За последнюю четверть века разрушение и снос (демонтаж) зданий, стали одним из самых востребованных видов строительной деятельности в России. Особо впечатляющий размах «разрушительного бизнеса» наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге.
Снос (демонтаж) объекта то есть ликвидация здания (сооружения) путем разборки сборных и обрушения монолитных конструкций с предварительным демонтажем технических систем и элементов отделки постепенно выделяется в обособленное и самостоятельное направление не только в столичном строительном комплексе. На строительной периферии десятки фирм предлагают свои услуги в этой области.
До недавнего времени, снос (демонтаж) здания рассматривался как исключительная, крайняя мера, связанная с градостроительными и другими объективными обстоятельствами: высокий физический и моральный износ, аварийное состояние и т.д.
Демонтаж здания весьма сложный и ответственный вид строительных работ и как правило, осуществляется специализированными демонтажными компаниями, обладающими всеми необходимыми лицензиями и сертификатами для выполнения таких работ, а также парком спецтехники.
В настоящее время снос (демонтаж) зданий приобрел четко выраженную стратегическую направленность в области градостроительных реноваций. Это обусловлено тем, что демонтаж сооружений представляет собой первое звено в цепочке строительных работ на определенном участке урбанизированной территории.
Он включает в себя целый спектр работ. «Разрушителям» нужно в сжатые сроки разобрать здание и сделать это «без шума и пыли», чтобы не причинять неудобства людям, живущим и работающим рядом, быстро освободить площадку от мусора и подготовить ее под новое строительство или провести благоустройство.
Не разрушая старого не построишь нового
Не многим известно что Российское строительное профессиональнее сообщество более полувека плодотворно работает сотрудничает с Европейской ассоциацией по разрушению и сносу (The European Demolition Association, EDA), которая была создана в 1978 году и входит в состав Всемирной организация по разрушению и сносу.
Необходимость ее организации возникла 1960-1970-х годах прошлого века, когда появилась потребность в массовом сносе старого жилья и выводе многих предприятий за черту городов. Генеральный секретарь ассоциации Жозе Бланко рассказывает: «В Европе нас называют разрушителями. Мы не обижаемся, ведь не разрушив старое, не построишь новое».
По словам представителей EDA, в Европе этот вид бизнеса востребован потому, что здания быстро устаревают, даже не столько физически, сколько морально.
Меняются требования к теплотехническим свойствам наружных конструкций, к планировке и архитектуре зданий, появляются новые, более совершенные строительные материалы. Такие постройки выгоднее быстро снести и тут же построить что-то новое. Конечно, речь не идет о зданиях и сооружениях, имеющих историческую ценность.
«Разрушение и снос зданий, – утверждает Жозе Бланко, – это сложный, ответственный, порой даже опасный вид деятельности. Особенно, если речь идет о работах в стесненных условиях городов, где рядом находятся жилые постройки, проходят транспортные магистрали, подземное пространство пронизано всевозможными коммуникациями».
Для выполнения этих требований были разработаны определенные технологии, создано множество различной специализированной техники и оборудования, отработаны методики по подготовке проектировщиков, инженерных и рабочих кадров. Ход работ скрупулезно продумывается на стадии подготовки к сносу, включая реализацию строительных отходов: часть их идет для повторного использования, часть дробится и направляется для вторичного использования на строительстве дорог или работах по благоустройству и т. п.
Снос ветхого жилья приоритетная задача российских строителей
Главное направление деятельности для российских «разрушителей» – это снос морально и физически устаревших зданий и сооружений: домов первых массовых серий и ветхого жилья разных лет постройки, а также освобождение площадей после вывода промышленных предприятий за черту городов.
В Москве программы по сносу домов первых массовых серий начали осуществлять еще в 1995 г. Опыта у правительства Москвы, как и у вновь созданных фирм, не было. Это сказалось на выборе методов разрушения — первые пятиэтажки взрывали, что к тому времени в мире было запрещено делать в городах.
В те годы было снесено более 400 пятиэтажек 1957–1968-х годов постройки. По программе реновации жилья на подходе снос домов более поздних серий, так что у «разрушителей» работы весьма достаточно.
Старое жилье — один из болезненных и нерешенных вопросов в столице. С одной стороны, властям под давлением общественности приходится думать, как сохранить уникальную атмосферу Москвы, с другой — дома, десятки лет не видевшие ремонта, ветшают и становятся непригодными для жилья.
В ряде российских регионов продолжается выведение промышленных предприятий за черту городов. В частности в Москве началась массовая очистка территории бывших предприятий «ржавого пояса» столицы», где предстоит снести около 200 зданий и сооружений.
Недавно Сергей Собянин вновь подтвердил, что московское правительство придерживается политики избавления города от промышленных предприятий.
«Разрушители» в боях с самостроем
Искренняя вера в то, что деньги в нашей стране могут все, толкает потенциальных застройщиков на нарушение законов. Практически по всей стране, включая обе столицы, в последние годы массово шло стихийное строительство. Но игры с государством – штука опасная, и в этом убедились те, кто проиграл суды.
В связи с этим у фирм, занимающихся разрушением и сносом зданий и сооружений, появилось новое поле деятельности – незаконно возведенные постройки.
Сказать что разрушителя испытывают удовлетворение от дополнительного заработка весьма спорно… Как признаются сами «разрушители», это их совсем не радует. Ведь, когда в стране не хватает жилья, разрушать построенные дома, лишая жилища несчастных дольщиков – не совсем нормально.
Но Закон есть Закон. Пункт 1 статьи 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации, дает четкое определение самострою: «Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил».
Есть и Административный кодекс России, согласно которому самовольное строительство карается законом: по решению судов назначаются штрафы, самовольно построенные здания и сооружения сносятся за счет нарушителей.
