Портал для специалистов архитектурно-строительной отрасли

+7 (495) 380-3700

info@ardexpert.ru

Нормирование в контексте глобализации. Архитектура экстремальных условий

c1450770c76765b3a1f587c62df2d5a5.jpg

Евгений Зайченко, кандидат архитектуры, доцент кафедры «Архитектура и градостроительство» МГОУ, эксперт-консультант Экологического фонда Международной академии Гармонии (ЭФМАГ)

В современных условиях продолжается постиндустриальная адаптация Российской Федерации к образу жизни потребительского общества с его высокими технологиями, качеством, стандартами комфорта. Развивающиеся интеграционные процессы создающегося нового международного экономического порядка предопределяют дальнейшую унификацию отечественной инвестиционно-строительной и эксплуатационной деятельности с мировой практикой.

Одним из способов приведения к единообразию и исключения разночтений является гармонизация требований к строительной продукции, определенных в системе нормативных документов России, с аналогичными системами нормативных документов развитых государств.

1d70d3bbbbdce76749f60b821e46446c.jpgРанее автором были частично сформулированы и рассмотрены основные принципы модернизации нормирования проектно-строительной отечественной практики (см. «СЭ» № 12 (127) за 2002 г. «Капитализация и экологизация системы нормативных документов»). Отмечена ориентация на цель – достижение практики устойчивого развития, экологического благополучия, уравновешенного с экономическим благосостоянием.

Одним из инструментов для достижения такой цели является Федеральный закон «О техническом регулировании», вступивший в силу 27 июня 2003 года. Законом предусматривается иная система нормативных документов, например Система стандартов и общих технических регламентов в строительстве, дополняющая и развивающая положения прежних нормативных документов. Предусмотрено усиление нормативного осмысления безопасности жизни и здоровья граждан, животных и растений; охраны окружающей среды; непрерывности единого нормирования (от выбора участка до утилизации объекта); безопасности объектов недвижимости.

Следует отметить, что лучший вариант национальных норм, действующих в США и внедряемых в Канаде (впервые был опубликован в 1905 году), разрабатывался Национальным советом обществ по страхованию от пожара. Это был первый строительный нормативный документ Северной Америки. Лишь спустя 75 лет (1980 г.) Американская ассоциация страховых обществ объявила о передаче этой деятельности специалистам, не занимающимся страховой деятельностью, – «БОКА Интернэшнл». Далее нормативные документы уже выпускались многотомными изданиями под общим названием NationalbuildingCODE (NBC) -- Национальные строительные правила.

Помимо NBC имеется еще несколько сводов строительных правил, которые после соответствующих подготовительных процедур, например одобрения их местными властями и законодательными органами штатов, обретают силу закона. К ним относятся: Единые строительные правила (UBC), Основные строительные правила (BBC), Нормативные строительные правила (SBC). Каждый американский штат или город может выбрать или модифицировать нормы по своему усмотрению. При этом в малых городах и сельской местности могут отсутствовать утвержденные строительные нормы, особенно по частным жилым домам семейного заселения, строящимся без привлечения ссуды.

В европейских странах действуют свои нормы: ДИНА (Германия), Бритиш Стандарт (Англия) и другие. Однако процессы глобализации, набирающей силу после Второй мировой войны, коснулись всех. Например, англоязычные страны уже более столетия постепенно и целенаправленно переходят на метрическую систему измерений вместо футо-дюймовой. Продолжается замена кварты на литр, градусов по Фаренгейту на градусы по Цельсию.

Реализуются другие унификационные программы гармонизации систем нормативных документов, например, в соответствии с международным проектом «Развитие стандартизации». Этот проект регламентирует мероприятия, предусмотренные Соглашением по устранению технических барьеров в торговле при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО). Все большее распространение в отечественной инвестиционно-строительной деятельности получают мировые стандарты качества и требования к комфорту.

Например, гостиница «Космос» в Москве по классификациям, действовавшим в недавнем прошлом, была внеразрядной, то есть высшей категории, не имеющей аналогов. Однако при тарификации ее по категории звездности она определена как 3-звездная, что, впрочем, не мешает ей оставаться в числе лучших столичных гостиниц.

