«Кажется, Полетика сказал: В России от дурных мер, принимаемых правительством, есть спасение: дурное исполнение». Это - ранняя форма набившего оскомину изречения, в записи Петра Андреевича Вяземского.
Имелся в виду Петр Иванович Полетика (1778—1849), чиновник Министерства иностранных дел.
В русском языке достаточное количество высказываний, значение и контекст которых утратили свой смысл. Пассаж про «Суровость…» - в списке фаворитов и, думаю, он возглавляет другой печальный перечень: реестр произносимых фраз, приносящих неоспоримый и очевидный вред.
Почему так? Ответ на поверхности: дурное исполнение закона - не является спасением.
Ежегодно, для десятков тысяч человек, понимание этой очевидной мысли приходит слишком поздно. Поздно настолько, что в местах предварительного заключения не хватает квадратных метров и койко-мест.
Я расскажу как это бывает.
Нами, Академстройнаукой, происходящее воспринимается через призму профессиональной деятельности: какие экспертные задачи решаются, кто поручает нам работу, как и кому мы сдаём результаты исследований.
Порой, техническое задание на экспертизу формируется одним из участников строительства (подрядчик-заказчик-инвестор); иногда - уполномоченными государственными органами; а бывает - следствием или судом.
Случай, который я сейчас описываю, составной: работу нам заказал заказчик, мы сделали её и, получив наше заключение, руководство заказчика передало все наработанные материалы в органы следствия. Поэтому окончательная защита результатов экспертной работы начиналась со слов: «Статья 51 Конституции РФ мне разъяснена и понятна. По существу заданных мне вопросов могу пояснить следующее:…»
Объектом экспертизы являлось устройство фундаментов под станки ЭКО-МЕКОФ, CRENO и станок фирмы Pietro Carnaghi. Это крупногабаритное высокоточное оборудование, требующее отдельное свайное поле под каждый станок. Сваи устраивались на глубину семнадцать метров, в существующем цеху действующего предприятия.
Сложный и дорогостоящий проект, ценою более ста миллионов рублей.
Вопросы поставленные заказчиком:
- Определить необходимость переделки (повторного выполнения) фактически выполненных работ, в том числе, вызванных несоблюдением организации и технологии выполнения работ, с целью приведения их в соответствие с договорной и проектной документацией;
- Определить достоверность фактической стоимости выполненных работ, с учётом их фактического объёма и качества, правильности применённых расценок и расчётов фактической стоимости, а также достаточности отчётной документации для их приёмки;
- Определить обоснованность работ предполагаемых к выполнению.
Как уже упоминалось, заказчик передал результаты нашей работы следователю.
Оно и понятно: в ходе проведения исследования полученной документации и объекта, были выявлены множество нарушений. Рассказ о них - в другой раз, а тут - о том, что интересовало следствие.
Вопросы следователя:
- В чём конкретно заключается завышение, в смете или по объёмам строительства, где конкретно это отражено?
- Кто из сотрудников заказчика должен был выявить данные завышения и нарушения и на каком этапе строительства могли обнаружить данные завышения?
- В случае если завышения выразились в завышении стоимости работ, должна ли была увидеть данные завышения счетчица или сотрудники планово-экономического отдела заказчика, проверявшие данную смету?
- В чём заключается обман: в завышении сметы, актов выполненных работ, исполнении работ не по проекту или - в представлении актов выполненных работ на неисполняемые работы?
Результат:
Следователь - эксперту: Могло ли быть завышение сметы следствием ошибки (сбоем программно-расчётного комплекса), независящим от умышленных действий лиц, составляющих сметы?
Эксперт - следователю: Полученные результаты расчётов многократно проверяются ответственными лицами, имеющими достаточную квалификацию для принятия осознанного решения…
В рядах сидельцев прибыло.
Вместо резюме:
Если проблема появилась, но сложно понять что и как нужно предпринимать для защиты, для доказательства своей правоты - нужный опыт и знания есть у нас. У Академстройнауки.
Мы обязательно поможем.
Комментарии (0)