Страна Ледяного Ужаса или Привлекательная Арктика

Подпишитесь на канал

Впервые в рамках Петербургского международного экономического форума 18 июня 2016 года проведена конференция по экономическому развитию Арктики. На повестку дня был вынесен вопрос эффективного управления арктическими территориями и развития инвестиционного потенциала регионов.

8a31cede4a806fd48bad9895f3226bac.JPG

Арктика, как многие полагают, есть снежная шапка Северного полюса нашей планеты. Однако географически это огромный район, примыкающий к ней. Он включает в себя окраины материков Евразии и Северной Америки, прилегающие части Атлантического и Тихого океанов и почти весь Северный Ледовитый океан с островами.

Кроме того, южная граница Арктики совпадает с границей тундры. Отсюда – наличие различных климатических условий, разнообразной растительности и животных, абсолютно не ассоциирующихся с обывательским понятием об Арктическом регионе. Площадь этого холодного континента почти в 3 раза превышает площадь Европы и составляет около 27 млн км2. Для сравнения: площадь Российской Федерации – 17,1 млн км2.

Арктика – загадочный уголок нашей планеты, где природа сохранилась практически в первозданном виде. Белые медведи и северные олени, огромные ледники и подводные вулканы, климатические загадки и почти неисчерпаемые природные ресурсы… Этот единый географический регион таит в себе немало неизведанного и непознанного. Долгое время Арктика считалась не приспособленной для жизни человека и, более того, непроходимой ни водным, ни наземным путем: норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен даже называл Арктику Страной ледяного ужаса.

Самое первое письменное свидетельство об исследовании Арктики датируется IV в. до н.э., когда грек Пифей из Марселя совершил плавание в страну Туле, которая, по всей вероятности, была расположена далеко за полярным кругом.

В настоящий момент Артика становится все популярней не только среди исследователей, туристов и просто любителей острых ощущений.

Чем привлекательна Арктика?

Арктика – это кладезь неразработанных энергоресурсов – нефти и газа. Согласно оценке Геологической службы США, запасы нефти в Арктике (как на шельфе, так и на суше) составляют 90 млрд баррелей. Стоит напомнить, что по оценке компании «Бритиш петролеум», в настоящее время в мире ежегодно потребляется свыше 32 млрд баррелей.

В то же время добыча природных ресурсов в Арктике очень сложна и опасна с экологической точки зрения. При условиях сурового арктического климата, на порядок увеличивается вероятность аварийных ситуаций. Возможность ликвидации последствий разлива нефти, а также ее эффективность осложняются многочисленными штормами с высокими волнами, густым туманом и многометровым льдом.

Тем не менее, для России арктический шельф является одним из наиболее перспективных направлений по добыче углеводородного сырья.

Первыми добычу ресурсов на арктическом шельфе начал «Газпром». На Приразломном месторождении в Печерском море в декабре 2013 года компания получила первую арктическую нефть. Добыча ведется с платформы «Приразломная», которая была специально спроектирована для добычи нефти в Арктике. Первую арктическую нефть назвали Arctic oil (ARCO), впервые она была отгружена с Приразломного в апреле 2014 года.

Кроме того, на нефтегазовые ресурсы Арктики претендуют нефтяные компании Shell, BP, EXXON.

Вскоре после объявления российскими и иностранными компаниями о намерении добывать нефть в Арктике, с резкими протестами выступили экологические организации «Гринпис» и Фонд защиты дикой природы.

В 2012 году они начали международную кампанию «Защитим Арктику», в ходе которой люди всего мира призываются включиться в движение против нефтегазовой добычи в Арктике путем подписания требования о моратории на добычу там углеводородов.

О международном статусе Арктики

Международный статус Арктики закреплен в международных соглашениях. Арктический совет был официально учрежден в 1996 году в соответствии с Оттавской декларацией и является межправительственным форумом высокого уровня, обеспечивающим содействие сотрудничеству в этом регионе, особенно в сфере защиты окружающей среды. Государствами – членами Арктического совета являются Канада, Дания (включая Гренландию и Фарерские острова), Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США.