Доставшаяся нам от бывшего СССР «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» (СНиП 1.01.01-82 по последнему изданию 1984 г., см. первую колонку таблицы) всегда отличалась открытостью и адаптивностью не только в рамках бывшего СЭВ. Например, как отмечают специалисты ГНЦ «Строительство», советские СНиПы по фундаментам под машины стали в свое время национальными стандартами в Швеции и Индии. Отдельные положения по строительству фундаментов в мерзлых грунтах используются в строительстве Канады. Нормирование по «методу предельных состояний», предложенному советскими специалистами в 50-х годах, было принято США, Канадой, Японией, реализовано в Еврокодах – одной из разновидностей международной системы нормирования стран Европейского союза (ЕС).

Положительные результаты дают разработки по «Единой модульной системе в строительстве; основные положения проектирования», а также «Единый ряд производных модулей» (при унификации размеров строительных изделий и сборных конструкций), разработанный специалистами стран бывшего СЭВ, рекомендованный Международной модульной группой в качестве международной нормы.

Автору данной статьи довелось участвовать в середине 80-х годов в разработке программы исследований и технического задания на разработку нормативного документа «Жилые и общественные здания, планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных мест для Демократической Республики Афганистан (ДРА)». На одном из этапов работы было выявлено, что в поселениях этого государства нет системы обслуживания и все заменено интегрирующим нецивилизованным базаром, что требуется дальнейшее развитие государственности и унифицированности населения к урбанизации технической цивилизации.

Оказывается, смысл и проблема не только в том, чтобы предложить, но в еще большей степени в том, чтобы воспринять уровень нарастающего технического усложнения стандартов и норм, когда они естественны для национальной жизни. Разработка систем стандартов, норм и регламентов подчинена созданию качественной, новой искусственной и сохранению естественной среды обитания, созданию необходимых условий комфорта жизнедеятельности людей в различных экстремальных условиях.

Аналогичные процессы реализовывались и отражались в нормотворчестве государств на обширном пространстве северной Евразии в течение ХХ века. От понятия «воля – что хочу, то ворочу» наиболее цивилизационно адаптированные граждане пришли к понятию: «Свобода – что хочу, то ворчу, но так, чтобы не мешать другим людям».

Данное понятие – отдаленная производная (из ХIХ века) классических формулировок, например, по А. Стендалю: «У народов, пользующихся гражданской свободой, каждая личность стеснена законами (нормами. – Авт.) по крайней мере настолько, насколько это стеснение необходимо для поддержания прав всех…».

Эти сдвижки национального менталитета, безусловно, требуют отражения в системе нормативных документов.

В конце 80-х годов было отменено около 30 ранее написанных СНиПов, ВСН (инструкции и указания), СН (инструкции) в области проектирования общественных зданий. Это делалось для того, чтобы расковать творческие потенции архитекторов, уставших от интернационального модернизма: панелей-бубликов, блоков-кубов, плоских крыш и др.

В состав исключенных попали СНиПы «Театры», ВСН «Культурно-зрелищные учреждения» и другие единичные и потому достойные уникальности здания. Однако среди исключенных оказались и ВСН 7-71 «Временные указания по проектированию пунктов по приему вторичного сырья от населения». И это притом, что и в то время, и в настоящее время продолжается интенсивное нарастание объемов отходов, что количество и мощь свалок тогда были нерешенной проблемой, а сейчас становятся одной из проблем безопасности.

Тогда же были отменены ВСН 2-71 «Указания по проектированию сети физкультурно-спортивных сооружений городов и поселков городского типа», ВСН 16-73 «Указания по проектированию сети физкультурно-спортивных сооружений сельских населенных пунктов», что, как сейчас понятно, хотя и в косвенной форме, но способствовало снижению уровня здоровья подростков и молодежи.

Интересно подчеркнуть противоречивость отмены комплекса нормативных документов по общественным зданиям, которые в 90-е годы были в большинстве восстановлены, но уже в системе Московских городских строительных норм (МГСН), состоящих в настоящее время более чем из ста наименований. По сути, «Москва – Ватикан в строительном комплексе».

