Только в профиле

Музей Четырех или Третьяковская галерея как икона стиля

Подпишитесь на канал

Возрождение при царе Александром III русского средневекового стиля в архитектуре советскими историографами и искусствоведами подверглось жесткому остракизму.

82aa40ede75e42adb991adb6fe1f541f.jpg

Гневные «филиппики» разоблачали реакционность и неестественность так называемого «неорусского» стиля, который в 80-х годах 19-го века стал символом возрождения русского духа и формирования новых идентификационных меток русского народа.

По иронии судьбы его главным апологетом стал абсолютный этнический немец – Царь-миротворец Александр Александрович, на самом деле лишь выразивший своими культурологическими пристрастиями общее возвращение общества того времени к русским корням. И этот «мейнстрим» просуществовал вплоть до революции.

Таким образом, Третьяковская галерея, питерский Храм на крови, исторический музей на Красной площади и ГУМ, вместе с собором Василия Блаженного, Грановитой палатой и множеством других памятников средневековой архитектуры –– стали частью общего русского культурного кода, и образными метками национальной самоидентификации русской цивилизации в глобализационном мире.

Наше обращение к теме Третьяковской галерее совершенно не случайно. 18 мая весь мир отмечает Международный день музеев, а 22 мая 2016 года исполняется 160 лет Государственной Третьяковской Галерее, национального музея русского изобразительного искусства (1856).

История самого известного российского и самого русского музея началась в 1856 году, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова. В 1867 году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых».

b555229a15e217a83ac1660d0c380558.jpg

В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.

15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила ещё в 1851 году. По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и наконец в 1902—1904 годах, когда появился знаменитый фасад, разработанный в 1900—1903 годах архитектором Василием Башкировым по рисункам художника Виктора Васнецова.

8bf9ec7a5d91a6a648fcfc3bd58c19ed.jpg

Руководил строительством московский архитектор Александр Калмыков. Участие Васнецова в проекте придало зданию необыкновенную иллюстративность. Оно будто сошло с красочных страниц русских народных сказок, расцвело древнерусской буквицей на московской земле, вбирая, развивая и преумножая русский стиль 11-17 веков с его богатством зримых духовных символов, узорочьем букв и, конечно же, насыщенной бардовой колористикой фасадов с золоченным обрамлением козырьков главного входа.

Здание, являясь иконой стиля, само по себе чем-то схоже с классической русской иконой и её атрибутами.

Совместный продукт Василия Башкирова и Виктора Васнецова оказался безупречным примером симбиоза искусств, где оба участниками являются искренними приверженцами «неорусского стиля». Между прочим, Третьяковская галерея далеко не единственный их совместный проект. Здесь еще можно добавить, как прелюдии к галерее, дом Васнецова в переулке Васнецова 13 (Москва, 1893—1894) и особняк И. Е. Цветкова (1901, Москва, Пречистенская набережная, 29).

Отметим, что Василий Николаевич Башкиров не входит в плеяду великих русских архитекторов. И «Третьяковка», пожалуй самое известное из его творений.

8d3e76fe555334ddffbe5fa7defa2a4b.jpg

Родился будущий апологет «неорусского стиля» в 1870 году в Вятской губернии. В 1893 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1897 году - Императорскую Академию Художеств со званием художника архитектуры. В 1896 году был допущен к исполнению архитектурного проекта на получение звания художник-архитектор по классу архитектора А. Н. Померанцева. В 1900 году Башкирова приняли в Московское архитектурное общество. C 1904 по 1907 годы зодчий работал в Службе производства тока городских железных дорог, для которой спроектировал здание Центральной электрической станции городского трамвая (1906, Москва, Болотная набережная, 15). Их сохранившихся творений архитектора можно еще отметить здание Пречистенских курсов (1905, Москва, Курсовой переулок, 17), учебное здание (1911, Москва, Большой Саввинский переулок, 10), пристройку к Кустарному музею (совместно с А. Э. Эрихсоном, 1912, Москва, Леонтьевский переулок, 7), жилой дом (1908 - 1913, Москва, Первый Неопалимовский переулок, 10), Троицкий храм деревни Аверкиево (1911-1914, Московская область, Павлово-Посадский район).После 1917 года жизнь зодчего исчезла с «радаров истории».

