​Ворчания реликтового строителя по поводу проекта «Стратегии инновационного развития строительной отрасли РФ»

​Ворчания реликтового строителя по поводу проекта «Стратегии инновационного развития строительной отрасли РФ»

Минстрой России подготовил проект «Стратегии инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года». Впервые публично он был предъявлен Президиуму общественного совета министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства заместителем главы строительного ведомства Юрием Рейльяном.

b213ecd0231e2b50486eae48f6c4cba6.JPG

О профессиональном строительном сообществе как-то подзабыли: ни тебе не отдельного выпуска «Строительной газеты», ни тебе и копеечной брошюрки, ни научно-практической конференции в МГСУ – ройся себе для пополнения знаний в Интернете.

Введение

Проект «Стратегии инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года» - концептуальный документ с нелегкой судьбой. В 2014 году Минстроем была нанята команда молодых экспертов, которая выдала в качестве результата толстый том на 500 страниц, в котором было множество злободневных, умных и правильных идей, но в котором отсутствовала доступная пониманию структура и который полностью не соответствовал требованиям, предъявляемым к стратегическим документам.

Как положительный результат этого - вспомнили о строительной науке. Не секрет, что Минстрой поручил разработку документа Национальному исследовательскому Московскому государственному строительному университету. К чести разработчиков были учтены мнения Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), национальных объединений саморегулируемых организаций (НОСТРОЙ, НОПРИЗ), Российского союза строителей (РСС), институтов развития, а также заинтересованных учреждений и общественных организаций.

В целом документ получился компромиссным, емким и доступным, но недостаточно внятным и по сему, весьма далеким от практической жизни строительной площадки.

Как то не совсем понятно для чего создан данный документ? Для отчета на Государственном Совете при Президенте Российской Федерации? А может быть для солидных монографий «товарищей ученых, доцентов с кандидатами»? Или же это проект «Устава строительной деятельности», о которой в предъявленном документе и намека нет? Вот уж интересно, чем это традиционно занимаются более 10 процентов работоспособного населения страны и которые традиционно создают десятую часть валового внутреннего продукта страны?

В связи с этим есть повод поворчать в отношении представителей нашей строительной науки и взяв пример Владимира Высоцкого предложить:

Товарищи ученые, не сумлевайтесь, милые / Коль что у вас не ладится, ну там, не тот эффект / Мы мигом к вам заявимся с лопатами и с вилами / Денечек покуметаем – и выправим дефект…

1. Каковы основные идеи концептуального документа?

Предлагаемый «просвященный» документ утверждает, что: «Миссией стратегии является формирование условий для инновационного развития отрасли как основы прогресса реального сектора экономики Российской Федерации, обеспечение прав человека на безопасную и комфортную среду жизнедеятельности на основе комплексного понимания задач строительства, градостроительства и архитектуры, парадигмы эффективного управления жизненными циклами объектов строительства и инфраструктуры».

В связи с этим основополагающими идеями проекта служат ограниченное число постулатов.

Документом провозглашается необходимость разработки государственной программы «Инновационное развитие строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года» и предполагается, что в рамках программы будет предусмотрен некий перечень мероприятий, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Предлагается увеличение налогооблагаемой базы организаций и предприятий путем введения дополнительного налога на строительную отрасль в виде целевых отчислений на инновационное развитие отрасли в размере 0,4% от сметной стоимости объектов капитального строительства.

Также необходимо внедрение информационного прогнозного математического моделирования, энергетически эффективных и ресурсосберегающих технологий, что позволит сократить сметную стоимость сооружаемых объектов, повысить эффективность капитальных вложений, снизить эксплуатационные расходы на 30% и сократить стоимость коммунальных услуг для населения в среднем до 20% (по сравнению с 2015 годом).

Необходимо увеличение занятости населения в строительном комплексе Российской Федерации более чем на 1 млн человек.

Одной из целей документа является обеспечение постоянной бюджетной поддержки научным и образовательным организациям строительной отрасли для выполнения не определенных инновационных мероприятий.

Планируется формирование некоего Центра управления инновационным развитием.