Следует отметить, что в соответствии со сложившейся тогда практикой завышать показатели отчетности и занижать показатели норм расходования ресурсов был неудачно исполнен СНиП II-7-81 «Строительство в сейсмических районах». В этом нормативном документе была занижена потенциальная сейсмическая опасность территорий. В соответствии с ней принимались расчетные нагрузки и проектировались конструкции, которые, естественно, не выдерживали истинных сейсмических воздействий.

Интересен случай принятия решения вопреки регламенту норм и мнению специалистов о размещении города Волгодонска на лёссовых макропористых грунтах с мощностью просадочной толщи 20—30 м. На последующих этапах функционирования из-за просадки грунтов появились сверхнормативные деформации более чем в 100 объектах нового города. Потребовалось масштабное проведение ремонтно-восстановительных работ. И до настоящего времени специалисты города ведут постоянные инструментальные и визуальные наблюдения, прогнозируют деформации оснований, конструкций и сетей, продолжают бороться за повышение эксплуатационной надежности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.

В сложившейся ситуации реализуются усилия по преодолению в системе нормативных документов мелочной регламентации, обусловленной в прежние годы господством государственного аппарата. Государство «уходит» от жесткого нормативного контроля за расходованием цемента и металла, от нормативного контроля и распределения «через главки» финансовых, трудовых, энергетических, сырьевых и других ресурсов и готовой продукции, оставляя эту функцию народу-предпринимателю. Локомотивом экономики стали торгово-посреднические структуры. Государство взамен берет обязательства по обеспечению безопасности, качества и комфорта, принятию ценовой политики экологической стоимости и потребления энергии, сырья, природных ресурсов, накопления отходов, определения их вредности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, сооружений и их утилизации; рекультивации возвращаемых в природную среду участков.

Государство возвращается на «столбовую дорогу» мирового развития, поэтому нормотворческие задачи соотносятся с этой «дорогой». Одной из трудностей в этом возвращении является несоответствие национального менталитета экстремальным, суровым климатическим условиям страны с ее резкими региональными контрастами. Эти особенности требуют упреждающей профилактики в системе будущих норм и адекватной архитектуры экстремальных условий.

Осмысление новых обязательств приходит постепенно. В первом приближении обновление системы нормативных документов было определено СНиП 10-01-94 (см. вторую колонку таблицы). Вместо пяти частей в соответствии со СниП 1.01.01-82* предполагалось формирование восьми комплексов, состоящих из 41 группы взаимосвязанных документов. Тем самым в основном обеспечивалась гармонизация с системой нормативных документов Международной организации по стандартизации (ИСО).

Международная организация по стандартизации создана в 1947 году и к концу века ее членами являлись более 90 стран – все промышленно развитые страны и более 60 развивающихся стран. На их долю приходится более 90% производимой в мире промышленной продукции, в том числе и строительных отраслей.

В структуре ИСО функционирует 2400 рабочих органов, в том числе около 170 технических комитетов, среди которых в области строительства такие комитеты, как «Основы расчета строительных конструкций», «Строительство зданий», «Бетон и железобетон», и другие. Имеется также более 650 подкомитетов и около 2000 рабочих и целевых групп, собираемых временно, на период решения конкретных задач. ИСО разработало более 7000 международных стандартов по терминологии и определениям, методам испытания и техническим требованиям к продукции, упаковке, транспортировке, хранению и т.д. Производительность ИСО в год – более 10 тысяч рабочих документов с публикацией до 600 новых и пересмотренных международных стандартов. В прошлом срок действия стандарта доходил до 20 лет, ныне – до 5 лет, после чего он обновляется, заменяется или отменяется.

Страны бывшего СССР являются членами ИСО с момента ее организации, то есть с 1947 года. Однако обязательства, вытекающие из этого членства, зачастую не выполнялись. Лишь с переходом России к открытой экономике остроактуальной стала разработка проблем использования международных стандартов с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой отечественной продукции.

Сложившаяся практика предусматривает условия, при которых продукция, изготовленная без учета требований международных стандартов, не может быть реализована на внешнем рынке. При этом декларируются манифестации об устранении технических барьеров в товарообмене между странами.

Международный стандарт определяется как средство информирования о научно-техническом уровне выпускаемой продукции и требованиях к товару, предназначенному для поставки на внешний рынок, как средство передачи передового технического опыта. Стандартизация определяется как основа общего языка между производителями и потребителями в улучшении качества, надежности, разумности цен, безопасности, защиты окружающей среды, эффективности производства.

