Публичное акционерное общество «Алроса» 26 августа 2017 года сообщила о прекращении поисково-спасательных работ на руднике «Мир» в Якутии, где 4 августа сего года в результате подземной катастрофы пропали восемь горняков компании.
С началам трагических событий на подземном руднике руководство ПАО «Алроса» распространяет следующую информацию: «Крупнейшая на кимберлитовой трубке «Мир» технологическая авария произошла 4 августа 2017 в 16:35 по московскому времени. На горизонте минус 210 произошло подтопление насосной станции главного водоотлива № 2. На момент аварии в выработках рудника на этом уровне находился 151 человек. Ещё несколько десятков шахтёров работали выше».
Смею отметить, что мои бывшие коллеги мягко говоря лукавят. Произошла катастрофа. Ибо «подземной аварией» в шахте называется внезапное нарушение нормального состояния выработок, механизмов и состава рудничной атмосферы, в результате которого создается угроза жизни людей, занятых на подземных работах.
Авария, имеющая по масштабам разрушений и числу жертв характер стихийного бедствия, называется катастрофой. И если подземные аварии, как правило ликвидируются чаще всего рабочими и надзором шахты, то для ликвидации катастрофы привлекаются значительные силы и спасательные средства МЧС РФ.
О первой алмазной копи России – только факты
Автор настоящей публикации неоднократно публиковал материалы о кимберлитовой трубке «Мир» в том числе на портале «Строительный эксперт», однако есть необходимость напомнить читателю некоторые моменты и факты их сферы алмазодобывающей промышленности нашей страны.
Кимберлитовые трубки, из которых добывают алмазы – результат извержений подземных вулканов, произошедших миллионы лет назад. Под воздействием высоких температур и огромного давления углерод получил прочную кристаллическую решетку и превратился в драгоценный камень. Впоследствии, открытие этого свойства позволило наладить производство искусственных алмазов. Но натуральные камни, разумеется, гораздо ценнее.
Первая масштабная промышленная добыча алмазов началась на юге Африки порядка ста лет назад. В России кимберлитовые трубки были открыты только в середине прошлого века – в Якутии. Это открытие положило начало «Алросе» – сегодня мировому лидеру по добыче алмазов.
Разработке кимберлитовой трубке «Мир» власти СССР уделили огромное внимание, привлекли огромное количество людей – и через некоторое время среди дикого и необжитого края был построен город Мирный, расположенный более чем в тысячи километрах от Якутска. Поселение сразу разместили так, что кимберлитовая трубка оказалась прямо возле Мирного.
Работы по разработке месторождения «Мир» в условиях вечной мерзлоты (зимой температура здесь нередко бывает -60°C) были чрезвычайно тяжелы – с землёй работать было очень тяжело и грунт приходилось подрывать динамитом. Уже через несколько лет, карьер давал около 2 кг алмазов в год, из них 20% имели ювелирную ценность, а остальные были задействованы в промышленных целях.
Несколько лет назад добыча алмазом в карьере, после того как глубина дыры достигла критических размеров (диаметр его составляет 1,2 км, а глубина – 525 м) была прекращена, все работы перешли в подземный рудник «Мир».
Работа под землей тяжела сама по себе, а в данном случае усложняется ещё и тем, что подземные воды постоянно подтапливают рудник, в результате чего её приходится постоянно беспрерывно выкачивать и направлять в естественные разломы, которые были найдены в земной коре.
Два слова о ПАО «Алроса»
Добыча алмазов в Якутии осуществляется крупнейшим предприятием в России – ПАО «Алроса». На своих месторождениях «Алроса» добывает около 35 млн карат алмазов в год, являясь крупнейшим в мире производителем этого сырья в физическом выражении: на ее долю приходится около 97% российской добычи и 25% мировой.
При этом содержание алмазов в руде кимберлитовых трубок традиционно невелико – обычно несколько карат на тонну. Якутские месторождения в этом плане выигрышны, и считаются одними из наиболее богатых по содержанию.
В 2010 г. объем реализации алмазов и бриллиантового сырья «Алросы» составил $3,48 млрд, а в 2015-м, по предварительным данным, компания продала продукции на $5 млрд – рекордный показатель за всю ее историю.