Разрушение и снос зданий – дело творческое
Снести невысокое здание со свободным к нему доступом, не соседствующее с постройками, повреждение которых недопустимо, осуществить достаточно просто. Это можно сделать с помощью взрывчатых веществ, а также очень распространенным у нас методом – ударами висящего на тросе массивного металлического ядра или «шар–бабы».
Еще 30-40 лет назад это и было основным методов сноса и разрушение зданий. Об этом ярко свидетельствует эпизод из фильма «Покровские ворота». Трос, в свою очередь, обычно крепится к стреле крана или экскаватора. Металлические конструкции можно разобрать на фрагменты также достаточно просто с помощью крана и газорезчика.
А как быть с железобетонными постройками, имеющими высоту 60-70 м? Как демонтировать высотное строение, учитывая, что при разрушении оно может нанести вред находящимся вблизи жилым домам и их жителям, а также нарушить целостность многочисленных коммуникаций, проложенных рядом и под объектом сноса? Тут обычно рядом делали земляную насыпь, чтобы с нее вести демонтаж.
Но ситуации, здания и сооружения бывают самые разные: иногда возникает необходимость в сносе только части высотного строения или же внутри сооружения, идущего под снос, находятся коммуникации или оборудование, закрепленное на элементах здания, и это оборудование необходимо сохранить.
Использование современных технологий подразумевает, особенно в городских условиях, не снос, а исключительно демонтаж зданий.
Нынче в арсенале у «разрушителей» суперэкскаваторы с различным навесным оборудованием: это гидромолоты, которые легко дробят даже гранит, гидроклещи, гидроножницы, которые «разгрызают» любой бетон, перекусывают бетонные балки, колонны, металлоконструкции. Если вместо ножниц устанавливают грейфер, он «пережевывает» конструкции на мелкие части.
Так вот, применяя экскаваторы-разрушители, можно производить демонтаж даже в условиях действующего производства! Это означает, что работы могут производиться во взрыво- и пожароопасных условиях, а также в условиях, не допускающих значительных динамических или статических силовых воздействий.
Технологический арсенал «разрушителей» постоянно пополняется
Японцы давно встали на путь быстрой замены устаревших зданий. На японских островах, за последнее время к сносу «приговорено» около тысячи высоток Естественно, что строители Японии в деле разрушения и сноса зданий стали «впереди планеты всей».
Даже энергию, образующуюся при спуске обломков стройматериалов, японцы сумели преобразовать в электрическую, и она обслуживает нужды строительства. Для этого на стреле крана устанавливается мини-электростанция, генерирующая энергию спуска.
Недавно японцы предложили более совершенную технологию по разборке высотных зданий – «снизу вверх».
Ее суть в том, что несущие конструкции первого этажа заменяют мощные домкраты. С межэтажного пространства выбирают все стройматериалы, а затем аккуратно опускают здание и приступают к разборке следующего этажа.
Плюс этой технологии в том, что строительные отходы можно сортировать и утилизировать по ходу работ. При этой технологии практически не бывает пыли, резко снижается уровень шума и вибраций от стройки.
Методически последовательно осваивают новейшие технологии разрушения европейские строители. Здесь разборка здания ведется методом «сверху вниз» с использованием больших подвижных платформ – кондукторов и мощных кранов. Вокруг верхних этажей устанавливаются своеобразные леса, накрытые колпаком. В результате пыль и мусор не разлетались вокруг стройки.
Небольшой, но мощный экскаватор-робот разбирает сначала навесные элементы, затем несущие конструкции. Робот передвигается по лестницам вниз, пока не достигает уровня основания. Здание высотой в 25 этажей было разобрано, а площадка подготовлена под новое строительство за три месяца.
Есть похожая технология, при которой с помощью мощных домкратов на верхнем этаже фиксируется крыша здания, и по мере разборки она опускается вниз до первого этажа.
Кто в России является потребителем услуг «разрушителей в законе»
В работе по разрушению и сносу зданий на первом месте всегда стоит безопасность, на втором – сроки, на третьем – цена вопроса. Многие могут снести здание, но мало кто знает, как это сделать максимально быстро, безопасно и недорого.
Не могут обойтись без услуг разрушителей застройщики и генподрядные компании, которым необходимо обеспечить реализацию проекта строительства «под ключ», не имеющие опыта работ в проведении сноса или демонтажа; а также собственники территорий, которым по каким-либо причинам существующее строение мешает дальнейшему развитию.
Однако основные потребители услуг «разрушителей» это инвесторы и девелоперские компании, которым после приобретения площадки и перед началом нового строительства требуется произвести полную ликвидацию старых зданий и сооружений.
В заключении
Организация сноса здания − трудоемкий и многоэтапный процесс, который требует качественного выполнения инженерных, подготовительных и демонтажных работ, а также строгого соблюдения техники безопасности и требований законодательства.
Российские «разрушители в законе» пока еще в начале освоения этого сложного процесса. Но успехи в этом нелегком строительном бизнесе обязательно придут. Ибо рост и развитие современного мегаполиса невозможны без реновации территорий – сноса аварийных строений, перепрофилирования нерационально используемых площадей, вывода промышленных предприятий за пределы городской застройки.
Практически снос или демонтаж старых зданий давно уже стали одним из основных этапов начала нового строительства в нашей стране, без которого не могут появиться современные жилые дома и другие объекты инфраструктуры.
Однако необходимо обратить внимание любознательного читателя на то, что поскольку эти процессы связаны с проведением сложных и ответственных работ, а также с повышенным уровнем опасности, доверять их выполнение можно только профессионалам, имеющим практический опыт реализации таких проектов.
Борис Скупов
Комментарии (0)