Требования к качеству определяются как выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки. Требования общества определяются как обязательства, вытекающие из законов, инструкций, правил, кодексов уставов и других соображений. Таким образом, все замкнуто в письменной форме, в текстах разных жанров, когда каждый может прочитать и разобраться если не сам, то с адвокатом, строительным экспертом, страховым агентом, в том числе и в суде.

Международные стандарты имеют статус рекомендаций, обеспечивающих унификацию требований к взаимопоставляемой продукции, и разработки национальных стандартов с учетом последних научно-технических достижений. То есть международные стандарты, другие нормативные документы не отрицают национальные стандарты и могут способствовать их существенному совершенствованию.

Интересный пример восприятия нормативной технической культуры Международной организации по стандартизации (ИСО) содержится в системе Московских городских строительных норм (МГСН). В «Методических рекомендациях по разработке, внедрению и сертификации систем качества на основе стандартов ИСО 9000 в проектных организациях г. Москвы» -- МРР-4.2.03-99 раздел 2 «Требования к Системе качества» полностью заимствован (переписан) из четвертого раздела ИСО 9001-94, включающего двадцать элементов (положений). Так рекомендована базовая модель, а адаптация этой модели с учетом специфики предлагается конкретным проектным организациям. Благодаря МРР-4.2.03-99 можно утверждать, что система МГСН уже сосуществует в сети координат международного нормотворчества.

Давно сосуществуют как между собой, так и с ИСО – за счет заимствований и их творческой переработки – системы уже упоминавшихся национальных норм БОКА, ДИНА, Бритиш Стандарт, Еврокоды и другие. Аналогично будет сосуществовать и система отечественных нормативных документов. Смысл, как уже упоминалось, не в том, чтобы заимствовать, а в том, чтобы исполнять. Сохранятся ли привычные названия или будут приняты другие названия – «технические регламенты» – определится в процессе переработки и иных редакций документов.

При рассмотрении перечня норм по СНиП 10-01-94 (см. вторую колонку таблицы) представляется недостаточно убедительным исключение огромной части – бывшей части 3 – «Организация, производство и приемка работ». Не стало раздела, а спустя несколько лет и институт, ответственный за этот раздел, – ЦНИИОМТП – сократился до лаборатории, потеряв производственные площади.

В результате такого нормативного безвластия более половины строящихся зданий имеют значительные и критические дефекты. Актуально не только восстановление этого раздела в новой редакции с учетом требований безопасности и экологии, но и разработка новых систем контроля качества и приемки работ.

Положительным примером состоявшейся гармонизации с учетом международной практики цивилизованных государств является обновленный СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений». В этом примере даже по названию – раньше было «Противопожарные нормы» -- видна приоритетность требований, направленных на обеспечение безопасности людей при пожаре.

Нормативно-правовое обеспечение стабилизации оперативной обстановки, упреждения ситуаций, связанных с риском, экстремальными условиями и воздействиями, рассмотрено автором в статье «Экстремальщина и чрезвычайщина и ее охват нормативными документами» (см. «СЭ», № 8 (99) за 2001 г.). Наработанный нормативный материал требует дальнейшего развития, углубления и упорядочения, гармонизации с международными нормами, усиления учета особенностей национального своеобразия населения, сурового климата, обширного неосвоенного пространства (см. третью колонку таблицы).

Следует отметить, что безопасность, то есть защищенность, жизни и здоровья граждан, их и государственного имущества, безвредная окружающая среда, достаточная информированность об относительности этой защищенности – обязательные атрибуты понятия комфорта.

Между тем существующее положение, особенно с учетом социально-экономических и экологических обстоятельств, остается неудовлетворительным. В конце ХХ века, по данным ученых, более двух третей населения России проживают в условиях загрязнения атмосферы, не соответствующих гигиеническим нормативам, более 50 млн человек испытывают воздействие вредных веществ, превышающих предельно допустимые концентрации (ПДК) в 10 раз. Актуален переход по аналогии с западными государствами вместо измерения ПДК на систему разорительных штрафов или закрытия предприятий при последовательной инвентаризации для модернизации их очистных сооружений и объектов утилизации отходов.

