Эмпайр Стейт Билдинг, построенный в 1931 году, не только отличается тем, что входит в топ тройку небоскребов в США, но уникально во всем, начиная от того, как был выигран тендер на его строительство и до применения прогрессивных технологий при его возведении.
Характеристики здания:
373 м | Высота без шпиля |
443 м | Высота со шпилем |
103 | Этажей в здании |
365 000 тонн | Вес небоскреба |
60 000 тонн | Вес стального каркаса |
7240 кв.м. | Площадь фундамента |
10 000 000 | Кирпичей в кладке |
6 500 | Окон |
1860 | Ступеней в лестнице |
73 | Лифтов |
10 000 | Человек перевозят лифты в час |
3 194 547 | Ламп в светильниках |
100 | Попаданий молний в год |
История возникновения идеи и строительства Эмпайр Стэйт Билдинг весьма необычна. Она началась с того, что финансовый директор компании GeneralMotors Джон Раскоб задумал амбициозный проект, а именно, построить самое высокое здание в мире, да непросто построить, а превзойти в этом своего самого большого конкурента, на тот момент, компанию Крайслер.
Дух соперничества между компаниями возник уже в самом начале проекта, поскольку Крайслер, в тот момент, тоже занимался строительством не менее высотного здания. С самого начала, Эмпайр Стэйт Билдинг планировалось возвести высотой в 80 этажей, и завершить строительство в срок не более 18 месяцев.
Вот только Крайслер, заканчивая своё здание, добавил к проекту еще пять этажей. Эго было достаточно, для того, чтобы расчетная высота башни Крайслера стала на полтора метра выше Эмпайр Стэйт Билдинг.
Такой поворот событий никак не входил в планы Джона Раскоба. Поэтому перед строителями Эмпайр Стэйт Билдинг тут же была поставлена задача об обязательном увеличении его высоты, не забывая о том, что на вершине здания будет присутствовать еще и шпиль. Поэтому высота здания увеличилась до 103 этажей.
Строительством амбициозного здания General Motors занялась компания «Братья Старетт и Экен», которая сумела выиграла тендер при полном отсутствии инструментов и оборудования, необходимого для строительства, хотя наличие его у подрядчика, было непременным условием.
На вопрос тендерной комиссии: « А чем же вы будете строить?», Пол Старетт ответил: «Джентльмены, сейчас у меня нет даже лопаты, но постройка вашего здания влечет за собой значительные трудности, и даже всей техники, имеющейся у подрядчика, окажется недостаточно для решения поставленной задачи. Поэтому мы с нуля закупим всё необходимое оборудование. Когда же небоскреб будет построен, всю технику мы распродадим и выручку вернем вам». Находчивость Пола Старетта была вознаграждена, контракт был немедленно подписан и процесс пошел.
Работы по строительству здания начались в январе 1930 года, и само высокое здание в мире на тот момент, было построено в кратчайший срок 16 месяцев, что на было два месяца быстрее запланированного срока.
Для сравнения, через 50 лет башни близнецы в Нью-Йорке строились шесть лет!
Производственный процесс был расписан поминутно. С заводов поступали готовые металлоконструкции, пронумерованные и предназначенные для установки в заранее отведенное конкретное место. Допуски на металлоконструкциях составляли не более нескольких миллиметров.
Поскольку монтаж велся почти «с колес», вопросам логистики было уделено максимум внимания. Требовалось всего 80 часов, чтобы балки и другие металлоконструкции, которые изготовились на заводе в Плимуте, оказывались уже смонтированными на высоте сотни метров в центре Нью-Йорка!
Монтаж внутренних инженерных систем начинался сразу, как был закончен монтаж каркаса здания. Каждую неделю бригады сдавали по 4-5 этажей, а в наиболее острые периоды высотной гонки строителям приходилось работать практически круглосуточно, двигаться со скоростью 14 этажей в 10 дней. Внешние леса при строительстве решили не использовать, что очень удешевило и ускорило возведение здания. Общие принципы организации строительства, заложенные еще в те годы, используются американскими строительными компаниями и поныне.
Но история строительства была бы неполной, если не упомянуть еще об нескольких важных людях, сыгравших важную роль в осуществлении данного проекта: в 1880 г. Дж. Богардус представил свои разработки прочных чугунных конструкций, а в середине XIX века Отис разработал свой первый пассажирский лифт, который спустя некоторое время стал обязательным атрибутом практически всех высотных зданий мира.
