«Не надо плакать». Стройкомплекс России ищет новые точки роста

Подпишитесь на канал

Несмотря на рецессию в экономике, строительная отрасль в России не показывает резкую отрицательную динамку, а скорее осваивается в условиях сокращения бюджетов и оптимизации издержек. Даже в такой неустойчивой фазе инвестиции в российский стройкомплекс могут быть успешными. По крайней мере, это доказывает опыт компании КНАУФ — одного из крупнейших производителей стройматериалов в мире. Об этом шла речь на отраслевой конференции «Состояние российской экономики и ее влияние на строительный комплекс России», организованной Российским союзом промышленников и предпринимателей совместно с компанией КНАУФ.

7eff4d67a0c1ec0b2d18684d5056b41d.jpg

Согласно статистике…

Рецессия в экономике сказалась на отрасли строительства. «По данным Росстата, объем строительного сектора в 2016 году снизился на 4,3 %», — отметил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, открывая конференцию. Согласно результатам последних опросов, поведенных РСПП, основными причинами, тормозящими деятельность бизнеса в строительном сегменте, остаются рост тарифов, снижение спроса, недостаток квалифицированных кадров и проблемы с получением кредитов. А. Шохин также отметил, что бизнес ожидал снижения ключевой ставки в начале этого года до 9,5 %, что положительно сказалось бы на ипотечном кредитовании, однако Центробанк снизил ее только до 9,75 %. Несмотря на это, строительный бизнес пытается конструктивно реагировать на вызовы, предлагая правительству ряд экономических реформ.

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень не видит кризиса в строительной отрасли, несмотря на то, что традиционно участники рынка привыкли жаловаться. «Наше министерство работает 3,5 года, и все это время мы слышим жалобы и стон Ярославны», — подосадовал он. При этом третий год подряд отрасль показывает хорошие объемы ввода — более 80 млн кв. метров в год. Так, по данным Росстата, в 2016 году в России было построено 80,2 млн кв. м жилья, что всего на 6 % меньше рекордного 2015-го. Причем снижение в основном произошло за счет индивидуального жилищного домостроения, тогда как индустриальное строительство не пострадало, уточнил чиновник.

Впрочем, перед отраслью стоят новые вызовы, и не реагировать на них нельзя. Например, сегодня девелоперам жизненно необходимо подстраиваться под кардинально меняющийся спрос: покупатель все чаще отказывается от «панельных джунглей», предпочитая им малоэтажную застройку. И те застройщики, кто по-прежнему предлагает высотки в чистом поле, сильно рискуют, считает М. Мень. Что касается поддержки государства, то сегодня это меры, в первую очередь направленные на возведение инфраструктуры. Так, в 2017 году будет выделено 20 млрд рублей на создание инфраструктуры в микрорайонах комплексной застройки по всей стране и столько же на благоустройство дворов и знаковых общественных пространств в каждом муниципальном образовании от 1 тыс. жителей. 

9a424c4ed9685df97459c554c0d5aa4a.jpg

Жилье импортозаместилось

Важным промежуточным итогом развития строительной отрасли стала тенденция к импортозамещению. По словам начальника отдела развития промышленности строительных и нерудных материалов Министерства промышленности и торговли России Виктора Цветкова, в настоящее время отечественные предприятия промышленности строительных материалов полностью обеспечивают стройиндустрию основными материалами и изделиями. «Из 26 продуктовых направлений только в трех доля импорта выше 5 %», — отметил он. По его данным, еще несколько лет назад Россия была нетто-импортером стекла и тонкой керамики. Сегодня отечественное стекло идет не только в страны СНГ, но и в Турцию, а керамическая плитка поставляется почти в 40 стран. «Стандартное жилье сегодня практически полностью импортозамещено», — подтвердил эти цифры М. Мень. — Да, есть вопросы по насосным системам и другим инженерным системам, но в целом мы все производим здесь, на территории страны».

Производители основного «хлеба» стройки — цемента и металлоконструкций — также предпочитают не говорить о спаде, а готовиться к восстановлению рынка. Так, эксперт по правовым вопросам, вопросам технического регулирования и ВТО НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Наталья Кожина отметила, что после спада в прошлом году сегмент производства цемента планирует восстановиться к концу года текущего. Директор по маркетингу АО «Северсталь Менеджмент» Дмитрий Горошков напомнил, что половину всего производимого в стране металла потребляет именно строительная отрасль. «Не надо плакать», — призвал он коллег, подхватив мысль министра, и призвал бизнес изыскивать дополнительные возможности для развития. Именно таким путем идет и сама компания, осваивая новые технологии по продвижению своей продукции, в частности такие сервисные инновации, как онлайн-торговля. «У производителей строительных материалов есть возможность перейти на цифровую модель взаимоотношений как со своими поставщиками, так и с клиентами», — сказал Д. Горошков и анонсировал открытие собственного интернет-магазина компании. 

Научиться экспортировать…

Оптимистично прозвучало и выступление совладельца компании КНАУФ, почетного консула России в Германии Николауса Кнауфа, который призвал сместить привычный для россиян фокус с негативного на позитивный и говорить не только о проблемах, но и о возможностях, которых не так уж мало. По его словам, несмотря на периоды спада, экономика России укреплялась значительно сильнее, чем в странах Западной Европы. Так, после распада Советского Союза Россия приняла на себя его обязательства и погасила все долги стран, входивших в состав СЭВ, в размере 140 млрд долларов. Осталось всего 125 млн евро. В настоящее время госдолг России составляет 13 % от ВНП, тогда как задолженность стран Европейского союза по отношению к их валовому национальному продукту достигает 84 %. При этом официальный уровень безработицы в России не превышает 6 %, что значительно ниже, чем в Западной Европе.