Обновление нормативных документов и их гармонизация с документами, принятыми в международном обороте цивилизованных государств, осуществляется с учетом последних достижений развития науки, техники и производства отрасли. Причем актуализация и приоритетное развитие происходят в условиях резкого сокращения и нехватки бюджетных ассигнований. Последнее затрудняет и удлиняет сроки коренного обновления системы нормативных документов.

В новые перечни документов включаются апробированные международной и отечественной практикой направления в нормотворчестве, проектировании, строительстве и оценке. Совершенствуется законодательное, нормативно-правовое, страховое и нормативно-техническое обеспечение инвестиционно-проектно-строительно-эксплуатационного цикла. Эта работа на основе международных требований продолжается с начала 90-х годов. За короткий срок выполнено переструктурирование содержания нормативных документов, продолжается поиск иной, лучшей их комбинаторики, уточняются определения, вводятся новые, продолжается унификация единиц измерения, введение параметров на основе единых, принятых международным сообществом методик достоверности, правил измерения и инструментария для этих измерений и пр.

Традиционно основными разработчиками норм пока остаются специалисты научно-исследовательских институтов архитектурно-строительного профиля.

Однако, например, еще в 1991 году в системе Московских городских строительных норм был выпущен документ «Многофункциональные здания и комплексы» – «собственность» ((с)) – руководителя-разработчика заслуженного архитектора РСФСР В.И. Подольского. Там же отмечено: разработаны Московской организацией Союза архитекторов РСФСР.

Данный пример коррелируется со ст. 9 п. 2 Федерального закона «О техническом регулировании», где определено: «Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо».

Приведенный пример собственности на нормативный документ понятен, если учесть, что стройкомплекс в современных условиях более чем на половину не является больше государственной системой. На рынке российских проектно-строительно-эксплуатационных услуг уже складывается новая система (см. рис. в начале статьи) общественных самоуправляемых, самодостаточных узкокорпоративных ассоциаций-объединений. Например, Союз архитекторов, Союз производителей цемента, Российская ассоциация производителей обоев, Негосударственная академия жилищно-коммунального хозяйства, Московская ассоциация гильдии риэлторов и другие.

В структуре будущих ассоциаций в отечественных условиях будут инициироваться и формироваться научные и производственные подразделения (в том числе с привлечением существующих НИИ) для решения конкретных НИОКР, разработки нормативных документов, создания стандартов.

Роль государственных структур при этом сводится к функциям лоббирования интересов этих ассоциаций в международной торговле, обеспечения их международного приоритета и монополизма через административный и политический ресурс, разработке международных протекционистских законов. Получит развитие эволюционное закрепление достижений этих ассоциаций – с их же помощью – в государственных, национальных регламентах, нормах и стандартах, так же как внедрение этих достижений в документации технической политики других государств. Этому же должна способствовать развивающаяся сеть отечественных и международных финансовых, страховых и иных институтов.

Завершение обновления и гармонизации системы отечественных нормативных документов с международными требованиями и стандартами, повышение их статуса рационально с использованием средств заинтересованных ассоциаций, предприятий и организаций, бюджетов территорий и субъектов Федерации. Рационален также анализ использования и обобщения опыта соблюдения действующих норм и стандартов и инвестирование дальнейшего развития и уточнения их совместными и иностранными предприятиями соответствующего профиля, функционирующими и осуществляющими рыночную экспансию и адаптацию на территории России в условиях второго пришествия русского капитализма и глобализации.

Гармонизация системы нормативных документов в соответствии с международными требованиями

1932—1982 гг.СНиП 1.01.01-82

(издание 1984 г.)

