оборудования в учебных заведениях.
Важным событием года стало принятие законопроекта № 718144-8, в котором предусматривается наделение Минстроя России полномочием по разработке типовых образовательных программ дополнительного профессионального образования для подготовки специалистов в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Реализация законопроекта будет способствовать решению задач, определенных «Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года» , утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. № 3268-р, в том числе приведению профессиональной и квалификационной структуры трудовых ресурсов в соответствие с потребностями строительной отрасли, а также совершенствованию подготовки кадров по программам дополнительного профессионального образования с учетом перехода на системы непрерывного профессионального образования.
Заключение
Сегодня никто не представляет, каким будет рынок труда в 2050 году. Традиционно жизнь делилась на две основные части: период учебы и следовавший за ним период работы.
Скоро эта традиционная модель устареет и единственное, что останется человеку, который не захочет выпасть из обоймы, – всю жизнь учиться и достаточно часто переучиваться. Многим людям это будет не под силу. Возможно даже – большинству.
Подводя итоги вышесказанному, можно выделить несколько ключевых направлений развития строительного образования на ближайшие годы:
- Развитие системы непрерывного профессионального образования;
- Усиление практической составляющей обучения;
- Дальнейшая цифровизация образовательных процессов;
- Внедрение технологий виртуальной и дополненной реальности;
- Расширение использования искусственного интеллекта;
- Развитие системы независимой оценки квалификации;
- Создание отраслевых образовательных платформ.
Принятые в прошлом году стратегические решения и наметившиеся тренды создают прочную основу для качественного прорыва в системе подготовки строительных кадров.
Реализация намеченных планов позволит обеспечить отрасль высококвалифицированными специалистами, способными решать самые сложные задачи современного строительства и отвечать на вызовы будущего.
Дай Бог нашему строительному теляти, задрати пагубную Болонскую модель европейского образования!
Александр Петров, заслуженный строитель РФ.
Борис Скупов, независимый строительный эксперт, ктн.
Комментарии (0)