Все в строительстве этого здания было необычным, начиная от выбора подрядчика и заканчивая технологией строительства.
Удивительный факт, но строительство самого высокого здания в Нью-Йорке обошлось намного дешевле, чем планировалось. Инвесторы затратили 41 млн. долларов, трудозатраты составили 7 млн. человеко-часов (притом, что месячная зарплата рабочих составляла 15 долларов). Число же рабочих на объекте в максимальные дни разгара работ составляло 3500 человек.
Основная часть рабочей силы поступала из рядов эмигрантов Европы и канадских индейцев, путешествующих на юг США в поисках работы. Работы на такого рода проектах выполнялись в те временя без особого внимания технике безопасности. Монтажные пояса, страховочные ремни, каски и т.д. — все это не было необходимыми составляющими строительного процесса. Не смотря на это, количество смертельных случаев было минимально. Один рабочий был зажат грузовиком; другой сорвался в шахту лифта; третий погиб от лебёдки; четвёртый оказался в зоне поражения взрыва; а пятый покончил жизнь самоубийством.
Само здание за 85 лет своего существования тоже сумело пройти жесткую проверку на прочность.
В июле 1945-го в него врезался потерявшийся в тумане бомбардировщик В-25. Основной удар пришелся на 79-й этаж. Двигатель пробил здание насквозь и вылетел с другой стороны здания. Тогда погибли 14 человек, но здание выстояло, а пожар быстро удалось потушить. Даже лифт проявил чудеса выносливости: сорвавшись от сотрясения в шахту с 79-го этажа, он затормозил и завис в районе 10-го, а находившийся в нем пассажир не пострадал. Еще один знаменитый пожар случился на 51-м этаже в 1990-м, когда загорелась проводка. Этаж выжег полностью, уничтожив все, кроме несущих стальных конструкций. В августе 1988 года, пожар случился на 86 этаже, и дошел до самого конца шпиля. К счастью, никто не погиб.
Не так давно была проведена реконструкция в здании. Были заменены 6500 окон на тройные стеклопакеты, что позволяет снизить энергопотребление на 40 % и сократить расходы на поддержание комфортного климата в здании. Модернизирована система отопления и кондиционирования, а так же установлены датчики присутствия людей в помещениях с целью экономии электричества. Реконструкция заняла 5 лет и обошлась в 550 млн. долларов, однако теперь здание входит в топ 10 самых энергоэффективных зданий Америки.
Почему 85 лет назад возможно было построить небоскреб за то время, которое сейчас уходит на строительство одноподъездного жилого дома? Неужели монтажники сейчас кладут кирпичи медленнее, чем раньше?
Несколько лет назад мы провели интересное исследование на одной стройплощадке: просто определяли время, которое монтажники тратили на выполнение работы и время, в течение которого они не занимались непосредственно выполнением монтажа, а тратили время на побочные дела или простаивали.
И вот какой результат: оценочно 30-40% рабочего времени монтажники тратилось впустую.
Среди явных ошибок при организации работ мы обнаружили:
- Самая ответственная работа — подготовка заявок на поставку материала и оборудование готовятся прорабом или бригадиром, без должной тщательности, мимоходом, в перерывах. В результате, объект комплектуется не полностью, не точно и не вовремя.
- Весь материал складирован в одно место или разбросан по площадке, без точного разделения по назначению, этажам, системам и т.п.
- На участке (этаж, крыло и т.п.), на котором ведется монтаж, нет полностью скомплектованного набора материалов, инструмента и т.п., который будет необходим для монтажа.
- У подрядчика нет на площадке такой должности, как инженер по подготовке производства.
Типовая ситуация: монтажники приступили к монтажу, но как оказалось на рабочем месте не хватает какого-то инструмента. Бригада остановилась, кто-то пошел за инструментом на склад. Пока туда шел, прораб попросил его сделать еще что-то. В итоге, на простое действие по доставке на место монтажа инструмента ушло около получаса. При этом вся бригада почти простаивала.
Когда приходит машина с материалами, рабочие переносят все в одно место, не сортируя. Когда требуется какое-то изделие уходит много времени на поиски нужного изделия.
Все это является признаками «детских болезней» подрядчика, а, значит, подрядчик учится работать на вашем объекте.
Иванов Александр
Волынкин Евгений
http://www.trusteng.ru/
Комментарии (0)