Ключевым фактором развития современных городов, является развитие их дорожно-транспортной инфраструктуры. По прогнозу ООН к 2050 году население Земли может превысить 9,1 млрд. человек, из которых 70% предположительно будут жить в городах.
Ретрофутуристическая картина дорог Америки 60-х годов
К 2050 году число легковых автомобилей на дорогах мира может достигнуть 4 млрд., т.е. вырастет в четыре раза по сравнению с сегодняшним уровнем автомобилизации в 1, 015 миллиард. Для сравнения в 1987 году число жителей планеты составляло 5 млрд., при уровне автомобилизации всего лишь в 500 миллионов. Учитывая стремительный рост населения и опережающие темпы роста его автопарка, ученые, инженеры, технологи и производители по всему миру ищут новые пути формирования эффективной инновационной дорожно-транспортной инфраструктуры для предотвращения транспортного хаоса и устранения пробок больших городов. Уже в 60-е годы прошлого столетия, художники футуристы видя нарастающий транспортный бум, рисовали виды американских дорог как многоуровневую транспортную систему…++
Из большого числа концептуальных предложений и разработок ученых - инженеров я спрогнозировал несколько важнейших направлений развития транспорта будущего, которые, по моему мнению, в состоянии произвести перезагрузку всей современной транспортной инфраструктуры:++
1. Изменение типов и видов личного и общественного автотранспорта.
Грядет революция инженерных систем, двигателей, конструкций, материалов, видов топлива автомобилей и т.д. Появятся новые роботизированные машины-трансформеры, способные уменьшать и увеличивать объем кузова, складываться на стоянках, приподниматься во время движения. Появятся автомобили, двигающиеся не только по дороге, но и по воде (речные такси) и по воздуху - авиамобили. Произойдет переход от бензинового и дизельного двигателей на экологичные типы электрический и водородный, имеющие нулевые вредные выбросы. Наряду с наземным общественным транспортом появится надземный струнный транспорт, скоростные магнитопланы и гиперзвуковой вакуумный транспорт. После 2050 года на дороги мира выйду роботы самых различных видов и размеров, в том числе антропоморфные. Продолжит развитие малый индивидуальный транспорт, который можно хранить дома, такой как велосипеды, самокаты, сигвеи, моноколеса, гироскутеры и т.д. ++
А.Скижали-Вейс. Летающие авиамобили в офисном центре будущего
2. Изменится способ владения и принципы использования автотранспорта.
Число личных автомобилей будет сокращаться, горожане все больше будут переходить на арендный транспорт «Каршеринг» и транспорт по вызову, ожидается существенная модернизация общественного транспорта, которому будет отдаваться приоритет и комфорт для движения по дорогам городов. Появилось 6 городов в мире с альтернативным отказом от личных автомобилей и переходящих на малый индивидуальный транспорт. ++
3. Переход на интеллектуальные системы управления и автоматизации автомобилей.
Эксперты утверждают, что к 2040 году 75% машин будут беспилотными. Самоуправляемые автомобили будут взаимодействовать друг с другом, избегая столкновения и оптимизируя маршрут, а применение технологий автоматизации автомобильного движения может увеличить эффективность перевозок. Подсчитано что, при использовании автопилотов за один час по одной полосе на скорости 120 км/ч могут проехать 12 тыс. автомобилей, а при управлении людьми только 2-3 тысячи. Ученые предполагают, что когда количество беспилотных автомобилей превысит число обычных, светофоры и дорожные знаки, созданные для людей, исчезнут, поскольку в них не нуждаются роботы-сенсоры. Голосовое управление, биометрия, программирование движения, общение через Интернет станет привычной опцией для пассажиров. Тот, кого мы имеем в виду сегодня под понятием «водитель» в будущем станет «активным пассажиром» сообщающим бортовой электронике только пункт назначения. Беспилотные «робокары» смогут не только быстро и комфортно развозить пассажиров, но и возвращаться на свои станции техобслуживания, электрозаправки и перехватывающие парковки. ++
А. Скижали-Вейс. Многоэтажные автомобильные дороги города будущего
4. Появление новых типов дорог.
Эволюционировать будут не только автомобили, но и сами дороги. Сегодня появились технологические разработки по переходу от традиционного асфальтового покрытия к новым видам покрытия и инженерно-конструктивным решениям дорог. Так, например, в Голландии в городе Роттердам начали строительство сборных дорог из фабричных пластмассовых плит. У этого проекта есть преимущества: вместе с плитами удобно прокладывать инженерные коммуникации, в несколько раз ускоряется процесс строительства, уменьшается нагрузка на несущую конструкцию дорог и эстакад, покрытие выдерживает температуру от -40 до +80 градусов, увеличивается долговечность и экологичность дорог. В связи с переходом на возобновляемые источники энергии появились интересные проекты дорог и автостоянок, использующие в своем покрытии солнечные батареи. Дорога сама генерирует энергию при помощи фотоэлектрических элементов, покрытие не бликует, обладает нескользкой устойчивостью, выдерживает грузовик в 12 тонн. Есть также технологии покрытия, позволяющие не только аккумулировать энергию, но и фильтровать окружающий дорогу воздух и очищать дорогу от вредных веществ с помощью технологии «фотокатализа». ++
5. Симбиоз автомобиля и дороги.