1992—2003 гг.СНиП 10-01-942004 г. и далее (толкование автора)«Система стандартов и общих технических регламентов в строительстве»
Наименование глав
Часть 1. Организация, управление, экономика(система нормативных документов, организация, методология и экономика проектирования и инженерных изысканий, организация и управление строительством, нормы продолжительности, экономика строительства, положения об организациях и должностных лицах)

Часть 2. Нормы проектирования

(общие нормы проектирования, основания и фундаменты, строительные конструкции, инженерное оборудование зданий и сооружений, внешние сети, сооружения транспорта, гидротехнические и энергетические сооружения, мелиоративные системы и сооружения, планировка и застройка населенных пунктов, жилые и общественные здания, промышленные предприятия, производственные здания и сооружения, вспомогательные здания, инвентарные здания, сельскохозяйственные предприятия, здания и сооружения, склады, нормы отвода земель)

Часть 3. Организация, производство
и приемка работ

(общие правила строительного производства, основания и фундаменты, строительные конструкции, защитные изоляционные и отделочные покрытия, инженерное и технологическое оборудование и сети, сооружения транспорта, гидротехнические и энергетические сооружения, мелиоративные системы и сооружения, механизация строительного производства, производство строительных конструкций, изделий и материалов)

Часть 4. Сметные нормы

(система нормативных документов и ценообразование, правила разработки и применения элементных сметных норм на строительные конструкции и работы (тома 1—11 по видам работ), правила определения сметной стоимости эксплуатации строительных машин, сетных цен на материалы, изделия и конструкции, перевозки грузов, правила разработки единых районных единичных расценок (ЕРЕРы) на строительные конструкции и работы, правила определения дополнительных и прочих затрат с учетом особенностей, нормы накладных расходов и плановых накоплений, сборники укрупненных сметных норм (УСН), сметные нормативные документы на пусконаладочные работы, ведомственные сметные нормативные документы (ВСН), руководящие нормативные документы по разработке и применению сметных норм)

Часть 5. Нормы затрат
материальных и трудовых ресурсов

(нормы расхода материалов, нормы потребности в строительном инвентаре, инструменте и механизмах, нормирование и оплата проектно-изыскательских работ, сборники цен на проектные и изыскательские работы для строительства, нормирование и оплата труда в строительстве)

1. Организационно-методические нормативные документы(стандартизация, нормирование, сертификация, инженерные изыскания для строительства и проектирования, производство, эксплуатация объектов и их составляющих)

2. Общие технические нормативные документы

(основные положения надежности строительных сооружений пожарная безопасность, защита от опасных геофизических воздействий, внутренний климат и защита от вредных воздействий, размерная взаимозаменяемость и совместимость)

3. Документы по градостроительству, зданиям и сооружениям

(расселение, районная планировка, планировка и застройка, жилые, общественные и производственные здания, транспортные и мелиоративные сооружения, трубопроводы)

4. Инженерное оборудование зданий и сооружений и внешние сети

(водоснабжение и канализация, теплоснабжение, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, газоснабжение и прочие инженерные системы)

5. Строительные конструкции и изделия

(основания и фундаменты, каменные и армокаменные железобетонные и бетонные металлические, деревянные, другие конструкции,требования к изделиям и комплектующим деталям (окна, двери, приборы к ним и пр.)

6. Строительные материалы и изделия

(стеновые кладочные, вяжущие, бетоны и растворы, заполнители, тепло- и звукоизоляционные материалы, кровельные, гидроизоляционные и герметизирующие, отделочные, облицовочные, дорожные и другие материалы)

7. Нормативные документы на мобильные здания и сооружения, оснастку; инвентарь и инструмент строительных организаций и предприятийстройиндустрии

8. Нормативные документы по экономике строительства

(ценообразование, сметы, нормы расхода материальных, топливно-энергетических ресурсов, трудовые ресурсы)

1. Стандарты административного управления качеством при разработке, принятии, применении и исполнении требований к продукции (терминология, модульная координация размеров, инженерные изыскания, проектирование в градостроительстве, архитектуре, строительстве: жилищно-гражданском, промышленном, сельскохозяйственном, транспортном, гидротехническом, энергетическом трубопроводном, жилищно-коммунальной сфере и т.д.)