Руководитель строительных работ – Александр Михайлович Калмыков также не входит в плеяду блистательных российских архитекторов, хотя вклад его в преображении Москвы все-таки ощутим. Большинство работ сделаны либо совместно с кем-то из коллег. Либо это руководство строительством, переделки, перепланировки. Его наиболее яркие самостоятельные работы связаны с промышленной архитектурой. Из здесь на первом месте - знаменитые производственные корпуса фабрики «Красный Октябрь» (бывшая «Эйнем») на Берсеневской набережной (1911).

c9fb81545e83a1602ea7d604f928e96b.jpg

Родился будущий архитектор в 1863 году в Москве. В 1889 году окончил с Малой серебряной медалью Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1891—1904 годах служил участковым архитектором. Помимо собственной архитектурной практики, выполнял заказы на постройку зданий по чужим проектам. В послужном списке значатся такие работы, как: мелкие строительные работы в Заиконоспасском монастыре (1892, Никольская улица, 9), постройки во владении Товарищества Бахрушиных (1892, Зацепский вал, 37/12), ремонт Городской думы (1897, Площадь Революции, 2), фабричные здания и дом управляющего на макаронной фабрике Динга (1902, Третья Рыбинская улица, 22—24), дом Н.А. и И.А. Абрикосовых при фабрике «Товарищества А. И. Абрикосова Сыновей» («Директорский дом»), совместно с архитектором Б. Н. Шнаубертом (1902—1905, Малая Красносельская улица, 7), доходный дом (1903, Лебяжий переулок, 8), доходный дом Н.Г. Григорьева («Пятницое подворье») (1903—1904, Пятницкая улица, 10), перестройка флигеля Морозовской богадельни (1905, Шелапутинский переулок, 3), доходный дом (1908, Третий Кадашёвский переулок, 5), доходный дом (1908, Первый Голутвинский переулок, 3), производственные корпуса Московской Голутвинской мануфактуры среднеазиатских и внутренних изделий (1911-1912, Первый Голутвинский переулок, 8, Якиманская набережная), склад во владении Товарищества Бахрушиных (1914, Зацепский вал, 37/12), достройка жилого дома по изменённому проекту (1924, Милютинский переулок, 20/2 — Бобров переулок, 2/20). Умер архитектор в 1930 году.

К сказанному добавим, что творение четырех талантливых людей: Третьякова, Васнецова, Башкирова и Калмыкова – после революции получило свое развитие. 3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея.

21187316140f9b02ca454084f4775239.JPG

В 1927 году Галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом купца Соколикова). После перестройки в 1928 году здесь разместилась администрация Галереи, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики. Позже, в 1985-1994 годах, административный корпус был надстроен по проекту архитектора А. Бернштейна 2 этажами и по высоте сравнялся с экспозиционными залами.

В 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах, а в 1932 году её здание было передано Галерее и стало запасником живописи и скульптуры. Позже оно было соединено с экспозиционными залами выстроенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины А. А. Иванова «Явление Христа народу» (1837—1857). Был построен также переход между залами, расположенными по обе стороны от главной лестницы. Это обеспечило непрерывность обзора экспозиции. В музее началась разработка новой концепции размещения экспонатов.

В 1936 году был открыт новый двухэтажный корпус с северной стороны основного здания — так называемого «щусевского корпуса». Эти залы сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.

В 1956 году, в честь 100-летнего юбилея Третьяковской галереи был достроен зал А. А. Иванова.

41cb1365ee93fdc6432576407ff18347.jpg

В 1980-х годах, из-за возросшего количества посетителей, было принято решение по расширению площади экспозиции. В 1983 году начались строительные работы. В 1985 году был введен в строй депозитарий — хранилище произведений искусства и реставрационные мастерские. В 1986 году началась реконструкция основного здания Третьяковской галереи (архитекторы И. М. Виноградский, Г. В. Астафьев, Б. А. Климов и другие). В 1989 году с южной стороны от основного здания был сооружен новый корпус, где разместились конференц-зал, информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. Здание получило название «Инженерный корпус», потому что в нём была сосредоточена большая часть инженерных систем и служб.

В 1985 году Государственная картинная галерея, располагавшаяся на Крымском Валу, 10, была объединена с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс под общим названием «Государственная Третьяковская галерея». Сейчас в здании располагается обновлённая постоянная экспозиция «Искусство XX века».

Сегодня в состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» входит:

7aed323af5341e071e632caf6235ad45.JPGТретьяковская галерея на Крымском Валу

76e199085ded590dc15e64bba3355766.jpgТретьяковская галерея в Лаврушинском переулке, д. 10

2bc9b8650be98ad3a19633f034ea23db.jpgМузей-храм Святителя Николая в Толмачах

7da88ebbd44cb60a51bdd49f0e4216c6.jpgМузей-мастерская А. С. Голубкиной

632e37205d6be098362d4d1e76974f80.jpgДом-музей В. М. Васнецова

76a9dd7fb0edd0329fdfc626a4211aa9.jpgМузей-квартира А. М. Васнецова

dc2be90d86a174b402c552126c8bb23c.jpgДом-музей П. Д. Корина.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!