Территория Арктики поделена на пять секторов ответственности между Россией, США, Норвегией, Канадой и Данией.

b5f92d924c6a0c259ebca52fab92f2a1.png

На сегодняшний день точные границы Арктики не определены до сих пор, а секторальный принцип постепенно уступает место разграничением территориальной принадлежности ее участков.

Внимание России к Арктике растет, наша страна продолжает сотрудничество по вопросам региона с другими государствами, несмотря на сложную ситуацию в мире, сообщил посол по особым поручениям МИД РФ, старшее должностное лицо в Арктическом совете Владимир Барбин.

Основные задачи, которые решает российская внешняя политика в Арктике, сводятся к сохранению региона в качестве региона мира и сотрудничества, отметил он. Несмотря на сложные времена на международной арене, в Арктике нам удается сохранить сотрудничество – сказал дипломат на конференции по случаю Дня полярника.

Барбин добавил, что к теме развития региона проявляют интерес азиатские государства и РФ находится на конкурентном рынке: большой интерес к развитию и осуществлению проектов в Арктике испытывают наши азиатские партнеры, в частности Китай, Индия, Вьетнам, Южная Корея, Сингапур.

Глобальная проблема – изменение климата Арктики

Площадь льдов в Арктике через 5-10 лет увеличится, а кромка льда будет доходить до Мурманска, сообщил академик Российской академии наук, директор Мурманского морского биологического института Кольского научного центра РАН Геннадий Матишов.

По его прогнозу, через 5-10 лет все (арктические моря, омывающие Россию - прим. ТАСС) будет затянуто льдом. Кромка льда может дойти до Мурманска. Как обычно, она то до Мурманска доходит, то до Земли Франца-Иосифа уходит, пояснил ученый. Сейчас она ушла почти до Земли Франца-Иосифа. А в период похолодания она опять вернется к Мурманску, утверждает Матишов.

Академик прогнозирует увеличение ледяного покрова в Арктике в связи с цикличностью изменения климата. По его словам, наиболее теплый период цикла подходит к концу, а за ним придет похолодание, что усложнит ледовую обстановку и навигацию по Северному морскому пути. В связи с этим Матишов видит необходимость для России увеличивать количество атомных ледоколов.

В то же время в последние годы большинство ученых заявляют о сокращении площади льдов в Арктике. Так, в 2012-м NASA говорило о том, что таяние льдов в регионе за предшествующие 20 лет усилилось и шло в три раза быстрее, чем в 1990-е годы. В 2014 году на основании полученных из космоса снимков NASA констатировало сокращение площади арктических льдов до 5,02 млн кв. км.

При этом средний показатель 1981-2010 гг. составлял 6,22 млн кв. км. А в апреле этого года эксперты NOAA (Национального управления океанических и атмосферных исследований) США опубликовали исследование, прогнозирующее, что в 2016 году аномально высокая температура может привести к рекордно быстрому таянию арктического морского льда уже этим летом, а ледяной покров будет находиться на самом низком уровне с конца 70-х годов прошлого века.

Состояние экологии Арктики вызывает особую тревогу генпрокуратуры России

По мнению Генеральной прокуроры России, в Арктике вопрос рекультивации нарушенных земель, ликвидации ущерба для экологии прошлых лет, а также обеспечение экологической безопасности на предприятиях советского периода, решается медленными темпами.

В Арктической зоне, по оценке генерального прокурора России Юрия Чайки, сложилась тревожная ситуация с экологией.

Проверки, проводимые прокурорами, свидетельствуют, что предприятия-недропользователи допускают большое число нарушений. Особую опасность представляют нефтеразливы, сбросы сточных вод с содержанием цинка, магний, а также выбросы вредных веществ в воздух. Фиксируются нарушения с утилизацией отходов, это проблему необходимо решать оперативно, сказал Чайка.

Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Дмитрий Кобылкин предлагает передать на уровень регионов Государственный экологический надзор в Арктической зоне на объектах, не внесенных в федеральный перечень. При этом объекты особой важности для экономики и обороноспособности страны Кобылкин считает нужным вносить в перечень федерального уровня контроля и надзора, который утверждается правительством РФ.

По мнению главы ЯНАО, введение данной инициативы устранит действующие противоречия законодательных норм в сфере надзора и контроля за недропользователями и их промышленными объектами.