С каждым годом объемы добычи увеличиваются, разрабатываются новые месторождения, строятся подземные шахты. Выручка от объемов реализации алмазов в год – более 5 миллиардов долларов США. Ежегодный прирост чистой прибыли на уровне 3%. В будущем планируется увеличить этот показатель, за счет окончания строительства шахт, которое требует значительных капитальных вложений.
Прогнозные запасы компании составляют около трети от общемировых, а разведанных хватит для поддержания текущего уровня добычи в течение 25 лет без снижения качества сырья.
Если обратиться к цифрам, то запасы алмазов на принадлежащих «Алросе» месторождениях составляют (по данным, опубликованным в мае 2015 года) 1,23 млрд карат по российской классификации (1,014 млрд – доказанных и 0,211 млрд – вероятных).
По предварительным расчетам, для оборудования одной подземной копи необходимо до четырех миллиардов долларов. Из-за таких расходов «Алроса» оказалась на пороге убыточности, но государство поддержало компанию, разрешив продажу акций, значительную часть которых приобрел банк ВТБ.
Так что же случилось на подземном руднике «Мир»?
Что знают жители России о трагических событиях на подземном руднике Кимберлитовой трубки «Мир»? Да практически ничего. О какой ни будь заштатной автоаварии интернет и СМИ «гудят» несколько дней. Но на протяжении трех недель поисково-спасательных работ на руднике, информация о них подавалась пресс-службой ПАО «Алроса» в строго дозированной форме. Однако и из этих противоречивых данных складывается довольно неприятная для экономики России и ее алмазного престижа картина.
Во первых, официальная версия трагедии состоит в неконтролируемом прорыве водных масс на рабочие горизонты рудника. Да кто бы и сомневался. Еще при открытой разработке был пересечен мощный Метегеро-Ичерского водоносный горизонт.
Подземная река создавала серьезные трудности все время активной разработки карьера, борьба с ней ведется и по сей день – сейчас от этого зависит безопасность работ на руднике, находящемся в толще земли. Высокоминерализованная вода, найдя себе множество выходов, изливается ручьями на дно карьера со скоростью свыше 1000 кубометров ежечасно. Постоянно, на дне чаши кратера плещется бирюзовое кислотное озеро. Так что явление стихийной угрозы налицо.
А как же безопасно добывать драгоценную породу?
В ходе разработки горные выработки «Мир» трижды реконструировались, была создана уникальная тампонажная завеса, предотвращающая попадание агрессивных рассолов из водоносного комплекса, а также система водоотлива, удаляющая из карьера до 1 миллиона кубометров воды ежемесячно.
По проекту подземной отработки месторождения вся вода из карьера должна непрерывно выкачиваться и закачиваться в разломы, которые найдены геологами в земной коре. Скапливаемая в карьере вода также подтапливает расположенный под землей рудник.
В целях безопасности вода непрерывно выкачивается насосами из карьера. Для откачки вод обустроено несколько насосных станций, на вооружении у них – погружные насосы высокой производительности (4 насоса на каждой станции, производительность каждого насоса – свыше 450 кубометров/час).
Откачиваемая вода по трубопроводу подается в находящееся за пределами города рукотворное озеро – накопитель минерализованных вод, где находящаяся на берегу насосная станция в свою очередь перекачивает воду дальше – снова под землю, в геологический разлом.
Ещё во время строительства подземного рудника дно законсервированного карьера было засыпано специальным предохранительным слоем породы. Этот слой носит название «целик» и не поддаётся разрывным давлениям, его толщина – 45 метров.
Достаточно ли этих мер для безопасного ведения работ в подземных горных выработках рудника – вопрос спорный и в масштабах настоящей статьи его не осветить. А пока обратимся к тем мерам, которые предприняла ПАО «Алроса» после 26 августа 2017 года.
ПАО «Алроса» выплатить денежную компенсацию семьям пострадавшим. Президент «Алроса» Сергей Иванов от лица компании выразил соболезнования семьям, родным и близким шахтеров.
«С тяжелым сердцем я вынужден сообщить, что надежды на то, что оставшихся в руднике рабочих удастся поднять на поверхность живыми, не осталось. Мы глубоко потрясены произошедшим. Это трагедия для всей компании. Осознание того, что мы сделали все возможное для спасения людей, к сожалению, не может служить утешением для их родных и близких», — отметил Иванов.
