Начиная с конца 19 века наши взаимоотношения с Ираном во многом определялись проектом судоходного канала Каспий – Персидский залив. Разработанный русскими инженерами в 1889–1892-м, он мог обеспечить кратчайший выход России в бассейн Индийского океана и турецкие проливы Босфор и Дарданеллы оказывались просто ненужными.
Сегодня этот проект опять в перечне приоритетных для Тегерана. Иран этого и не скрывает. Как отмечают иранские эксперты и СМИ, канал Каспий – Персидский залив напрямую выводит в Индийский океан не только Россию, но и большинство других стран экс-СССР, а также Европы.
Для потенциальных пользователей этот путь более чем вдвое короче традиционного водного маршрута через Турцию. Потому в доработке проекта участвуют не только иранские, но и иностранные специалисты. Ввести канал в эксплуатацию планируется в 2020-х.
Мнение правительства России однозначно
Судоходный канал Каспий-Персидский залив, целиком проходящий по территории Ирана, способен обеспечить кратчайший выход в бассейн Индийского океана из северной Атлантики, Балтийского, Черноморско-Азовского, Дунайского и Волжско-Каспийского бассейнов.
Этот маршрут необходим Ирану не только как транспортный коридор, но и для обеспечения опресненной водой центральных засушливых районов.
Еще в 1996–1997 годах руководство Министерства дорог и транспорта Ирана, направляя делегации в Россию, сообщало о стремлении привлечь ее инвестиции или технологии к сооружению национального водного пути.
Наша сторона полностью одобрила эти предложения, выступив за их всестороннюю проработку, особенно в сфере экологии – ввиду уникальности биосреды Каспия.
Тогда же была достигнута договоренность об изучении иранскими специалистами российского опыта гидротехнического строительства. Направляемые Тегераном делегации из Ирана стали регулярно посещать Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской каналы.
В 1998-м была создана совместная экспертная группа по изучению транс-иранского водного проекта, а в следующем году правительство Исламской Республики официально одобрило доработанное ТЭО.
Что представляет судоходный канал Каспий-Персидский Залив?
Общая протяженность судоходного пути составит около 700 километров, в том числе по фарватерам рек северо-западного (прикаспийского) и юго-западного Ирана, включая пограничное с Ираком международное русло Шатт-эль-Араб, порядка 450 километров.
Требуемые инвестиции для сооружения всей артерии оценивались иранской стороной в 2012–2013 годах минимум в 10 миллиардов, в том числе по соединительному транс-иранскому участку (северо-запад – юго-запад) в 5,5 - 6 миллиардов долларов. Полная окупаемость проекта наступит, по местным оценкам, на пятый год с момента ввода в строй.
Иран говорит: «Давайте строить вместе»
В ходе совещаний в начале 2000-х российско-иранской комиссии по торговле и научно-техническому сотрудничеству, представители Тегерана предложили нашей стране ряд вариантов ее технологического содействия сооружению канала, а также оформление заказов на строительство в строительства в РФ грузовых (река-море) и вспомогательных судов, востребованных на водном пути.
По предварительным расчетам, канал обеспечит России и Ирану транзитные доходы – соответственно 1,2–1,4 и 1,4–1,7 миллиарда долларов, начиная с третьего-четвертого года эксплуатации.
Особый интерес это вызвало в Дагестане, где по мнению многих ученых на базе кооперации республиканских промышленных предприятий реально организовать конкурентное производство судов «река-море».
Более того, использование разработок Гамида Халидова – известного российского конструктора по созданию кораблей смешанного плавания нового поколения – «тримаранов» – как раз отвечает требованиям и условиям транзитных грузоперевозок по таким каналам, как транс-иранский». Тем более что в мире наметился рост спроса на подобные суда.
Резонно предположить, что современные геополитические факторы, в числе которых спровоцированное Турцией серьезное обострение отношений с Россией, способствуют более тщательному изучению вариантов нашего содействия созданию столь важного водного пути.
Кто против?
Естественно США, страны ЕС и конечно же Турция.
Кстати, Соединенными Штатами проект строительства канала Каспий-Персидский залив включен в антииранские санкции. И хотя санкционная политика США в отношении Ирана пересматривается, пока неясно, будут ли отменены запреты на участие в означенном проекте.
Словом, магистраль Каспий – Персидский залив, чрезвычайно выгодная СССР и Ирану, наталкивалась на все более активное противодействие США и НАТО.
Однако, судя по упомянутым соглашениям и тенденциям в двусторонних отношениях Ирана и России, поэтапно готовится правовая, экономическая и технологическая почва.
Так что, возможно, опять нам будет что построить…
Борис Скупов
Комментарии (0)