Портал для специалистов архитектурно-строительной отрасли

+7 (495) 380-3700

info@ardexpert.ru

Нормальные герои идут в обход Босфора

Начиная с конца 19 века наши взаимоотношения с Ираном во многом определялись проектом судоходного канала Каспий – Персидский залив. Разработанный русскими инженерами в 1889–1892-м, он мог обеспечить кратчайший выход России в бассейн Индийского океана и турецкие проливы Босфор и Дарданеллы оказывались просто ненужными.

d286fd4af2d943dd4acea6ba4c4c3b73.jpeg

Сегодня этот проект опять в перечне приоритетных для Тегерана. Иран этого и не скрывает. Как отмечают иранские эксперты и СМИ, канал Каспий – Персидский залив напрямую выводит в Индийский океан не только Россию, но и большинство других стран экс-СССР, а также Европы.

Для потенциальных пользователей этот путь более чем вдвое короче традиционного водного маршрута через Турцию. Потому в доработке проекта участвуют не только иранские, но и иностранные специалисты. Ввести канал в эксплуатацию планируется в 2020-х.

Мнение правительства России однозначно

Судоходный канал Каспий-Персидский залив, целиком проходящий по территории Ирана, способен обеспечить кратчайший выход в бассейн Индийского океана из северной Атлантики, Балтийского, Черноморско-Азовского, Дунайского и Волжско-Каспийского бассейнов.

ef27f8c735b8765b17edafafb0dee99e.jpg

Этот маршрут необходим Ирану не только как транспортный коридор, но и для обеспечения опресненной водой центральных засушливых районов.

Еще в 1996–1997 годах руководство Министерства дорог и транспорта Ирана, направляя делегации в Россию, сообщало о стремлении привлечь ее инвестиции или технологии к сооружению национального водного пути.

Наша сторона полностью одобрила эти предложения, выступив за их всестороннюю проработку, особенно в сфере экологии – ввиду уникальности биосреды Каспия.

98b39a5d1a38c754c35f3d2ce7296870.gif

Тогда же была достигнута договоренность об изучении иранскими специалистами российского опыта гидротехнического строительства. Направляемые Тегераном делегации из Ирана стали регулярно посещать Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской каналы.

В 1998-м была создана совместная экспертная группа по изучению транс-иранского водного проекта, а в следующем году правительство Исламской Республики официально одобрило доработанное ТЭО.

Что представляет судоходный канал Каспий-Персидский Залив?

Общая протяженность судоходного пути составит около 700 километров, в том числе по фарватерам рек северо-западного (прикаспийского) и юго-западного Ирана, включая пограничное с Ираком международное русло Шатт-эль-Араб, порядка 450 километров.

dda6643706d9c4c38357b71f648e2dcd.jpg

Требуемые инвестиции для сооружения всей артерии оценивались иранской стороной в 2012–2013 годах минимум в 10 миллиардов, в том числе по соединительному транс-иранскому участку (северо-запад – юго-запад) в 5,5 - 6 миллиардов долларов. Полная окупаемость проекта наступит, по местным оценкам, на пятый год с момента ввода в строй.

Иран говорит: «Давайте строить вместе»

В ходе совещаний в начале 2000-х российско-иранской комиссии по торговле и научно-техническому сотрудничеству, представители Тегерана предложили нашей стране ряд вариантов ее технологического содействия сооружению канала, а также оформление заказов на строительство в строительства в РФ грузовых (река-море) и вспомогательных судов, востребованных на водном пути.

По предварительным расчетам, канал обеспечит России и Ирану транзитные доходы – соответственно 1,2–1,4 и 1,4–1,7 миллиарда долларов, начиная с третьего-четвертого года эксплуатации.

Особый интерес это вызвало в Дагестане, где по мнению многих ученых на базе кооперации республиканских промышленных предприятий реально организовать конкурентное производство судов «река-море».

Более того, использование разработок Гамида Халидова – известного российского конструктора по созданию кораблей смешанного плавания нового поколения – «тримаранов» – как раз отвечает требованиям и условиям транзитных грузоперевозок по таким каналам, как транс-иранский». Тем более что в мире наметился рост спроса на подобные суда.

Резонно предположить, что современные геополитические факторы, в числе которых спровоцированное Турцией серьезное обострение отношений с Россией, способствуют более тщательному изучению вариантов нашего содействия созданию столь важного водного пути.

Кто против?

Естественно США, страны ЕС и конечно же Турция.

Кстати, Соединенными Штатами проект строительства канала Каспий-Персидский залив включен в антииранские санкции. И хотя санкционная политика США в отношении Ирана пересматривается, пока неясно, будут ли отменены запреты на участие в означенном проекте.

85e178d9bec687446c69472418ef24d0.jpg

Словом, магистраль Каспий – Персидский залив, чрезвычайно выгодная СССР и Ирану, наталкивалась на все более активное противодействие США и НАТО.

Однако, судя по упомянутым соглашениям и тенденциям в двусторонних отношениях Ирана и России, поэтапно готовится правовая, экономическая и технологическая почва.

1a7f94297430c7c2ff0ba572e42b2a92.jpg

Так что, возможно, опять нам будет что построить…

Борис Скупов

Комментарии