Краткая справка
Сергей Сергеевич Иванов родился 23 октября 1980 года в Москве.
Окончил в 2001 году Московский государственный институт международных отношений по специальности «экономика», в 2002-м – по специальности «финансы и кредит».
В 2002–2005 гг. занимал различные должности в Государственной инвестиционной компании и ОАО «Газпром».
В 2005–2011 гг. – вице-президент, первый вице-президент, заместитель председателя правления ОАО «ГАЗПРОМБАНК».
В 2011–2016 гг. – председатель правления АО «СОГАЗ».
С апреля 2016 года до утверждения на посту президента АК «АЛРОСА» работал старшим вице-президентом – руководителем блока «Управление благосостоянием» ПАО «Сбербанк».
13 марта 2017 года избран президентом АК «АЛРОСА» (ПАО).
Родственных связей с иными лицами, входящими в состав органов управления и органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью АК «АЛРОСА» (ПАО) не имеет.
Сергей Иванов является членом советов директоров АО «Роснефтегаз», НПФ «Газфонд», «Газпромбанк» (АО).
Отмечен благодарностями Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, имеет ведомственные награды. Свободно владеет английским и немецким языками.
Сергей Иванов распорядился немедленно выдать семьям пострадавших по два миллиона рублей и оборудовать памятники (кенотафы) за счет компании. К выдаче денежных средств уже приступили.
Последнее слово вместо категорического заключения
80 лет в России и ряде стран СНГ работники горной промышленности традиционно и с большим размахом отмечают в последнее воскресенье августа свой профессиональный праздник – День шахтера.
Мирный – город шахтерский, ибо смысл его существования подчинен задачи добычи стратегически необходимого государству Российскому продукта – алмазов, не говоря уже об урановом сырье. Особенно торжественно жители Мирного отмечали этот праздник в прошлом, 2016 году – юбилейном для алмазодобывающей промышлености страны.
Ныне это «праздник со слезами на глазах» – город погружен в траур по горнякам на веки оставшимся под землей. Наша святая обязанность помянуть их имена:
ВЛАСЕНКО Алексей Владимирович, машинист буровой установки.
ЖУКОВ Дмитрий Евгеньевич, машинист буровой установки.
КУЛИКОВ Виталий Витальевич, и.о. начальника участка.
МАРЬИН Дмитрий Михайлович, машинист буровой установки.
МИРОНЦЕВ Глеб Александрович, горнорабочий очистного забоя.
МИСНИК Валентин Анатольевич, мастер участка.
НЕУСТРОЕВ Михаил Юрьевич, машинист буровой установки.
СТЕПАНОВ Игорь Анатольевич, взрывник.
К данному списку необходимо добавить строку – Новоселов Александр Олегович, бывший генеральный директор «ЯкутНИИпром Алмаз» и мэр города Мирный. Сердце ветерана алмазодобывающей промышленности не выдержало трагических известий о катастрофе на объекте, в который была вложена вся его жизнь.
Объективно состояние техногенной опасности внутренне присуще технической системе любому горнопромышленному объекту и технической системе, и как правило реализуется в виде поражающих воздействий источника чрезвычайной ситуации (пожара, горных ударов, прорывов воды, обрушений и т.д.) на человека, горно-промышленные объекты и окружающую среду при его возникновении. В профессиональном сообществе работников горной индустрии мрачно шутят: «Жертвы на шахте будут, ибо все мы ходим под Богом и крепью».
К сожалению, необходимо констатировать следующие – обсуждаемые в данной публикации трагические события свидетельствуют о том, что в современных условиях «дикого капитализма», план развития предприятия алмазодобывающего комплекса (Мирнинский ГОК) определялся, прежде всего, экономическими факторами, а затраты на осуществление необходимых мероприятий для создания устойчивой системы безопасности подземных работ естественно повышают себестоимость продукции и являются сдерживающими факторами увеличения производственной мощности подземного рудника.
Игнорируя «твердую крепь», нельзя забывать основного правила капиталистического производства изложенного еще Генри Фордом: «Экономическая деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызываемого этой деятельностью ущерба обществу и окружающей среде».
И об этом есть необходимость поговорить в следующих публикациях.
Желаю всем шахтерам нашей страны, чтобы количество спусков под землю всегда равнялась числу подъемов на дневную поверхностью.
Борис Скупов
Комментарии (0)