Сейчас, привел цифры губернатор, на Ямале зарегистрировано 425 компаний ТЭКа, геологоразведки и сервиса, ЖКХ, строительства и транспорта. На их долю приходится 90% отходов и загрязняющих выбросов.

При этом в зоне регионального контроля находятся только образовательные и социальные учреждения, субъекты малого и среднего предпринимательства, но степень их негативного воздействия несравнима с крупными хозяйствующими субъектами.

Исследованиями окружающей среды Ямала занимаются 15 мониторинговых полигонов. Благодаря комплексному подходу к надзору за экологией в Арктической зоне, стало возможным заранее просчитывать последствия природопользования, подчеркнул Кобылкин, и за 2014 год вложения четырех крупнейших недропользователей Ямала составили более 230 млрд рублей.

Парадигма развития российской Арктики

Сейчас отобрано 145 проектов на общую сумму 4,8 трлн рублей для реализации в Арктической зоне РФ, сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин на заседании Морской коллегии и президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики, которая прошла в конце мая. Из этих денег почти 4 трлн рублей - это внебюджетные источники.

В число наиболее перспективных и имеющих межотраслевое значение включено 17 проектов. Общий объем их финансирования составляет около 2,8 трлн рублей. Все проекты находятся в разной степени готовности к реализации, тем не менее они «далеко не совсем бумажные», подчеркнул Рогозин.

Зампред правительства рассказал, что часть проектов обеспечена финансированием, но имеются проблемы административного и нормативно-правового характера. Другая часть проектов необходимого финансирования не имеет, и поэтому предстоит искать инвесторов. Более того, часть проектов ждет государственного решения своей судьбы, потому как для их реализации необходимо привлечение иностранного инвестора, пояснил Рогозин.

Все представленные проекты, про его словам, являются масштабными и системообразующими, они способны выступить в роли драйверов социально-экономического развития арктической зоны и они обладают значительным влиянием на развитие смежных отраслей всей инфраструктуры и социальной сферы.

Главы регионов Арктической Зоны России инициируют собственные проекты

Власти Мурманской области ожидают прихода в регион и Арктику в целом новых инвесторов, в том числе из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Об этом ранее сказала в интервью ТАСС губернатор Мурманской области Марина Ковтун.

Арктическая тема стала одной из ключевых в рамках Петербургского международного экономического форума, напомнила она, и поэтому все заинтересованные стороны ждут обсуждения вопросов торгово-экономического сотрудничества в Арктике, инвестиционного потенциала арктического макрорегиона с целью привлечения в него российских и зарубежных инвесторов, в том числе из стран АТР.

Губернатор уверена, что растущее внимание к развитию Арктики со стороны многих, в том числе не арктических стран, создает хорошую основу для продвижения многостороннего сотрудничества. Многие наши инвестиционные предложения напрямую связаны с арктической спецификой региона, пояснила она.

Незамерзающий Кольский залив, базирование атомного флота и в целом перспективы по освоению Арктики позволяют формировать выгодные предложения для инвесторов в транспортно-логистической, высокотехнологичной нефтесервисной и рыбопромышленных сферах.

На конференции, посвященной вопросам развития Арктики в рамках ПМЭФ-2016. был презентован проект концепции северо-якутской опорной зоны Арктики главой республики Саха (Якутия) Егором Борисовым.

Минэкономразвития РФ предлагает новую редакцию госпрограммы «Развитие Арктики», приоритетным направлением которой станет создание опорных зон в российской Арктике, пояснил он. Якутия выбрана пилотной территорией – это северо-якутская опорная зона, направленная на кластерное развитие территории, когда один проект генерирует развитие других отраслей, которые в целом сказываются на повышении качества жизни населения. Опорная зона представляет собой симбиоз территории опережающего развития, особой экономической зоны и приоритетных инвестпроектов.

В концепции создания опорной зоны Якутия в качестве основы заложила добывающие проекты в своих арктических районах: добыча углеводородного сырья на территории Анабарского района, добыча олова в Усть-Янском районе, разработка золоторудных месторождений на северо-востоке республики, развитие порта Тикси и Зеленомысского речного порта, модернизация Жатайского судоремонтного и судостроительного завода, который будет обслуживать весь Ленский бассейн. Также предусмотрено развитие традиционных отраслей Севера, сельского хозяйства, туризма, энергетики, транспорта и создание аэропортовых комплексов.