7f97e3e967143d1cf95dce5395fdc595.jpg

2. Гримасы терминологии опубликованного документа

Еще в начале 17 века великий французский ученый и мыслитель Декарт, вступая в научные дискуссии, умолял своих коллег: «Давайте определится с терминами и тогда мы поймем друг друга»!

Устами господина Рейльяна предложено использовать в целях стратегии два основных понятия:

«Инновационное развитие» – преобразование всех областей экономики и социальной системы на основе научно-технических достижений. Инновационное развитие предполагает реализацию национальных, региональных, отраслевых и корпоративных инновационных программ, проектов, развитие инновационного потенциала и инновационной культуры.

«Строительная отрасль» – отрасль экономики (народного хозяйства) Российской Федерации, в которой объединены работы и услуги материального производства (производство строительных материалов и изделий, строительство зданий (в том числе разработка строительных проектов), строительство инженерных сооружений, работы строительные специализированные) и работы и услуги в непроизводственной сфере (деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа).

Оставим пока в покое терминологию инновационного развития. Поворчим по поводу понятийного аппарата «строительство».

Энциклопедически под «строительством» понимают профессиональную деятельность человека, связанную с процессом воплощения в жизнь строительных объектов: зданий и сооружений, а также их эксплуатацию (капитальный и текущий ремонт), реконструкцию, реставрацию и реновацию.

Долгое время понятие «строительство» ассоциировалось с определением «капитальное строительство». Начиная с 1988 г. в государственных документах его подменил термин «строительный комплекс».

Сам проект предлагаемого документа, опровергая предложения авторитетного чиновника, свидетельствует об этом. Ведь сами «товарищи ученые» говорят:

«Положения Стратегии определяют приоритеты и основные направления государственной политики и нормативно-правового регулирования в связи с осуществлением видов деятельности в сфере архитектуры, градостроительства, строительства и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)».

Отсюда совершенно не понятно чем «рулит» Министерство строительства и ЖКХ. Отраслью промышленности? Сферой строительных услуг? Сектором экономики? Или все же «строительным комплексом» страны, под которым Российской архитектурно-строительной энциклопедией понимается совокупность отраслей, производств и организаций, характеризующихся тесными устойчивыми экономическими, организационными, техническими и технологическими связями в получении конечного результата – обеспечении производства основных фондов народного хозяйства?

Далее, совершенно непонятно что подразумевают авторы проекта декларируя следующее:

«Стратегия направлена на формирование в Российской Федерации развитого, передового в технологическом отношении строительного комплекса, конкурентоспособной и сохраняющей традиции архитектуры, сбалансированного и гарантирующего национальную социальную безопасность градостроительства, эффективно управляемого комплекса эксплуатации в системе ЖКХ, обеспечивающих стабильное социальное и политическое развитие Российской Федерации».

Исходя из логики авторов необходимо понимать:

А) В стране нет строительного комплекса, архитектуры, градостроительства, управляемого комплекса эксплуатации в системе ЖКХ и все это необходимо формировать.

Б) Либо строительство в нашей стране осуществляется в рамках какой-то «особой подсистемы экономики», понятийный аппарат которой не имеет научно обоснованной и внятной терминологии. Проще говоря, в нашем профессиональном сообществе и отраслевой науке царит полнейшая терминологическая анархия.

Уважаемые господа разработчики, по всему видно: «Замучились вы с иксами, запутались в нулях». И зачем было подставлять уважаемого руководителя под огонь критики, когда достаточно было внести в проект отдельную статью: «Термины понятия и определения используемы в целях настоящей стратегии».

Видимо не из-за низкой профессиональной компетенции разработчиков проекта предлагаемого стратегического документа, а скорее наоборот.

Стыдно уважаемым «товарищам ученым» за наших законодателей с попустительства которых в профессиональном строительном сообществе расцвел правовой нигилизм, а строительное право подменили неформальные институциональные отношения и соответствующая лексика.

Но об этом в следующем материале.

Борис Скупов.

60f9ffad416b216c62b3a34e5c33a2d7.jpg


P.S. Информация для размышления: Закон о строительстве Латвии

Комментарии