2. Общие технические нормативные документы

2.1. Технические регламенты (СНиПы), обязательные для применения и использования при разработке (формировании) продукции (классификация поселений, зданий и сооружений, параметры, показатели и т.д.; макро- и микроклимат, комфортный для жизни и здоровья граждан, животных и растений при защищенности имущества всех форм собственности; система, сеть и типы зданий общественного обслуживания; типы конструкций, системы фундаментов, ограждений и кровель; нагрузки и воздействия при обеспечении безопасности территорий, поселений, зданий и сооружений в условиях возможного природного, техногенного экологического, пожарного санитарно-гигиенического и т.д., в том числе суммативного, риска)
2.2. Технические регламенты (СНиПы), обязательные для применения и использования при эксплуатации (функционировании) продукции – поселений, зданий и сооружений (пути эвакуации из поселений; пути эвакуации в зданиях и сооружениях; защищенность в условиях возможного природного, техногенного, экологического, пожарного, санитарно-гигиенического и т.д., в том числе суммативного, риска)
2.3. Технические регламенты (СНиПы), обязательные для применения и использования при производстве строительных работ (защита рабочих и населения, животных и растений; пожарозащищенность; электробезопасность; безопасность электросварочных и газосварочных работ; санитарная гигиена; накопление и удаление отходов; погрузочно-разгрузочные и транспортные работы; складирование и хранение; безопасная разработка выемок; устройство строительных лесов и т.д.)
2.4. Технические регламенты (СНиПы), обязательные для применения и использования при утилизации продукции и частичного обеспечения ее рециклинга (поселений, зданий и сооружений, объектов инженерного обеспечения и т.д. –требуется дальнейшая разработка)
3. Стандарты по строительным конструкциям, изделиям, материалам, их испытаниям при единстве измерений
(искусственные основания и фундаменты из разных материалов; несущие и ограждающие конструкции из разных материалов; полы, двери и окна из разных материалов, бетоны и растворы; тепло-, паро-, воздухо-, гидро-, шумо- и другие изоляционные материалы; материалы по пожаро-, термо-, морозо-, био-, радиа-, химо-, электро-, вандало- и другой защите; отделочные, облицовочные и другие материалы)
4. Стандарты по системам жизнеобеспечения поселений, зданий и сооружений, создания комфортных условий в искусственной среде:
-- санитарно-гигиенические:
-система раздельной
мусороуборки с частичным рециклингом и полным обезвреживанием;
-системы сбора и очистки дождевых и талых вод;
-противогололедные системы, уборка и переработка льда и снега;
-водоснабжение, в том числе питьевое, поливально-моечное, фонтанное и т.д.;
-канализация общесплавная с очистными сооружениями и заводами переработки иловых остатков;
-пылеподавление и пылеуборка;
-собачьи площадки и тропы выгула собак и других домашних животных, оборудованных фекальными приемниками, развитие и включение в среду поселений, зданий и сооружений пасек, голубятен, оранжерей, менажерей (для водоплавающих птиц), вольер (для певчих птиц и мелких животных) и т.д.;
-- средово-климатические:
-защита от шумо-, вибро-, электро- и иных воздействий;
-инсоляция, затененность и освещенность в соответствии с потребностями (в т.ч. в ночное время);
-обеспеченность озелененными пространствами для спорта, отдыха, досуга, прогулок и игр детей, ойкумены инвалидов, езды на велосипедах;
-теплоснабжение, горячее водоснабжение естественная и принудительная вентиляция, климатотехника;
-- энергетические:
-электрические и газовые сети с домовыми и квартирными приборами контроля и учета, в том числе оборудование двух- и четырехтарифными счетчиками электрической энергии (день, ночь, праздники), аварийные электрические системы; автономные силовые установки и т.д.;
-- пожарозащитные:
-пожарная сигнализация; дымоудаление; подпор воздуха; системы пожаротушения (водораспыляющие, сухими химикатами и пр.);
-- охраны и защиты против несанкционированного проникновения:
-кодовые замки с переговорным устройством входных дверей; консьерж; видеонаблюдение и т.д.;
-- механическое оборудование:
-лифты и подъемники, в том числе для инвалидов; сушильные помещения и т.д.;
-- информации и связи:
-проводной телефон;
-телевидение, в том числе кабельное и спутниковое;
-проводное радио;
-интернет-паутина и т.д.;
5. Стандарты оценки стоимости поселений, зданий и сооружений для объектов, финансируемых из средств государственного – федерального, муниципального или окружного бюджета.

Стандарты оценки стоимости недвижимого имущества физических и юридических лиц с учетом практики оценщиков и риэлторской практики, а также условий рынка.

Статья впервые опубликована в газете «Строительный эксперт»т №24 (187)

2004 г. стр.8-10 в рубрике «Точка зрения».          

Комментарии