По предварительным оценкам, на развитие этих проектов необходимо 40-50 млрд рублей.

Власти Ненецкого автономного округа (НАО) разрабатывают проекты глубоководного морского незамерзающего порта и железной дороги. С помощью этих проектов, общая стоимость которых предварительно оценивается в 260 млрд рублей, регион выйдет на Севморпуть, сообщил на конференции губернатор НАО Игорь Кошин.

По его словам, в состав приоритетных вошли два окружных проекта – строительство глубоководного морского порта Индига и железной дороги «Сосногорск-Индига». Предварительная проектная стоимость глубоководного порта составляет порядка 120 млрд рублей, железной дороги – около 140 млрд рублей.

«Задача – инфраструктурно раскрыть наш регион, нашу страну, – подчеркивает Кошин. – В Архангельской области заработает Северный морской путь, а если у нас получится построить железную дорогу из Сосногорска на Индигу, и там у нас будет порт не только для отгрузки сжиженного природного газа, перевалки нефти, но и для отгрузки генеральных грузов».

Проект терминала «Ворота Арктики»

В канун ПМЭФ началась реализация крупнейшего арктического проекта: с терминала «Ворота Арктики» был отгружен первый танкер с нефтью Новопортовского месторождения. Как сообщил гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков в ходе телемоста с президентом РФ, в проект уже инвестировано 186 млрд рублей, а за время эксплуатации данного объекта налоговые поступления в бюджеты всех уровней превысят 1,5 трлн рублей.

Говоря о качестве нефти, добываемой на Новопортовском месторождении, Дюков отметил, что этот сорт характеризуется высоким качеством и относится к категории «легкой нефти» с низким содержанием серы, что дает ей дополнительные конкурентные преимущества на мировом рынке.

Эта нефть более качественная, чем нефть марки Brent и торгуется с премией к нефти марки Brent, пояснил Дюков. Он добавил, что продолжается строительство высокотехнологичных горизонтальных скважин на месторождении, расширяется и развивается наземная инфраструктура.

Идет строительство мощной электростанции. На Выборгской судоверфи началось строительство новых современных мощных ледоколов, которые будут работать на этом проекте, сообщил глава «Газпром нефти».

«Ворота Арктики» – первый круглогодичный арктический терминал, построенный в акватории Обской губы в районе Мыса Каменного на Ямале для обеспечения круглогодичной транспортировки нефти морем, в том числе в экстремальных природно-климатических условиях. Речь идет о танкерной отправке нефти с Новопортовского месторождения, которое разрабатывает дочерняя компания «Газпрома» – «Газпром нефть». Максимальная мощность по перевалке сырья составит более 8,5 млн тонн нефти в год.

Северный морской путь сократит издержки на арктические перевозки

Создание единого транспортно-логистического оператора на Северном морском пути сократит издержки госбюджета на арктические перевозки, считает председатель Делового совета при госкомиссии по развитию Арктики, первый зампредседателя Морской коллегии Сергей Шишкарев.

По его словам, очень многие ведомства сегодня занимаются арктическим завозом, большие завозы идут в рамках Министерства обороны. Поэтому объединение усилий в данном случае для экономии флота, исключения так называемого «мертвого фрахтования», по большому счету должны сократить расходы государственного бюджета на реализацию этих перевозок, уверен Шишкарев.

e21b332a1a28cd7da108f4a767f81f13.jpg

В рамках консорциума заявлено участие крупных транспортных компаний. Может быть, другие участники транспортного рынка присоединятся к работе, а значит, конкурентная среда будет сохранена, добавил Шишкарев. Он также выразил убеждение, что рано или поздно современные технологии и стратегическое значение Севморпути так или иначе приведут к появлению международного транзита по этому направлению.

В конце мая Дмитрий Рогозин дал поручение Минтрансу и Минобороны в ближайшее время создать единого оператора на Севморпути. По словам вице-премьера, необходим некий субъект, который возьмет на себя проработку всех вопросов, в том числе и вопросов, связанных с размещением заказов по судостроению.