Н. Кнауф выразил также оптимистические ожидания и относительно жилищного строительства в России благодаря в том числе банковской системе, в частности Сбербанку, который он назвал «самым успешным финансовым институтом Европы». Так, в прошлом году его прибыль составила 8 млрд долларов, а ипотечных кредитов для строительства жилья Сбербанк выдал на 27 % больше, чем в 2015 году. В целом по стране 55 % ипотечных кредитов также приходится на этот финансовый институт. Если дело так пойдет и дальше, не стоит беспокоиться относительно жилищного строительства в России, это может восприниматься как знак к его дальнейшему подъему, заключил Н. Кнауф.

80fe1bbf2206706d8e253bf27f9f8f09.jpg

«За все годы работы в России с ростом ее экономики и тяжелым периодом падения мы никогда ни на минуту не сомневались, что инвестировать сюда, безусловно, стоит», — заявил он и перечислил основные преимущества таких инвестиций. Это сравнительно невысокая стоимость энергоресурсов: российские цены на электроэнергию вполовину дешевле западноевропейских, а на газ — на 70 %. «То есть мы можем производить здесь, в России, значительно дешевле, чем где бы то ни было», — пояснил Н. Кнауф.

«В последние годы в России развивалась нефтепереработка, химические предприятия, но об этом никто ничего не говорит, — продолжил он. — Между тем здесь действительно создана базовая промышленность для того, чтобы обрабатывать сырье, которое также добывается в стране. Ни в одной индустриальной стране мира нет подобных преимуществ — сырья и энергии в таких масштабах, как в России. Здесь у нас огромный внутренний рынок для производства высококачественных продуктов, и это дешевле для нас, чем выпускать их в западных странах». В целом суть его доклада сводилась к тому, что предприятия индустрии строительных материалов должны работать не только на внутренний рынок России, но и осваивать рынки Западной Европы.

Впрочем, для реализации высокого потенциала в России необходимо снять некоторые инфраструктурные ограничения, в частности решить проблему транспортировки произведенного товара и логистики. Уже есть небольшие улучшения по скорости доставки Российским железными дорогами: раньше вагоны надо было заказывать за 10 дней, а сейчас — за один. Но все равно расстояния в России большие, а значит, транспортные издержки закладываются в конечную стоимость товара, и составляющая эта остается высокой. К тому же продукцию, произведенную на территории России, просто невозможно вывезти за рубеж «одним вагоном» (то есть без перегрузки), поскольку ширина колеи в Европе и России разная. Так что основным путем доставки пока остается водный.

… научиться локализовывать

Санкции и волатильность национальной валюты толкают крупный международный бизнес к локализации в России. Этим же путем пошел и КНАУФ. Сегодня компания применяет местное сырье, российские материалы и продает готовую продукцию на российском рынке. Оборот российских предприятий компании КНАУФ составляет примерно 40 млрд рублей, здесь заняты около 4 тыс. работников, сообщил управляющий партнер компании КНАУФ Манфред Грундке. В 2017 году компания планирует инвестировать 5–10 % от оборота в оборудование и обновление производства. А вообще за последние несколько лет в связи с волатильностью рубля расходы КНАУФ на закупку сырья и материалов выросли на 30 %. «Мы не могли переложить этот рост на плечи потребителя за счет поднятия цен. В условиях, когда большая часть необходимых для производства материалов закупается за границей, а заметную часть импорта составляют химикаты, которые в России пока еще не производятся, нами был взят курс на локализацию, и он успешно осуществляется», — М. Грундке.

Так, в текущем году в Самарской области будет запущен в эксплуатацию новый завод сухих строительных смесей с проектной мощностью 120 тыс. тонн продукции в год (100 тыс. тонн сухих строительных смесей и 20 тыс. тонн шпаклевочных составов). Общий объем инвестиций составляет 25 млн евро. Вместо изначально запланированных 88 млн рублей на закупку отечественного оборудования ушло почти 300 млн рублей, причем примерно 60 % оборудования, поставляемого для завода, произведено в России. Другой пример касался поставки бумажных мешков для упаковки. До кризиса все мешки для фасовки сухих строительных смесей закупались в странах Европейского союза, в то время как в России не было конкурентоспособных производителей этой продукции. Сегодня большая часть мешков для российских предприятий КНАУФ закупается в России, доля экспорта из Европы незначительна. Благодаря этому экономия составила порядка 10 %. 

187e4fe6ad51b30a72d62d0808aa5626.JPG

Кроме основного производства компания также решила внести свой вклад в экономику доступного жилья по цене 40 тыс. рублей за кв. метр. М. Грундке представил аудитории перспективный проект по созданию жилых зданий по технологии модульного строительства, в том числе отвечающих мировым стандартам энергоэффективности. В первую очередь речь идет о трех- и четырехэтажных домах, в которых сегодня хотели бы жить люди.

В целом участники конференции сошлись на том, что строительство как крупнейший сектор российской экономики (в нем занято 5 млн человек) переживает не самые лучшие времена, но для того, чтобы успешно преодолеть трудности, есть все необходимые инструменты. И лучшее, что может предпринять бизнес сегодня, — это как минимум попытаться их освоить.

Людмила Изъюрова

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!