Не менее интересны идеи совместного использования технологических возможностей автомобиля и дороги. Например, транспортное средство может получать энергию для своего движения от дороги, которая черпает энергию от возобновляемых источников энергии, таких как море, ветер и солнце. Помимо описанных мною выше фотоэлектрических способов приведу пример установки турбин ветрогенераторов над дорогами или специальных индукционных полос дороги. Идея мгновенной подзарядки аккумулятора расположенного в днище автомобиля при его движении по индукционным полосам дополняется «флэш» подзарядкой электроавтобусов на остановках общественного транспорта при посадке и высадке пассажиров. ++
Есть разработки российских ученых внедрить в практику дорог нового поколения системы интеллектуальной разметки и свечения в темноте, использовать дорогу как огромный дорожный знак, который помогает водителям быстро ориентироваться и точнее направлять свой автомобиль. Однако, на мой взгляд, было бы гораздо эффективнее, разрешить «умной дорожной сети» оборудованной датчиками и радарами автоматически самой регулировать движение – разгонять, тормозить и направлять транспортный поток по полосам движения путем передачи информации на беспилотные автомобили, оптимизируя их движение. Если на дороге возникла авария, ведутся дорожные работы, ухудшаются погодные условия или видимость, автоматические системы дороги, смогут заблаговременно передавать бортовой системе автопилотов необходимые сведения и указания. ++
Самоуправляемые автомобили-беспилотники
6. Новые архитектурно-градостроительные решения.
За происходящими технологическими изменениями будут развиваться и архитектурно-градостроительные решения. На мой взгляд, появятся новые типы комбинированных развязок - пересадочных узлов, позволяющие пересаживаться сразу на несколько различных видов транспорта. Перейти, например, с воздушного вида транспорта – авиамобилей, струнного транспорта или магнитоплана на наземный - автомобильный, на подземный вид - метро и т.д. Такие многоуровневые транспортные хабы станут привычным явлением в высотных мегаполисах, в которых транспорт движется с разными скоростями сразу в нескольких уровнях дорожной инфраструктуры. Я прогнозирую появление новых типов дорог и полос для движения шагающей, бегающей, скачущей или ползущей робототехники. ++
Перспективно строить многоуровневые дороги, имеющие разные скоростные режимы движения и виды автотранспорта. Вместо одной широкой типовой автомагистрали с 12 полосами, разделенной ограждением встречного движения по 6 полос с хаотичным движением, бесконечным перестроением и авариями парализующих дорогу пробками, я предлагаю компактную трехэтажную дорогу с 4 полосами, по 2 полосы в разных направлениях. Это позволит в три раза сократить занимаемую городскую площадь, создать безопасные уровни движения: первый для общественного транспорта и спецслужб со скоростью до 60 км/ч, второй этаж для грузового транспорта со скоростью 60 – 100 км/ч, а третий этаж со скоростью движения 80 -150 км/ч для легкового личного транспорта. Освободившееся городское пространство можно озеленить, благоустроить, создать дорожки для индивидуального транспорта – велосипедов и т.д. Всепогодные дороги можно делать крытыми, освещенными, с небольшим подогревом и технологиями самоочистки, они не будут затапливаться, размываться водой, замерзать и заносится снегом. Крытые дороги можно делать надземные и полуподземные, увеличивая число уровней, добавляя, например трамвайные пути или комбинируя с легким метро или железной дорогой. Они будут дешевле, долговечнее в эксплуатации, комфортнее, быстрее и безопаснее. Если мы давно используем многоуровневые автостоянки, то почему у нас до сих пор нет многоуровневых 3-5-7 этажных автодорог с функциональным разделением экономящих дорогое городское пространство?! ++
Технологии симбиоза дорог и транспорта будущего
В заключении стоит отметить, что перезагрузка дорожно-транспортной инфраструктуры будущего будет происходить поэтапно с учетом всех описанных мною прогнозов развития. Время безответственного раздувания «автомобильного пузыря» 20 века в погоне за сверхприбылью ненасытными автогигантами-производителями, перекладывание ответственности и расходов на потребителя, оказавшегося в капкане: бесконечных трат на содержание/строительство дорог, покупки/утилизации транспортного средства, платного проезда по магистралям, парковку и т.д. должно смениться новой эффективной сбалансированной социальной стратегией развития 21 века. Именно автогиганты – мультимиллиардеры должны нести все бремя расходов на развитие и содержание дорог в мегаполисах, тем более что грядет эпоха интеллектуально взаимосвязанной системы дорог нового поколения и высокотехнологичного транспорта, приходит время, когда нужно будет производить, продавать и строить всю систему одновременно. Только тогда наши города смогут благополучно пережить новую волну урбанизации и роста населения на планете, стать экологически чистыми, свободными от автомобильных пробок, равнодоступной дорожно-транспортной инфраструктурой с социально оправданной и справедливой системой расходов! ++
Многоуровневый транспортный хаб 21 века
Фантастический фильм Земля будущего, 2015 г., стоп-кадр
Портальный автобус, Китай
А. Скижали-Вейс. Комбинированный пересадочный узел на въезде в город
_________________________________________________________________
Автор: Архитектор-фантаст и футуролог Артур-Скижали-Вейс.
13. 01. 2017 г.
Комментарии (0)