Границы Арктики на замке

В Арктике расположены компоненты российских и американских систем предупреждения о ракетном нападении, а также ракеты-перехватчики России (расположены на побережье Северного Ледовитого океана) и США (на Аляске). В Гренландии расположена американская база Туле.

В южной части архипелага Новая Земля находится российский ядерный полигон. ЗАТО Североморск (Мурманская область) является основным местом базирования Северного флота ВМФ России.

В 2007 году Канада объявила об усилении своего военного присутствия в Арктике, о более активном использовании аэродрома Резольют.

В 2011 году Канада провела военные учения Nanook, в 2013 – учения под названием «Нуаливут», в них отрабатывалась высадка десанта на острова Корнуоллис и Эллеф-Рингнес.

В 2013 году состоялись российские учения, в которых принимал участие крейсер «Петр Великий», атомные подводные лодки «Воронеж» и «Орел». В ходе учений проводились запуски крылатых ракет.

В 2013 году прошли учения «Арктический вызов», в которых участвовали ВВС США, Великобритании, Финляндии и Швеции. Эти учения проводились на территории Ботанического залива и норвежской части Баренцева моря.

Погранслужба ФСБ РФ увеличивает число кораблей ледового класса для арктической зоны, оснащенных площадками для вертолетов и беспилотников. Об этом заявил руководитель службы Владимир Кулишов.

На сегодняшний день, рассказал он, на Балтике проходит государственные испытания пограничный сторожевой корабль ледового класса «Полярная звезда». В этом году после завершения программы испытаний корабль приступит к выполнению задач с дислокацией в порту Мурманска. Еще два таких корабля вступят в строй в 2019 году.

По проекту все эти суда вертолетонесущие и приспособлены для размещения комплексов беспилотных летательных аппаратов. Кроме того, в текущем году планируется продолжить серийное строительство пограничных патрульных кораблей типа «Пурга», которые также имеют ледовый класс и способны работать с вертолетами и беспилотными аппаратами, отметил Кулишов.

Он напомнил, что в последние годы российская Арктика все более притягивает к себе интересы мирового сообщества. Там проходит Северный морской путь – кратчайший судоходный маршрут между Европой и Азией, на российском арктическом шельфе сосредоточено более 20% мировых запасов углеводородного сырья, морские биоресурсы могут добывать в промышленных масштабах. Кроме того, развивается туризм на арктических островах Северного Ледовитого океана.

В данных условиях, указал глава Погранслужбы, существенно возрастает роль береговой охраны, выступающей гарантом обеспечения пограничной безопасности в этом стратегически важном регионе. Зона ответственности береговой охраны уже давно вышла за пределы акваторий, находящихся под юрисдикцией государства. К таким районам, например, относится зона архипелага Шпицберген, где пограничные корабли совместно с береговой охраной Норвегии осуществляют контроль рыболовства.

Среди других важных задач он выделил защиту российских экономических интересов по освоению арктического континентального шельфа.

Заключение

Быстро возрастающее значение Арктики требует от России и мирового сообщества скорейшей разработки принципиально новых подходов к освоению полярных территорий. На сегодняшний день необходимо не только рациональное развитие производственных отраслей, но и защита и восстановление окружающей среды, а также охрана традиционных форм жизнедеятельности коренных малочисленных народов Арктики.

Целью конференции было заявлено создание открытой площадки для обсуждения актуальных вопросов социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и международного сотрудничества в регионе.

Уникальность тематики конференции по экономическому развитию Арктики заключается в том, что Конференция не только включает обсуждение внутрироссийских тем, но и сконцентрирована на международном сотрудничестве в макрорегионе, направленном на совместное решение проблем и обеспечение процветания северных территорий и Арктики.

Ставя во главу угла экономическое развитие региона, конференция отходит от отдельного рассмотрения отраслей, фокусируясь на возможностях развития бизнеса, привлечении инвестиций, реализации комплексных проектов.

Станет ли конференция платформой для координации усилий международных организаций, органов государственной власти и бизнес-сообщества из России и зарубежных стран для обеспечения стабильного развития Арктики покажет время.

Борис Скупов

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!